Программа внеурочной деятельностина основе ИКТ. ФГОС. 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе программы курса по выбору "Информатика и ИКТ" М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова., и рассчитана 35 часов в год, 1 час в неделю.Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный , деятельностные подходы.Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников уме...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проверено»

Зам. Директора по ВР

__________________

Ю.В.Пантелеева

« 9 » сентября 2014


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Иланская СОШ №41»

___________________

Н.П.Седнева

« 9 » сентября 2014




МБОУ « Иланская средняя общеобразовательная школа № 41


Программа внеурочной деятельности


«ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ ИКТ»







ДЛЯ 3 КЛАССА


Направление: интеллектуальное

Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа: 9-10 лет.

Срок реализации программы: 1 год

Настоящее планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Семенова Т.П.

Учитель информатики









г. Иланский 2014-2015 уч. г.


Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу «Проекты на основе ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса по выбору «Информатика и ИКТ» (для 3-6 классов) М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. Информатика и математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3-6класс. (Москва. «Бином» Лаборатория знаний. 2013г).

Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 2014-2015 учебный год. Во 3 классе 35 часов (1 час в неделю). Программа 3 класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Актуальность программы.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- Системность организации учебно-воспитательного процесса;

- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы -

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Структура программы

№№

Наименование раздела

Кол-во часов

Формирование УУД

1

Информационные процессы.

9

Личностные результаты:

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование способности к саморазвитию, самоопределению, способности ставить цели, выстраивать познавательную деятельность;
-формирование познавательных интересов;
Регулятивные УУД:

- ставить учебные цели,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

-возможность для формирования действий:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

- осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

- использовать общие приемы решения поставленных задач

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.

- ставить и формулировать проблемы

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах.

- осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты:

-формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

- формирование представления об основных видах информационных процессов: поиске, передаче и хранении информации.

- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

2

Программа презентаций PowerPoint.

7

Личностные результаты:

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование способности к саморазвитию, самоопределению, способности ставить цели, выстраивать познавательную деятельность;
-формирование познавательных интересов;
Регулятивные УУД:

- ставить учебные цели,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

-возможность для формирования действий:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

- осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

- использовать общие приемы решения поставленных задач

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.

- ставить и формулировать проблемы

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах.

- осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметные результаты:

-формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

- формирование представления о компьютерных презентациях. Дизайн презентации и макеты слайдов, демонстрация;

- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

3

Проект.

6

Личностные результаты:

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование способности к саморазвитию, самоопределению, способности ставить цели, выстраивать познавательную деятельность;
-формирование познавательных интересов;
Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности;

-составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- осуществлять действия по реализации плана;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

-извлекать информацию;

-ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;

-делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, , справочники, СМИ, интернет-ресурсы и другие источники информации);

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты:

- обеспечение условий учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения по выбранной теме;

- создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- формирование успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

4

Создание личного и группового проекта

13

Личностные результаты:

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование способности к саморазвитию, самоопределению, способности ставить цели, выстраивать познавательную деятельность;
-формирование познавательных интересов;
Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности;

-составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- осуществлять действия по реализации плана;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

-извлекать информацию;

-ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;

-делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, , справочники, СМИ, интернет-ресурсы и другие источники информации);

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты:

-обеспечение условий учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения по выбранной теме;

- создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- формирование успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Тематическое планирование



№№


ТЕМА

Кол-во часов


Дата


Информационные процессы. 9 часов



1

Техника безопасности. Человек и информация.

1


2

Информация Виды информации. Действия с информацией.

1


3

Информационные процессы. Сбор информации.

1


4

Информационная сеть Интернет и веб-ресурсы.

1


5

Поиск информации в сети Интернет.

1


6

Способы представления текстовой информации. Электронная книга.

1


7

Хранение информации.

1


8

Передача информации.

1


9

Электронная почта. Создание ящика.

1



Программа презентаций PowerPoint. 7 часов



10

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов.

1


11

Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации.

1


12

Вставка рисунка, диаграммы, графика, создание гиперссылки.

1


13

Настройка и демонстрация презентации.

1


14

Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).

1


15

Теория создания слайд фильмов.

1


16

Создание слайд фильма «Мультфильм».

1



Проект. 6 часов



17

Проект. Виды, этапы проекта.

1


18

Определение темы, уточнение целей исходного положения.

1


19

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

1


20

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

1


21

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

1


22

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

1



Создание группового проекта. 13 часов



23

Проект «Наша безопасность». Постановка задач. Сбор и уточнение информации.

1


24

Выполнение проекта.

1


25

Представление и анализ проектов.

1


26

Проект «Живые витамины». Постановка задач. Сбор и уточнение информации.

1


27

Выполнение проекта.

1


28

Представление и анализ проектов.

1


29

Проект «Мой любимый праздник». Постановка задач. Сбор и уточнение информации.

1


30

Выполнение проекта.

1


31

Представление и анализ проектов.

1


32

Проект «Мой дом». Постановка задач. Сбор и уточнение информации.

1


33

Выполнение проекта.

1


34

Представление и анализ проектов.

1


35

Итоговое занятие

1



Итого

35


Содержание программы.

Информационные процессы.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы. Электронная почта. Создание ящика.

Программа презентаций PowerPoint

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. Запуск программы. Ознакомление с правилами заполнения слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. Изучение правил настройки эффектов анимации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации. Демонстрация презентации. Научить использовать сканер для перевода информации в цифровой вид. Составление презентации о себе по изученным правилам. Демонстрация созданных презентаций для родителей. Конкурс презентаций.

Объяснение материала по созданию слайд фильмов на примере создания слайд фильма «Мультфильм». Создание слайд фильмов «Мультфильм» в группах (3- 4 чел.): выбор темы, сбор информации, создание слайд фильма

Проект.

Проектная деятельность - способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда). Планирование результата при решении той или иной практической задачи

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия.

Создание группового проекта

Выбор темы. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Определение источников информации. Постановка задач. Распределение ролей в команде.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения

Проектная деятельность по информатике, являясь эффективным способом реализации обобщенных способов действий, системно-деятельностного подхода и формирования метаумений, обеспечивает условия для достижения обучающимися на первой ступени школьного обучения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных задач могут быть им успешно реализованы с помощью информационных технологий; познавательный интерес к информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию и устанавливать информационные отношения и связи объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания об информации, видах информации, источниках, приемниках и носителях информации; представлении разных видов информации в компьютере; действиях с информацией; создании и обработке электронных информационных объектов; практические навыки работы на компьютере: соблюдение безопасных приемов труда, бережное отношение к техническим устройствам, включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств, использование клавиатуры и мыши; работа с цифровыми образовательными ресурсами, обработка (создание, редактирование, сохранение и удаление) простых и мультимедийных информационных документов: текстов, рисунков, схем, таблиц и презентаций; простые приемы поиска информации в электронных каталогах, справочниках, энциклопедиях.

Список используемой литературы:


  1. Концепция модернизации Российской Федерации.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  3. Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  5. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал "Начальная школа", № 9, 2005.

  7. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

  8. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ учебник для 3 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  9. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ. 2, 3 класс: методическое пособие

  10. Электронная тетрадь ученика к УМК (3 класс ФГОС) lbz.ru/files/8210/

  11. Электронное бесплатное приложение к УМК на компакт-диске «Мир Информатики» (Компания Кирилл и Мефодий) 3,4 год обучения.

  12. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/


© 2010-2022