Кодирование информации 3 класс

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Кодирование информации»

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о действиях с инфор­мацией;

  • познакомить учащихся с новым действием - ко­дированием информации;

  • раскрыть смысл понятия «кодирование» на приме­рах из жизни учащихся;

  • познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;

  • обратить внимание учащихся на особенности коди­рования как действия с информацией: при кодиро­вании меняется форма представления информации, но ее смысл остается неизмененным;

  • научить детей решать простые информационные задачи на кодирование.

Задачи урока:

  • инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;

  • совершенствовать аналитические навыки учащих­ся при выполнении заданий на кодирование;

  • развивать информационную культуру учащихся.

Ключевые понятия: кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные.

Ход урока

Актуализацию знаний учащихся (экспресс-опроса)

  • Чем обмениваются люди при общении?

  • В каком виде люди передают сообщения друг дру­гу?

  • Привести примеры форм передачи информации.

  • Обмен сообщениями - это действие с информа­цией?

  • Какие еще действия можно выполнять с информа­цией?

Изложение новой темы в виде эв­ристической беседы, опираясь на знания и жизненный опыт учащихся.

  • С какими способами кодирования вы уже встреча­лись?

  • Привести свои примеры кодирования информа­ции.

  • В чем заключается кодирование с помощью алфа­вита?

  • Какая форма представления информации преобра­зуется? Какая форма получается?

  • Меняется ли смысл сообщения при кодировании?

  • Какой способ кодирования с помощью алфавита вы еще можете назвать?

  • Что, кроме текстового сообщения, можно кодиро­вать?

  • Можно ли использовать таблицы соответствия для кодирования чисел?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при работе с компьютером мы постоянно имеем дело с кодированием информации. В случае заинтересован­ности учащихся на этом можно остановиться более подробно.

Решение информационных задач

При решении информационных задач учитель предлагает рассмотреть разнообразные способы коди­рования. Некоторые способы ко­дирования уже известны учащимся, с другими они встречаются впервые. Важно, чтобы учащиеся пред­ставляли, что кодирование осуществляется по опреде­ленным правилам.

Все упражнения нацелены на отработку понятия кодирования информации и навыков кодирования раз­личными способами.

Целью упражнения 1 является формирование пред­ставления о кодировании. Учащиеся отмечают нужное продолжение галочкой.

(Правильный ответ: а) «Кодирование - это пре­образование одной формы представления информации в другую»; б) «Перевод текста с одного естественного языка на другой - это кодирование информации»; в) «При кодировании сообщения происходит преобра­зование информации из одной формы в другую с сохра­нением прежнего смысла»; г) «Кодирование использу­ют для изменения формы представления данных».)

Цель упражнения 2 - закрепить представление учащихся о кодировании как о преобразовании инфор­мации из одного вида в другой. Учащимся предлагает­ся информация, представленная в форме рисунков. Требуется представить ее текстом и числами.

(Правильный ответ: Пять ручек, 5; Семь снежи­нок, 7; Три книги, 3.)

Цель упражнения 3 - закрепить представление учащихся о кодировании как преобразовании инфор­мации из одного вида в другой: из текстового в число­вой. В этом упражнении для кодирования использует­ся алфавит русского языка; с таким способом кодиро­вания учащиеся уже знакомы. Учащиеся, используя порядковые номера букв алфавита, кодируют сообще­ние. (Правильный ответ: «12 16 14 17 30 32 20 06 18», «14 161510 20 16 18», «12 13 01 03 10 01 20 21 18 01».)

Упражнение 4 может заинтересовать учащихся в большей степени: используя код Цезаря, они должны закодировать предлагаемые слова. Это упражнение можно выполнить в классе не полностью, оставив часть для домашнего выполнения.

Правильный ответ:

КОМПЬЮТЕР

МОНИТОР

КЛАВИАТУРА

лпнрэяуёс

нпойупс

лмбгйбуфсб

КНИГА

БУМАГА

ПАПИРУС

лойдб

вфнбдб

рбрйсфт

ПРИНТЕР

ТЕТРАДЬ

РАДИО

рсйоуёс

уёусбеэ

сбейп

АЛФАВИТ

БУКВА

ЗНАК

бмхбгйу

вфлгб

иобл

ПРИЗНАК

ЖЕСТ

ВИД

рсйиобл

зёту

гйе

Компьютерный практикум

Обобщение и подведение итогов

При подведении итогов следует обратить внимание На все аспекты, которые были отражены в изложении нового материала:

  • кодирование информации - еще одно из возмож­ных действий с информацией;

  • при кодировании изменяется форма представле­ния сообщения, но его смысл не изменяется;

  • данные можно рассматривать как закодированную информацию;

  • память компьютера хранит закодированные дан­ные.

Домашнее задание

  1. Прочитать текст учебника - § 9 «Кодирование ин­формации».

  2. Ответить на вопросы в конце параграфа.

  3. В рабочей тетради № 1 выполнить №3,4 стр. 38-39

2

© 2010-2022