Статья на тему: Организация самостоятельной работы учащихся

     Современный  рынок  требует специалистов,  свободно  мыслящего, умеющего работать в коллективе, способного постоянно  учиться и приспосабливаться к изменениям, умеющего быть дееспособным. В целях  повышения  интереса к   предмету, развития познавательной активности, творческой  самостоятельности учащихся применяю  различные  формы и методы обучения, ибо  единственный  путь  к успеху – это развивающее  обучение. На  занятиях стараюсь не  учить, а  побуждать  учеников учится  в  творческом, п...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы учащихся


Оспанова З.К.,

Государственная cредняя общеобразовательная школа №16 г.Актобе


В новых социально-экономических условиях нужно особенно уделять внимание творческому подходу в обучении, поддерживать и стимулировать познавательный интерес учащихся. Необходимо обучать умениям практического использования знаний, особенно преподавателям специальных дисциплин, при этом формировать определенные психологические качества будущих специалистов, развивать творческие способности и навыки учащихся.

Современный рынок требует выпуска высококвалифицированных специалистов, человека свободно мыслящего, умеющего работать в коллективе, способного постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям, умеющего быть дееспособным. Поэтому задача каждого учителя, создать условия, в которых учащиеся могли бы, обучаясь развиваться: становиться более самостоятельными, ответственными, жизнеустойчивыми.

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования, нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре [1].

Согласно концепции образования РК до 2015 г., основной целью образования становиться не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире [2].

Я думаю, что каждый педагог задавал себе вопрос: как организовать самостоятельную деятельность учащихся развивающие творческие способности?

Только правильно подобранная схема организации учебного занятия помогает педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса развивающие творческие способности.

Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Поэтому я уверена, что развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет мне с учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом я должна научить ребят четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Начиная свои первые занятия в группах, большое внимание уделяю созданию положительного климата на занятиях, чтобы учащиеся чувствовали себя психологически комфортно, не боялись высказать свое мнение, отличное от других. Ведь «иметь свое мнение - качество, без которого личность не состоится».

Использую любые возможности для разнообразного обучения на занятиях, поощряю проявление самостоятельности у учащихся. Отмечаю даже незначительные успехи в работе, чтобы вселить им уверенность в своих силах.

В целях повышения интереса к предмету, развития познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся применяю различные формы и методы обучения, ибо единственный путь к успеху - это развивающее обучение. На занятиях стараюсь не учить, а побуждать учеников учится в творческом, продуктивном режиме, и не нарушать правило: «Никогда не делай за учащегося то, что он сможет сделать сам».

Стимулируя интерес к учебе, учитель стимулирует желание к самостоятельному изучению теоретического материала, решению задач и применению знаний на практике. Известно, что проектная деятельность учащихся предполагает элементы самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования (как результатов решений, так и способов деятельности, процессов деятельности) с целью все также самостоятельного усвоения теоретического материала и решение задач по применению знаний на практике. Бесспорным представляется факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной деятельности способствует переход от задач репродуктивного характера к задачам проектно -исследовательского характера.

Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

На уроках информатики данный метод я реализую в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под моим руководством. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Примером такой работы является персональный проект учащихся на тему: «Вычисление функции в программном пакете MS.Excel», «Создание базы данных в программе MS.Access», «Создание презентации в программной среде PowerPoint», «Создание рекламной вывески в графическом редакторе», который учащийся защищают по завершению раздела. Персональный проект - это исследование, выполнение самим учащимся, результат его творческих поисков и решений.

Хорошие результаты в творческой проектной деятельности учащихся дает и совместная работа с учителями - предметниками. Например, изучается текстовый процессор MS Word, отработка навыка набора учащимися исходного текста, но такого, который будет интересен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Для этого учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему. Результаты превзошли все ожидания. На уроках информатики ученики должны были набрать свою работу на компьютере, отформатировать её, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой.

Информационные технологии оказывают дополнительную поддержку учащимся в освоении учебной программы и развитии познавательной деятельности.

При использовании информационных технологий приобретается умение учиться самому. Происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений.

На своих занятиях я практикую проведение итоговых занятий закрепления и обобщения знаний и умений в форме ролевой игры. Форма очень универсальна, она может использоваться как по одной теме, и на изучение нескольких тем. Примером является урок деловая игра «Информатик - бизнесмен», на котором учащиеся работали, вообразив, что они сотрудники банка, цель которых, решая вопросы и задачи, поставленные перед ними, связанные с деньгами, увеличить свой первоначальный капитал.

Подготовительный период к занятию отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работы учащихся и преподавателя.

Проведение занятий в игровой форме с использованием проблемных ситуаций и компьютерных технологий дает возможности:

  • использовать коллективные формы взаимодействия учащихся;

  • развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску;

  • повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и профессии в целом;

  • выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания;

  • раскрыть способности учащихся, раскрепостить их;

  • широко применять информационные технологии.

С целью выработки умений и навыков, а также развития самостоятельной деятельности учащихся, использую рефератный метод занятий как форма семинара. Заранее распределяются рефераты по темам. При этом учитывается необходимость внесения основных вопросов семинара. На подготовку реферата дается не менее двух недель. На один семинар выносится не более трех-четырех докладов.

Задача референтов - подготовить, сообщения не более чем на 7-8 мин. Учащиеся должны составить план, изложить суть, разъяснить основные понятия. Референты выступают, а остальные учащиеся составляют конспект услышанного - идет процесс взаимообучения.

Существует множество методов и форм, с помощью которых можно организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Наиболее активно применяемые методы мною на практике это:

  • викторина по истории вычислительной техники;

  • проектная работа / к примеру по разделу темы PowerPoint создаются презентации в виде рекламы, исторические сведений, экскурсии, автобиографии знаменитостей и т.д./;

  • электронные учебники и электронные носители /самостоятельное изучение некоторых теоретических разделов в виде лекции на электронном носителе или с помощью электронных учебников/;

  • создание графических объектов /плана квартиры или дома, рекламной вывески в графической программе в электронном варианте /;

  • создание ребусов и кроссвордов / по любому изученному разделу;

  • выпуск газет с использованием информационных технологий;

  • защита рефератов и творческих работ;

  • ролевая игра.

Очевидно, что применение подобных методов окажет существенное влияние и на повышение эффективности обучения. Как известно, эффективность обучения в значительной степени определяется уровнем взаимодействия преподавателя и учащегося; качеством учебно-методических материалов; способом их доведения до обучаемого; наличием постоянной обратной связи, а также с использованием соответствующих педагогических технологий. Необходимо отметить, что при проведении нетрадиционных занятий через активные формы обучения, деятельность преподавателя заключается в решении ряда педагогических задач, приводящих к активизации мыслительной деятельности учащихся, дающий творческий настрой на обучение, эмоциональную приподнятость, интерес к предмету и коллективу группы.

Перечисленные выше методы и формы обучения я применяю на своих занятиях с целью организации самостоятельной творческой деятельности учащихся. Готовясь к таким занятиям, учащиеся много читают, пишут, идет творческий поиск.

Так чему же нужно научить ребенка, чтобы он смог творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом:

  • Нужно научить ребенка быть любопытным и любознательным, удивляться всему, будто видишь все в первый раз.

  • Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери), так как источник художественного творчества - память.

  • Нужно научить мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

  • Чтобы творить, следует еще научить:

  • Владеть техникой творчества.

  • Создавать "законченную вещь", то есть произведение.

Использованная литература

  1. Концепция интеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г

  2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

Министерство образования и науки Республики Казахстан. Астана - 2004. 8 с.

© 2010-2022