Использование элементов блочной технологии при обучении информатике

Как же учителю построить каждый урок так, чтобы хотя бы минимум знаний получил слабый ученик, не ущемляя при этом способных учащихся, не лишая их перспективы. Эту проблему каждый педагог решает для себя, используя те или другие инновационные технологии или их отдельные элементы. Мне хотелось бы поделиться своими находками в подходе к достаточно известным технологиям, а именно: применение метода УДЕ (укрупненных дидактических единиц) в условиях адаптивной школы позволяет реализовать личностно-ори...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БЛОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ.

«Умственный труд едва ли не самый тяжёлый труд для человека, мечтать легко и приятно, но думать трудно».

К. Д. Ушинский.

В рамках информатики формируют два новых педагогических феномена: алгоритмическую культуру и компьютерную грамотность.

«Я был в восторге от инструмента и занимался непрерывно».

Н. Паганини.

Информатика представляет собой одну из базовых дисциплин школьного обучения. Её роль в системе среднего образования обусловлена значением информационных знаний в формировании системно-информационной картины мира, оптимальных взаимоотношений человека и информационной среды, формировании навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации их познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей, т. е. в настоящее время отдаётся предпочтение развивающему обучению. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Но чтобы это обучение было развивающим, необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся при объяснении, а это, в свою очередь, означает, что учитель должен уметь развивать и активизировать их мышление, память, воображение.

Для эффективного использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе основополагающую роль играет технологизация образовательной системы. Поэтому содержание данной области должно соответствовать требованиям новых педагогических технологий модульного обучения с использованием метода У. Д. Е. (укрупнение дидактических единиц), т.е. блочного обучения.

Блок - это плакат с изображением опорного конспекта, который отображает основное из всего изучаемого материала и показывает связь между всеми узловыми моментами, изучаемого раздела.

В чём же заключается целостное объяснение блоком?

Прежде, чем начать знакомить учащихся с новым материалом, необходимо учесть все нюансы предстоящего общения с классом, задать настрой, подготовить ребят к восприятию эмоционально.

Но и после этого, прежде чем объявить новую тему урока, необходимо сориентировать ребят на то, о чём будет идти речь. Т. е. объяснить значимость изучаемого материала, необходимость умения объяснить те или иные явления, происходящие в жизни, тем самым заинтересовать их в получении новых знаний.

Только после этого можно начинать объяснение нового материала. Важно отметить следующее. Блок не вывешивается сразу. Он должен быть построен самими учащимися в результате обсуждения и исследования вместе с учителем изучаемых явлений, понятий, законов. Таким образом, учитель должен заранее продумать цепь вопросов своих так, чтобы объяснение строилось на логической основе. Преподаватель должен предугадывать ответ учащихся и от него строить «мостик» перехода к следующему вопросу и т. д. Объяснение должно быть настолько доступным, чтобы после того, как будет вывешен блок опорного конспекта, который ещё более конкретно отражает самое главное из всего объяснения, любой ученик мог бы по нему воспроизвести рассуждение. Тем самым при помощи блока учитель может ещё раз повторить объяснение, заостряя внимание на самом главном.

На этом целостное объяснение заканчивается, и можно перейти к закреплению услышанного. При закреплении важно учить детей говорить, причём давая такую возможность каждому.

Закрепление по блоку предусматривает громкую речь, речь про себя, работу в парах.

Таким образом, главное преимущество в целостном объяснении блоком я вижу в том, что за 1 урок (45 минут) учащийся усвоит основное из материала нескольких параграфов, т. к. каждый имел возможность не только прослушать материал (2 раза), но и пересказать его, образно закрепляя, зарисовав блок в тетрадь. Кроме того, такое целостное восприятие всего изучаемого материала будет не только сохраняться у учащихся, но и наращиваться на всех последующих занятиях, на которых уже более подробно будут рассматриваться все тонкости каждого параграфа в отдельности.

При таком методе обучения знания учащихся легче систематизировать, а следовательно, применять полученные теоретические знания на практике и осуществлять контроль.

Раскрытие блока по плану учащиеся выполняют самостоятельно в тетради, используя учебник. Учитель контролирует и направляет.

При закреплении материала учащиеся устно отвечают на вопросы по плану, раскрывающему блок.

Домашнее задание - научиться восстанавливать блок и раскрывать его по плану.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аналитические материалы. Итоги 2001/2002 учебного года. Часть 1 // Под. Ред. Л. И. Курнешовой. М.: Центр "Школьная книга", 2002.

  2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

  3. Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧПГУ, 1988.


© 2010-2022