Урок по информатике 10 класс по теме «Решение задач с использованием структур ветвления и цикла»

Урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний).   Цели урока:  - закрепление и при необходимости коррекция изученных способов записи  алгоритмов разветвленной и циклической структур в различных  формах; - формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа. Задачи: ·         образовательные: -         повторение учащимися  алгоритмических конструкций: ветвление, цикл; -         отработка учащимися навыков выполнения трассировки алгоритма; работы с программой «Редактор блок-схем»; анализа и отладки программ в среде PascalABC; ·         развивающие:  -         развивать логическое и алгоритмическое мышление; -         развивать навыки самоконтроля; ·         воспитательные: -         воспитывать познавательный интерес к изучению информатики, культуру общения, восприятие  компьютера как инструмента информационной деятельности человека; -         формирование таких личностных качеств как исполнительность, дисциплинированность, внимательность, уверенность,   ответственность, активность.
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФИО (полностью)

Журавлева Елена Викторовна

    Должность

    Учитель информатики

      Предмет

      информатика

        Класс

        10

          Тема урока

          Решение задач с использованием структур ветвления и цикла


          План занятия

          Тема урока: «Решение задач с использованием структур ветвления и цикла».

          Тип урока: урок рефлексии (урок закрепления и совершенствования знаний).

          Вид урока: комбинированный.

          Методы: словесный, наглядный, практический.

          Оборудование и программное обеспечение:

          • Компьютеры, проектор.

          • Презентация в формате Power Point,

          • раздаточный материал (карточки для выполнения самостоятельной работы, практической работы, справочный материал).

          • Бесплатные программы: «Редактор блок-схем», среде программирования PascalABC

          Цели урока:

          • закрепление и при необходимости коррекция изученных способов записи алгоритмов разветвленной и циклической структур в различных формах;

          • формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

          Задачи:

          • образовательные:

          • повторение учащимися алгоритмических конструкций: ветвление, цикл;

          • отработка учащимися навыков выполнения трассировки алгоритма; работы с программой «Редактор блок-схем»; анализа и отладки программ в среде PascalABC;

          • развивающие:

          • развивать логическое и алгоритмическое мышление;

          • развивать навыки самоконтроля;

          • воспитательные:

          • воспитывать познавательный интерес к изучению информатики, культуру общения, восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;

          • формирование таких личностных качеств как исполнительность, дисциплинированность, внимательность, уверенность, ответственность, активность.

          Планируемые результаты:

          Предметные

          - Повторить алгоритмические конструкции: ветвление, цикл. Показать место темы в заданиях ЕГЭ. Вспомнить выполнение трассировки алгоритма. Отработать навык проектирования алгоритмов с помощью программы «Редактор блок-схем», отладки программы в среде PascalABC.

          Метапредметные

          • Познавательные:

          Умение:

          - перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

          - обобщать полученную информацию;

          - давать оценку своим действиям, оценивать результат;

          - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

          • Регулятивные:

          Умение:

          - работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

          - формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

          • Коммуникативные:

          Умение:

          - развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

          - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

          - сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

          - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

          Личностные

          - способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности.

          - Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

          Структура урока:

          1. Организационный этап -1 мин;

          2. Мотивация к учебной деятельности - 1 мин

          3. Постановка цели, задач - 2 мин;

          4. Повторение пройденного - 5 мин;

          5. Проверка понимания - 12 мин;

          6. Закрепление пройденного - 20 мин;

          7. Домашнее задание - 2мин;

          8. Итоги урока - 2мин;

          9. Оценка учащихся - 1мин.

          Ход урока.

          Деятельность учителя/учеников

          Использование ЭОР

          Организационный этап

          Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку; отмечаю в журнале отсутствующих; разбиваю учащихся на группы

          Мотивация к учебной деятельности

          Назовите основные алгоритмические структуры, которые мы изучали на последних уроках.

          Сегодня мы с вами рассмотрим задачи на эти структуры и их место в заданиях ЕГЭ по информатике. Запишем тему урока.

          линейная, ветвление, цикл

          Записывают тему урока в тетрадь

          слайд 1

          Вспомним, как в блок-схеме изображается конструкция «ветвление» и конструкция «цикл с предусловием».

          В обеих конструкциях имеется проверка условия. Как отличить, где использовать условный оператор при записи программы, а где оператор цикла?

          У доски два ученика:

          Один рисует конструкцию «ветвление», другой - «цикл с предусловием».

          В конструкции «цикл» имеется возврат к проверке условия - поэтому записываем оператор while, а в конструкции «ветвление» возврата нет, условие проверяется один раз - поэтому записываем оператор if.

          Постановка цели, задач

          Наша цель сегодня. Проговариваю цели урока (на слайде).

          Сегодня мы работам по группам. От того насколько сплочённо вы будите работать в своей команде, разумно распределите роли, зависит ваш результат.

          слайд 2

          Повторение пройденного

          Проведём небольшую разминку. На экране вам будут последовательно выведены 5 заданий с использованием всех трёх основных алгоритмических структур. Задания из ЕГЭ тип В2. Ваша задача, выполнив алгоритм записать на листочек только ответ. Ответ можно записать только один. Поэтому если ваш ответ не совпадает с ответом остальных участников группы, старайтесь аргументировать своё мнение. В конце каждая группа сдаёт листочек. На выполнение первого задания отводится 30 секунд, на остальные по 1 минуте.

          Решают задания. Возможно использование черновиков для вычисления. Когда команда приходит к единому ответу, записывают его в бланк ответов.

          Сдают бланк ответов.

          слайды

          3-7

          Посмотрите, у кого ответы полностью совпали с эталонными?

          При необходимости дать пояснение по затруднениям

          Оценивают свои ответы.

          Формулируют затруднения.

          слайд 8

          Проверка понимания

          Вам предстоит выполнить ручную трассировку предложенной задачи (из ЕГЭ тип В5). На выполнение - 2 минуты.

          Выполняют задание.

          Сдают заполненные карточки.

          Карточка с заданием,

          Лист с таблицей для трассировки

          слайд 9

          Обобщаем работу, проделанную в трассировочной таблице. Делаем вывод.

          При необходимости дать пояснение по затруднениям

          Оценивают свои ответы.

          слайд 10

          Вашему вниманию предложена задача ЕГЭ тип С1.

          Мы разбирали алгоритм решения подобных задач. Первостепенная задача для нас в таких задачах…?


          Предлагаю учащимся записать условие на доске.

          Составить условие, задающее заштрихованную область

          Один ученик рисует блок-схему алгоритма на доске

          Остальные в группах продумывают условие.

          Команда, первая сформулировавшая условие пишет его на доске.

          Обсуждаем совместно предложенное условие.

          слайд 11

          и карточка



          Перед тем как выполнять практическую работу на компьютере, сделаем зарядку для глаз

          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

          видеоролик

          Закрепление пройденного

          Практическая работа на компьютере в Редакторе блок-схем и среде программирования PascalABC.

          Даю пояснение перед выполнением работы

          Выполняю роль консультанта.

          Выполняют практическую работу на компьютере.

          Карточки с заданиями

          Слайды 12-13

          Для учащихся быстро справившихся с заданиями предлагаю кроссворд по основам программирования на Pascal

          Отвечают на вопросы кроссворда

          Карточка с кроссвордом

          Д/з для закрепления темы, дома вы повторите по конспекту форматы операторов и выполните задание из ЕГЭ В8 - №10, С1 - №16, 22 на карточках. Комментирую его.

          Слайд 16

          Итоги урока.

          Оцените, достигли ли вы поставленной в начале урока цели и на сколько?

          Оцените свою работу на протяжении всего урока по пятибалльной системе.

          Высказывают своё мнение

          Выставляют себе оценки на листочке

          Наш урок подходит к концу. В течение урока вы плодотворно работали. Хотелось бы особо отметить…(Выставление оценок). Спасибо за урок.

          Во время урока были использованы различные формы организации учебной деятельности:

          Опрос,

          Самостоятельная работа,

          Практическая работа на компьютере,

          Фронтальная,

          Индивидуальная,

          Групповая

          Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися был доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживалась непринуждённой беседой, разговором, обсуждением, подбадриванием, похвалой.

          Дифференцированный подход необходим в практической работе, так как в классе не все учащиеся, имеют одинаковую практику работы и испытывающие трудности в работе с ПК. Упор на сильных учеников использовался при организации работы в команде.

          Контроль усвоения знаний был организован через выполнение заданий с последующей проверкой, самостоятельную и практическую работы. Работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы.

          5


          © 2010-2022