• Преподавателю
  • Информатика
  • Программа по дисциплине Автоматизированные информационные системы, специальность Технология машиностроения

Программа по дисциплине Автоматизированные информационные системы, специальность Технология машиностроения

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»












ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕН.03 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

























Пенза, 2015г.

Утверждаю

Начальник отделения

____________ Дадаева Т.А.

«____» ___________ 2015 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».



Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение машиностроения и промышленных технологий

Разработчик:

Обойщикова И.Г., кандидат педагогических наук, преподаватель

Программа по дисциплине «Автоматизированные информационные системы» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.

Председатель МЦК ____________________ Носова С.М.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» по программе углубленной подготовки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать технологии сбора, размещения, хранения, наполнения, преобразования и передачи данных в информационных системах;

- обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- классификацию информационных систем;

- виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения.

Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплин:

  1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  2. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  3. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  4. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  5. ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

  6. ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

  7. ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

  8. ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;

самостоятельной работы обучающегося 37 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

14

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

в том числе:


  • внеаудиторная самостоятельная работа (ответы на вопросы, работа с конспектом, оформление отчета к защите, составление таблицы, подготовка доклада, подготовка к зачету).

37

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Автоматизированные информационные системы»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2

1

1

Учебная дисциплина «Автоматизированные информационные системы»; ее основные задачи и связь с другими дисциплинами. Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе.

Раздел 1. Общие сведения об автоматизированных информационных системах (АИС)

30


Тема 1.1.

Основные понятия и определения АИС

Содержание учебного материала

8


1

Понятие информации, информационных процессов, информационной системы, автоматизированной информационной системы. Функции информационных систем.

1

2

Этапы развития АИС (история развития АИС и цели их использования в разных периодах).

1

3

Структура автоматизированных информационных систем, основные понятия. Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения.

1-2

4

Виды, назначение автоматизированных информационных систем (классификация АИС по типу хранимых данных, по степени автоматизации информационных процессов, в зависимости от характера обработки данных, по сфере применения, от уровня управления).

1

Практическое занятие 1. Изучение программного обеспечения ПК.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы темы, оформление отчета к защите, составление таблицы «Классы АИС».

5


Содержание учебного материала



Тема 1.2. Жизненный цикл АИС

1

Понятие жизненного цикла АИС. Стандарты жизненного цикла АИС.

7

1

2

Процессы и стадии жизненного цикла АИС.

1

3

Модели жизненного цикла АИС: каскадная и спиральная.

1

Самостоятельная работа.

1

3

Практическое занятие 2. Изучение моделей жизненного цикла АИС.

2

2-3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы темы, оформление отчета к защите, составление таблицы «Сравнительная характеристика каскадной и спиральной моделей жизненного цикла АИС».

5


Раздел 2. Моделирование и проектирование АИС

18


Тема 2.1. Основные принципы моделирования АИС

Содержание учебного материала

4


1

Моделирование - важный этап проектирования информационных систем. Информационные модели. Основные понятия метода моделирования, классификация моделей. Общая схема процесса моделирования. Компьютерное моделирование. Виды компьютерных моделей.

1

2

Принципы создания (моделирования) АИС: системности, развития, совместимости, стандартизации и унификации (типизации проектных решений), эффективности.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.

2


Тема 2.2. Технология проектирования АИС

Содержание учебного материала

4


1

Понятие проекта, цель проектирования. Свойства проекта. Проблемы, возникающие при проектировании и разработке АИС. Классификация проектов.

1

2

САSЕ-средства: понятие, функциональные возможности и характеристика. Классы САSЕ-средств.

1

Практическое занятие 3. Изучение этапов проектирования АИС.

2

3

Контрольная работа.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы темы, оформление отчета к защите, подготовка доклада на тему «Основные возможности САSЕ-средств».

4


Раздел 3. Реализация АИС

61


Тема 3.1. Технологические процессы обработки информации в информационных системах

Содержание учебного материала

6


1

Технологические процессы обработки информации в ИС: виды, характеристика. Технология сбора, размещения, хранения информации.

1

2

Передача данных в информационных системах. Технологии распределенной обработки данных.

1

3

Достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных. Понятие информационной безопасности. Правовые основы обеспечения информационной безопасности.

1

Практическое занятие 4. Изучение технологических процессов обработки информации.

2

3

Практическое занятие 5. Обеспечение достоверности информации в процессе автоматизированной обработки данных.

2

2-3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы темы, оформление отчета к защите.

5


Тема 3.2. Технические средства построения АИС

Содержание учебного материала

4


1

Технические средства, используемые для построения АИС: общие требования.

1

2

Оценка производительности технических средств построения АИС.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы темы.

2


Содержание учебного материала

4


Тема 3.3. Измерительные преобразователи

1

Датчики, основные характеристики датчиков, классификация датчиков. Параметрические датчики. Датчики активного сопротивления.

1

2

Датчики реактивного сопротивления. Генераторные датчики.

1

Практическое занятие 6. Исследование основных характеристик датчиков.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: оформление отчета к защите, работа с конспектом.

3


Содержание учебного материала



Тема 3.4. Исполнительные механизмы

Исполнительные механизмы (ИМ). Классификация ИМ. Электрические ИМ.

2

1

Гидравлические и пневматические ИМ: структурная схема, характеристика.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.

2


Содержание учебного материала

2

1

Тема 3.5. Цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи

1

Цифроаналоговые преобразователи (ЦАП). Аналого-цифровые преобразователи.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы.

1


Содержание учебного материала

6


Тема 3.6. Организация труда при разработке АИС

1

Организация труда при разработке АИС. Понятие АСУ. Организация структур управления. Классификация АСУ.

1

2

Функции АСУП и АСУТП. Обобщенная схема управления.

1

3

Автоматизация управления групповой разработкой проектов АИС. Оценка и управление качеством АИС.

1

Практическое занятие 7. Создание блок-схемы организации труда по разработке АИС.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада по теме «Зарубежные и российские стандарты оценки качества информационных систем», оформление отчета к защите, ответы на вопросы.

5


Содержание учебного материала

6


Тема 3.7. Эффективность и тенденции развития АИС

1

Показатели эффективности АИС. Методы оценки эффективности АИС.

1

2

Пути повышения эффективности автоматизированных систем.

1

3

Перспективные направления развития АИС.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом, подготовка к зачету.

3


Всего:

111


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- стулья;

- доска классная (маркерная);

- информационные стенды.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа-проектор;

- экран проекционный;

- электронные обучающие курсы;

- мультимедийные презентации.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. ГОСТ 34.601-90. Автоматизированные системы. Стадии создания.

  2. Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / В.Н. Аверин. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

  3. Левин В.И. Информационные технологии в машиностроении: учебник для студ. сред. проф образования / В.И. Левин. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010.

  4. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / К. Н. Мезенцев. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  5. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.Л. Федотова. - М: ФОРУМ, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Емельянова Н.З. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие / Н.З. Емельянова. - М: ИНФРА-М, 2007.

  2. Кудрявцев Е.М. КОМПАС-3D. Проектирование в машиностроении / Е.М. Кудрявцев. - М.: ДМК Пресс, 2009.

  3. Кузин А.В., Демин В.М. Компьютерные сети: учебное пособие / А.В. Кузин, В.М. Демин. - 2-е изд. - М: ФОРУМ, 2008.

  4. Пантюхин П.Я., Быков А.В., Репинская А.В. Компьютерная графика: В 2-х частях. Часть 1: учебное пособие / П.Я. Пантюхин, А.В. Быков, А.В. Репинская. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008.

  5. Рубальская О.Н. Информатика: Windows, Word, Еxcel. Самоучитель на CD: учеб. пособие / О.Н. Рубальская. - М: Финансы и статистика, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. etelien.ru/Collection/13/13_00129.htm#up

  2. top.mail.ru/pages?id=1003305&period=0&date=2011-11-28&pp=20&gender=0&agegroup=8&

  3. bel21school.ucoz.ru/publ/17-1-0-4

  4. pedagog-kniga.net/13067-avtomatizirovannye-informacionnye-sistemy-k-n.html

  5. edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/STRPRO/INF_TEH_STR/METOD/SULDIN/frame/5.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Основные показатели результатов подготовки

ОК, ПК

Знания:

- классификация информационных систем;

- виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения.

Устный и письменный опросы.

Традиционная оценка знаний.

Устный опрос.

Традиционная оценка знаний.


Самостоятельная работа по темам 1.1 и 1.2 раздела 1.

Традиционная оценка знаний.

Контрольная работа по разделам 1 и 2.

Традиционная оценка знаний.

Изложение классификации информационных систем по различным признакам.

Выделение и обоснование видов технологических процессов обработки информации в информационных системах.




ОК 2, ОК 4






ОК 2, ОК 4


ОК 2, ОК 4,

ОК 8


ОК 2, ОК 4,

ОК 8

Умения:

- обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных;

- использовать технологии сбора, размещения, хранения, наполнения, преобразования и передачи данных в информационных системах.

Зачет по выполненному практическому заданию.

Традиционная оценка знаний.

Зачет по выполненному практическому заданию.

Традиционная оценка знаний.

Демонстрация обеспечения достоверности информации в процессе автоматизированной обработки информации.

Выполнение практических заданий по сбору, размещению, хранению, наполнению, преобразованию и передаче данных в информационных системах.



ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 2.1, ПК 3.2




ОК 2, ОК 4,

ОК 5, ОК 8,

ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 2.1, ПК 3.2




Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1.

Тема 1.1.


Раздел 3.

Тема 3.1.

Знания:

- классификация информационных систем;

- виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения.

Изложение классификации информационных систем по разным признакам.

Выделение и обоснование видов технологических процессов обработки информации в информационных системах.


Устный и письменный опросы.

Традиционная оценка знаний.

Устный опрос.

Традиционная оценка знаний.


Самостоятельная работа по темам 1.1 и 1.2 раздела 1.

Традиционная оценка знаний.

Контрольная работа по разделам 1 и 2.

Традиционная оценка знаний.

Раздел 3.

Тема 3.1.


Раздел 3.

Тема 3.1.

Умения:

- обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных;

- использовать технологии сбора, размещения, хранения, наполнения, преобразования и передачи данных в информационных системах.

Демонстрация обеспечения достоверности информации в процессе автоматизированной обработки информации.

Выполнение практических заданий по сбору, размещению, хранению, наполнению, преобразованию и передаче данных в информационных системах.

Зачет по выполненному практическому заданию.

Традиционная оценка знаний.

Зачет по выполненному практическому заданию.

Традиционная оценка знаний.



© 2010-2022