Программа безопасный интернет в школе Дружелюбная сеть

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» г. РОССОШИ

РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ












ПРОГРАММА


Безопасный

Интернет в школе

«Дружелюбная сеть»

на 2015 - 2016 г.г.

















г. Россошь

2015 год


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МКОУ «СОШ № 1 г. Россошь

от «___» ______ 2015 года № ___


  1. Пояснительная записка.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование и стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения.

Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.

Использования Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы достаточно обширно:

  • это использование электронной почты;

  • поиск в сети нужной информации;

  • создание собственных школьных веб-страниц;

  • рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.);

  • обмен опытом;

  • ответы на типичные вопросы;

  • получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам;

  • совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.

Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей, существует ряд аспектов, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).

Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет.

По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов.

Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о

принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Данная программа рассчитана на период с 2015-2016 годы.

Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.

Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МКОУ «СОШ № 1» созданы следующие условия:

  1. В ОУ Разработаны и утверждены:

  • ПРАВИЛА использования сети Интернет в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «СОШ № 1» г. Россошь

  • ИНСТРУКЦИЯ по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.

  • ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения сети Интернет.

2 . Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.

3. Ведется журнал учета работы в сети Интернет.

Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.

Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.

Перечень мероприятий

по обучению безопасному использованию сети Интернет

Период проведения

Наименование мероприятия

Ответственный

1

Сентябрь

2015

Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 2-4, 5-9, 10- 11 классов.

Классные руководители 2-11 классов.

2

Сентябрь

2015

Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет

Школьные методические объединения

3

Октябрь

2015

Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями:

- Плакат,

- Рассказ о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи»)

Зам. директора по ВР

4

Ноябрь

2015

- Проведение классных часов, задачей которых является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете:

«Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.),

«Развлечения и безопасность в Интернете», «Темная сторона Интернета» (7-8 кл.),

«Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).

Классные руководители 5-11 классов.

5

Декабрь

2015

Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов) - возраст младшие школьники.

- Экспресс-опрос «Детки в сетке».

- Памятки и буклеты для детей:

- «Защити себя сам!» (советы детям для безопасного поиска в Интернете).

- «Безопасный Интернет - детям»

- «Интернет-ресурсы для детей» (полезные сайты).

Учителя начальных классов.

6

Январь

2016

Проведение бесед, диспутов: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы).

Учитель информатики и ИКТ

7

В течение года

2016

- Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»

- Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»

Классные руководители
























Механизм реализации проекта

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.

Ведется журнал учета работы в Интернет.

Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:

1) во время проведения занятий - преподаватель, проводящий занятие;

2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо, назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.

Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий.

Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.

Технический контроль.

Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации «ИнтернетЦензор", исключающая доступ к такой информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

Антивирусный пакет компании «Касперский», установленный на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.

Все программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым» спискам.

Профилактическая работа с обучающимися.

Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе - в виде сказок, игр. В средней школе - в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе - в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах. Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно-математических наук, в рамках которой проводится День безопасного Интернета. Программа, посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

Профилактическая работа с родителями.

Формы работы с родителями различны - родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»:

«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».

Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские

собрания «Безопасный Интернет - детям».

Информационный ресурс.

Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: saferunet.ru, detionline.org, interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в классных уголках.

Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированию безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечению информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.

Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции,

компенсации негативных последствий.

Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы и дома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационную культуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

Ожидаемые результаты

Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для

доступа к сети Интернет:

1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;

2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;

3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

Перспективы дальнейшей работы школы по созданию

Интернет-пространства для участников образовательного процесса

Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для этого необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение.

Литература

1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. - М.:

Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.

2. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю.

Теоретические основы компьютерной безопасности. - М.: Радио и связь, 2000.

3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем.

Монография. - М.: МГУЛ, 2003. - 212 с.

4. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность

телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. - М. «Радио и связь»

2003.

5. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности

учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.

6. microsoft.com/rus/protect/athome/children/kidsafetyfaq.mspx

7. interneshka.net/

8. schoolrm.ru/schools/lic26sar/parents/safety.php

9. shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html











Приложение 1


Методические рекомендации «Безопасный Интернет».

В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране - все это небезвредно для здоровья.

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет.
В данном методическом пособии представлены материалы для разработки классных часов для школьников трех возрастных групп, направленные на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, персонала и школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности. Кроме того, пособие может быть интересно родителям школьников, так как содержит советы и рекомендации, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.

Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Приложение 2

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты.

Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций. В заключение беседы установите определенные ограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможете создать для ребят уют и безопасность в Интернете.

Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько мыслей о том, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.

  • Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны.

  • Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению конфиденциальности личной информации:

  • Представляясь, следует использовать только имя или псевдоним.

  • Никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы.

  • Никогда не посылать свои фотографии.

  • Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.

  • Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни.

  • Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.

Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.

Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.

Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете.

Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.

Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.

Посещайте Сеть вместе с детьми. Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки.

Будьте внимательны к вашим детям!

Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ИНТЕРНЕТЕ


  • Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ребенок должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

  • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

  • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

  • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

  • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

  • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

  • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

  • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.


Программа безопасный интернет в школе Дружелюбная сеть

© 2010-2022