Рабочая программа по информатике 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Как и...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ееадекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания иприменения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированныхинформационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носитдеятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких "витков" в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Основное содержание рабочей программы

Разделы и темы программы

Количество часов

Информация и информационные процессы (повторение)

6

Телекоммуникационные технологии

6

Технология хранения, поиска и сортировки информации

5

Основы логики и логические основы компьютера

7

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

7

Итого

34




Календарно тематический план 11 класс

урока

№ урока
в теме

Тема урока

§ учебника

Практическая работа

§
учебн. (у),
практ. (п), задачн. (з)

1.

Информация. Информационные процессы. (повторение ) Правила ТБ.

Единицы объема информации. Кодирование чисел. (Повторение)

2.2

  1. Вычисление количества информации с помощью приложения Калькулятор.


Кодирование текста (Повторение)

2.10

  1. Вычисление количества информации с помощью приложения Калькулятор.


Кодирование графики (Повторение)

2.12

  1. Вычисление количества информации с помощью приложения Калькулятор.


Кодирование звука (Повторение)

2.13

  1. Вычисление количества информации с помощью приложения Калькулятор.


Хранение информации. Обобщение по темам

2.14


Самостоятельная работа по вычислению количества информации

9.6



Телекоммуникационные технологии (6 часов)

Передача информации. Компьютерные сети. Адресация в Ин­тернете Протокол передачи данных TCP/IP. Модем

12.1-6,

7.1.1 (п)

Услуги Интернет. Электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете

12.8-11

  1. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express. Путешествие по всемирной паутине. Работа в телеконференциях. Работа с поисковыми системами

7.2.1-5

Web-сайты и Web-страницы. Тэги. Форматирование текста. Цветовая схема.

13.1

  1. Создание Web-страницы. Цветовая схема.

8.1 (п)

Размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах

13.2-3

  1. Вставка изображений на Web-странице, гиперссылок

8.1-2

Списки, таблицы на Web-страницах

13.4

  1. Создание списков и таблиц на Web-страницах

8.1

Интерактивные формы на Web- страницах

13.5

  1. Создание текстового поля, переключателей, флажков, полей списков, кнопок

8.3


Технология хранения, поиска и сортировки информации (5 часов)

Создание базы данных. Разработка структуры реляционной базы данных.

11.1

Проектирование и нормализация многотабличной БД

11.2

Ввод и редактирование данных. Использование формы

11.3.2

  1. Ввод данных в БД. Создание формы

11.3.2,

11.3.3

Связывание таблиц в БД.

11.4.

  1. Связывание таблиц в БД


Простые и сложные запросы в БД


  1. Поиск и сортировка данных с помощью запросов

11.4.1,3,4

Отчеты. Печать данных с помощью отчетов. Защита проекта

11.4.5

  1. Создание отчетов с помощью Мастера отчетов

11.4.5



Основы логики и логические основы компьютера (7 ч)

1

Формы мышления. Алгебра высказываний

3.1, 3.2

Алгебра высказываний

3.2 (п)

2

Логические выражения и таблицы истинности

3.3

Построение таблиц истин­ности логических функций и вы­ражений (в том числе с использо­ванием электронных таблиц).

3.3 (п)

3

Равносильные логические выражения


Построение таблиц истинности


4

Логические функции. Логические законы и правила преобразования

3.4, 3.5

Преобразование логических выражений с использованием ло­гических законов и правил преоб­разования (в том числе с использо­ванием инженерных калькулято­ров).

3.3, 3.5 (п)

5

Решение логических задач

3.6

Решение логических задач

3.6

6

Логические основы устройства компьютера. Логические элементы.


Построение логических схем


25.

7.

Тест №1 по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

Тест №1



Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (7 ч)


26.

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Растровые и векторные редакто­ры.

7.1, 7.2


27.

Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.

7.3

  1. Окно САПР КОМПАС-3D.

7.3.1 (у)
4.5 (п)

28.

По­строение основных чертежных объек­тов.

7.3

  1. Геометрические построения в САПР

4.5 (п)

29.

Компьютерные презентации с ис­пользованием мультимедиа технологии

8.1

  1. Создание презентации с помощью Power Point. Созда­ние и оформление слайда.

8.2.1

30.


  1. Рисунки и графические примитивы на слайдах

Выбор дизайна презентации.

8.2.2-3

31.


  1. Редактирование и сортировка слайдов

Использование анимации в презентации

8.2.4, 8.3

32.


  1. Переходы между слайдами

8.4.1

33.


Подготовка к итоговой контрольной работе

34.


Итоговая контрольная работа

Т ест №2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя


Литература:


  1. *Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 11 классов / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. **Практикум по информатике и информационным технологиям (авторы - Н.Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова). - М:Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.


© 2010-2022