- Преподавателю
- Информатика
- Программа безопасный интернет в школе Дружелюбная сеть
Программа безопасный интернет в школе Дружелюбная сеть
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малакеев М.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» г. РОССОШИ
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
Безопасный
Интернет в школе
«Дружелюбная сеть»
на 2015 - 2016 г.г.
г. Россошь
2015 год
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МКОУ «СОШ № 1 г. Россошь
от «___» ______ 2015 года № ___
-
Пояснительная записка.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование и стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения.
Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.
Использования Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы достаточно обширно:
-
это использование электронной почты;
-
поиск в сети нужной информации;
-
создание собственных школьных веб-страниц;
-
рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.);
-
обмен опытом;
-
ответы на типичные вопросы;
-
получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам;
-
совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей, существует ряд аспектов, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).
Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет.
По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов.
Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о
принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Данная программа рассчитана на период с 2015-2016 годы.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МКОУ «СОШ № 1» созданы следующие условия:
-
В ОУ Разработаны и утверждены:
-
ПРАВИЛА использования сети Интернет в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «СОШ № 1» г. Россошь
-
ИНСТРУКЦИЯ по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.
-
ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения сети Интернет.
2 . Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в сети Интернет.
Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.
Перечень мероприятий
по обучению безопасному использованию сети Интернет
№
Период проведения
Наименование мероприятия
Ответственный
1
Сентябрь
2015
Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 2-4, 5-9, 10- 11 классов.
Классные руководители 2-11 классов.
2
Сентябрь
2015
Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
Школьные методические объединения
3
Октябрь
2015
Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями:
- Плакат,
- Рассказ о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи»)
Зам. директора по ВР
4
Ноябрь
2015
- Проведение классных часов, задачей которых является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете:
«Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.),
«Развлечения и безопасность в Интернете», «Темная сторона Интернета» (7-8 кл.),
«Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).
Классные руководители 5-11 классов.
5
Декабрь
2015
Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов) - возраст младшие школьники.
- Экспресс-опрос «Детки в сетке».
- Памятки и буклеты для детей:
- «Защити себя сам!» (советы детям для безопасного поиска в Интернете).
- «Безопасный Интернет - детям»
- «Интернет-ресурсы для детей» (полезные сайты).
Учителя начальных классов.
6
Январь
2016
Проведение бесед, диспутов: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы).
Учитель информатики и ИКТ
7
В течение года
2016
- Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
- Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
Классные руководители
Механизм реализации проекта
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
Ведется журнал учета работы в Интернет.
Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:
1) во время проведения занятий - преподаватель, проводящий занятие;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо, назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Технический контроль.
Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации «ИнтернетЦензор", исключающая доступ к такой информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Антивирусный пакет компании «Касперский», установленный на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.
Все программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым» спискам.
Профилактическая работа с обучающимися.
Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе - в виде сказок, игр. В средней школе - в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе - в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах. Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно-математических наук, в рамках которой проводится День безопасного Интернета. Программа, посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.
Профилактическая работа с родителями.
Формы работы с родителями различны - родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.
Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»:
«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские
собрания «Безопасный Интернет - детям».
Информационный ресурс.
Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: saferunet.ru, detionline.org, interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в классных уголках.
Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированию безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечению информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.
Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции,
компенсации негативных последствий.
Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы и дома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационную культуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые результаты
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для
доступа к сети Интернет:
1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;
3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Перспективы дальнейшей работы школы по созданию
Интернет-пространства для участников образовательного процесса
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для этого необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение.
Литература
1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. - М.:
Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.
2. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю.
Теоретические основы компьютерной безопасности. - М.: Радио и связь, 2000.
3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем.
Монография. - М.: МГУЛ, 2003. - 212 с.
4. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность
телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. - М. «Радио и связь»
2003.
5. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности
учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.
6. microsoft.com/rus/protect/athome/children/kidsafetyfaq.mspx
7. interneshka.net/
8. schoolrm.ru/schools/lic26sar/parents/safety.php
9. shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html
Приложение 1
Методические рекомендации «Безопасный Интернет».
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране - все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет.
В данном методическом пособии представлены материалы для разработки классных часов для школьников трех возрастных групп, направленные на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, персонала и школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности. Кроме того, пособие может быть интересно родителям школьников, так как содержит советы и рекомендации, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Приложение 2
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты.
Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций. В заключение беседы установите определенные ограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможете создать для ребят уют и безопасность в Интернете.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько мыслей о том, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
-
Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны.
-
Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению конфиденциальности личной информации:
-
Представляясь, следует использовать только имя или псевдоним.
-
Никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы.
-
Никогда не посылать свои фотографии.
-
Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.
-
Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни.
-
Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете.
Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.
Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
Посещайте Сеть вместе с детьми. Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки.
Будьте внимательны к вашим детям!
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ИНТЕРНЕТЕ
-
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ребенок должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:
-
Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
-
Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
-
Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
-
Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
-
Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
-
Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
-
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.