Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по информатике

«Информатика от И до А»


В мероприятии участвуют две команды учащихся по 5 - 6 человек.

Цель: формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи:

  1. Развитие творческих способностей учащихся.

  2. Анализ результатов обучения информатике.

  3. Отслеживание практической направленности знаний по информатике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Командам заранее предлагается придумать себе название и девиз, выбрать лидера команды и разработать логотип, а также подготовить рекламу любого устройства компьютера (Можно также предложить командам подготовить рекламу одного и того же устройства, нескольких конкретных устройств).

Итоги мероприятия подводит жюри, состав которого должен быть определен заранее.

Мероприятие сопровождается презентацией.

Для проведения мероприятия необходимо подготовить раздаточный материал с заданиями (смотри приложения), а также:

1) "ордена" с изображением смайликов красного, желтого и зеленого цветов для блицответов зрителей (примерный вид орденов показан в Приложении 5);

2) приз для команды-победительницы и "утешительный" приз для другой команды.

План проведения мероприятия

1. Начало.

2. Представление команд.

3. Разминка.

4. Конкурс "Что это?".

5. Конкурс лидеров "Один за всех".

6. Конкурс "Кто больше?".

7. Кроссворд "Язык, алфавит, термины".

8. Викторина «Что? Когда?».

9. Конкурс «Лучшая реклама».

10. Подведение итогов.

Ход мероприятия

1. Начало

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занимательное соревнование "Информатика от И до А". Почему оно так называется, вы должны узнать в ходе его проведения. У нас уже сформированы две команды, которые примут участие в нескольких конкурсах, получая за правильные ответы определенное количество баллов. Выигрывает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

А судить будет уважаемое жюри, состоящее из... (объявляются члены жюри).

Итак, начнем!

2. Представление команд

Ведущий: Приглашаю команды занять свои места. Представьтесь, пожалуйста, - сообщите название команды, ее девиз и покажите логотип. (Изображения логотипов необходимо заранее скопировать на компьютер, чтобы показать зрителям и членам жюри на экране).

3. Разминка

Для этого конкурса заранее составляются 10 вопросов - по 5 для каждой команды. Вопросы поочередно задаются членам той или иной команды. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Перечень вопросов

1. Как буквально переводится с английского языка слово "computer"? (Вычислитель)

2. Продолжите предложение: "Информатика - это наука, изучающая все аспекты…" (получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации)

3. Продолжите предложение: "Тактильная информация - это информация, которая…" (воспринимается человеком из окружающей среды с помощью органов чувств)

4. Какие вычислительные инструменты предшествовали появлению компьютера? (Абак, счеты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор.)

5. Приведите примеры носителей информации. (Жесткие магнитные диски, дискеты, лазерные диски, flash-память.)

6. "Мозг" компьютера - это… (микропроцессор)

7. Что входит в состав системного блока? (Микропроцессор, дисководы, внутренняя память, блок питания и др.)

8. Продолжите предложение: "Программное обеспечение компьютера делится на…" (системное, прикладное и системы программирования)

9. Перечислите основные режимы работы текстового редактора. (Ввод - редактирование, поиск по контексту и замена, орфографический контроль, работа с файлами, печать, помощь.)

10. Назовите устройства вывода графических изображений на компьютере. Графопостроитель (плоттер), графический дисплей, принтер.)

4. Конкурс "Что это?"

Ведущий описывает какое-либо устройство компьютера, говоря о его внешнем виде, характерных признаках, назначении, не называя само устройство. Перечисление признаков идет по одному.

Участники должны назвать устройство. Побеждает команда, узнавшая предмет по меньшему количеству признаков. Если устройство определено по первому признаку, команде начисляется 15 баллов, по второму - 10 баллов, по третьему - 5 баллов. При

этом следует сообщить участникам, что за ответ, сделанный наугад по первому признаку, команда будет "оштрафована" на 5 баллов.

Описание устройств

1.

1) устройство для ввода информации;

2) имеет подвижную часть;

3) с его помощью можно ввести в компьютер фотографию.

(Сканер)

2.

1) находится в системном блоке;

2) имеет выдвижную подставку;

3) предназначен для работы с лазерными дисками.

(Накопитель CD-ROM или DVD-ROM)

3.

1) находится в системном блоке;

2) имеет несколько цилиндров;

3) на нем могут храниться сотни и даже тысячи гигабайт информации.

(Жесткий магнитный диск - винчестер)

4.

1) устройство для вывода информации;

2) внутри имеет картридж с красящим порошком;

3) с его помощью можно на листе бумаги получить

список класса.

(Принтер)

5.

1) устройство для вывода информации;

2) имеет экран;

3) изображение на экране формируется из цветных

точек.

(Монитор)

6.

1) устройство для ввода информации;

2) имеет клавиши;

3) служит для набора текста.

(Клавиатура)

5. Конкурс лидеров «Один за всех»

Ведущий: А сейчас - конкурс лидеров команд.

Послушайте задание: «Четыре мальчика в компьютерном магазине купили устройства, представленные на рисунках (Приложение 1). Номер рисунка соответствует условному номеру мальчика. Вам дадут эти рисунки. Посмотрите на них и определите, кто из мальчиков сможет собрать компьютер и начать работу, а кому еще что-то придется докупить. Ответ обоснуйте. Право ответить получит тот из вас, кто раньше будет готов к ответу (в этом случае вы должны поднять руку). При анализе рисунков учтите, имеются ли у мальчиков соединительные кабели».

Победитель этого конкурса получает 3 балла.

Информация для жюри

Правильный ответ - на карточке № 1 (есть монитор, системный блок, клавиатура, мышь и колонки - собрать компьютер можно).

На карточке № 2 - нет мыши и клавиатуры, на карточке № 3 - нет системного блока, на карточке №4 - нет клавиатуры и монитора.

6. Конкурс "Кто больше?"

Командам в течение двух минут необходимо написать на листке как можно больше слов и словосочетаний, обозначающих компьютерные устройства. Причем в словах должны присутствовать две одинаковые гласные или согласные буквы. За каждое правильное слово команда получает один балл.

Возможные ответы: системный блок, клавиатура, монитор, принтер, модем, плоттер, звуковая колонка, микрофон, сенсорный экран, световое перо и др.

7. Конкурс по решению кроссворда

"Язык, алфавит, термины"

Участникам игры предлагается за 5 минут решить кроссворд "Язык, алфавит, термины" (Приложение 2). Команда, решившая весь кроссворд, получает 20 баллов. Если ни одна из команд не смогла полностью решить кроссворд, то баллы начисляются за количество правильных ответов. Ответы приведены в Приложении 3.

8. Викторина «Что? Когда?»

Командам предлагается из восьми карточек выбрать по четыре. На карточках перечислены средства работы с информацией, которые необходимо расположить в хронологическом порядке их появления. Ответ необходимо сообщить в виде последовательности букв, которыми обозначены указанные средства. За каждое правильно выполненное задание команда получает по 2 балла.

Подсказка для жюри. Если правильно записать ответ, то из букв должны получиться названия, обозначающие материальные носители информации (они приведены в скобках).

1. е) книга; к) грампластинка; л) магнитная лента; с) манускрипт; т) берестяная грамота;

о) лазерный диск. (Стекло)

2. а) фломастер; г) шариковая ручка; н) графитный карандаш; к) стилус; и) гусиное перо. (Книга)

3. а) береста; ж) глиняные плитки; л) бумага; н) пергамент; р) папирус; у) свиная кожа. (Журнал)

4. а) ксерокопия; ж) фотография; к) ватман; о) копировальная бумага. (Кожа)

5. д) карандаш - стержень в металлической оправе; и) сланцевый карандаш; к) карандаш в деревянной оправе; с) графитовый карандаш. (Диск)

6. а) электронные книги; и) рукописные книги; к) репринтные книги; л) клинописные книги; п) устные предания; т) печатные книги. (Плитка)

7. а) буквенное письмо; д) узелковое письмо; к) иероглифы; о) петроглифы; с) клинопись. (Доска)

8. а) граммофон; к) фонограф; о) магнитофон; н) CD-плеер; р) патефон; т) проигрыватель. (Картон)

9. Конкурс «Лучшая реклама»

Команды представляют подготовленную рекламу какого-то устройства компьютера.

Максимальная оценка рекламы - 5 баллов.

10. Подведение итогов, награждение победителей

Ведущий: "Ребята! Поняли ли вы, что означают слова "от И до А" в названии нашего мероприятия?" (Эти слова связаны с начальной и конечной буквами слова

"информатика".)

Жюри подводит итоги и объявляет их. Вручаются призы.

Примечание. Во время подведения итогов, а также при решении командами кроссворда "Язык, алфавит, термины" и при проведении викторины ведущий или член жюри задает вопросы зрителям (Приложение 4). За правильный ответ вручается "орден" красного цвета, за правильный, но не полный ответ - желтого, за неправильный ответ - зеленого цвета. Примерный вид "орденов" показан в Приложении 5.






Приложение 1.


Рисунок № 1. Рисунок № 2.

Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс) Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)

Рисунок № 3. Рисунок № 4.

Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс) Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)







Приложение 2.

Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)

По горизонтали

3. Объект, от которого передается информация.

5. Разговор двух лиц.

6. Условное обозначение объекта управления на экране в виде небольшого рисунка.

9. Шифрование данных.

10. Объект, принимающий информацию.

12. Создатель компьютерной программы.

15. Взаимодействие субъектов с целью передачи информации.

16. Исполнение музыкального произведения одним исполнителем.

17. Секретное слово.

По вертикали

1. Знаковая система фиксации речи с помощью начертательных элементов (обычно букв).

2. Способ передачи информации посредством изображения слов и предметов в виде рисунков.

4. Совокупность символов, используемых в языке.

7. Получатель почтового сообщения.

8. Выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.

11. Разговор одного человека (иногда с самим собой).

13. Телодвижение, используемое как средство передачи информации.

14. Одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов.



Приложение 3.

Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)










Приложение 4.

Вопросы к зрителям, сидящим в зале

1. Дайте определение понятия "информация". (Сведения из окружающего нас мира.)

2. Назовите органы чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию. (Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.)

3. Устройство, ускоряющее работу с папками и файлами, называется… (Мышь, манипулятор "мышь".)

4. Мозг компьютера - это… (Процессор, центральный процессор.)

5. Назовите формы восприятия информации. (Знаковая - буквы, символы, рисунки, таблицы, в виде жестов или сигналов, устная или словесная (разговор).)

6. Назовите наименьшую единицу измерения количества информации. (Бит.)

7. Назовите информационные процессы. (Сбор, хранение, передача, поиск, обработка, кодирование.)

8. Назовите основные (стандартные) устройства настольного персонального компьютера. (Системный блок, клавиатура, монитор, мышь.)

9. Дайте определение клавиатуры компьютера. (Устройство для ввода информации в компьютер.)

10. Назовите известные вам текстовые редакторы. (Блокнот, WordPad, Microsoft Word и др.)

11. Дайте определение понятия "логика". (Наука о законах и формах мышления.)

12. Устройство вывода информации. (Монитор.)

13. Дайте другое (жаргонное) название жесткого магнитного диска. (Винчестер.)

14. Гибкий магнитный диск называют… (Дискета.)

15. Устройство для вывода информации на бумагу называется… (Принтер.)

16. Алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру, называется… (Программа.)

17. Информация, хранящаяся на устройстве внешней памяти под определенным именем, называется… (Файл.)

18. Оптическое устройство для считывания информации называется… (Сканер.)

19. Назовите дополнительные, или нестандартные, устройства компьютера. (Принтер, сканер, модем, колонки, микрофон, графопостроитель, планшет, цифровой фотоаппарат, видеокамера, джойстик и др.)

20. Как называется изображение, появляющееся на экране монитора после загрузки операционной системы Windows? (Рабочий стол.)

21. Сколько клавиш на стандартной клавиатуре? Назовите основные группы клавиш. (104 клавиши; буквенные, цифровые, функциональные, управления курсором, специальные.)

22. Какие съемные носители информации вы знаете? (Дискета, CD-диск, DVD-диск, флеш-карта.)

23. Устройство для ввода буквенной и цифровой информации называется… (Клавиатура.)

24. Как называют хранилище информации в компьютере? (Память.)

25. Что такое "мозг компьютера"? (Процессор.)

26. Назовите устройство для вывода звуковой информации из компьютера. (Колонки.)

27. Назовите единицы измерения информации (без учета бита). (Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт и т.д.)

28. Назовите устройства для ввода информации в компьютер. (Клавиатура, сканер, мышь, микрофон, трекбол, сенсорный экран, джойстик, световое перо.)

29. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть называется… (Модем.)

30. Наука, изучающая способы обработки, хранения и передачи информации называется… (Информатика.)

Приложение 5.

Примерный вид «орденов» для игры со зрителями

Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)Конспект внеклассное мероприятие по информатике Информатика от И до А (5 - 6 класс)



© 2010-2022