- Преподавателю
- Информатика
- Программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литвинцева Г.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение Иркутской области
«Чунский многопрофильный техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и икт
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее - СПО):
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Чунский многопрофильный техникум»
Разработчики:
Литвинцева Г.В., преподаватель математики и информатики ГБПОУ ЧМТ
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации учебной дисциплины
21
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО: 19.01.17 Повар, кондитер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 131 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 109 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
131
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
109
в том числе:
практические занятия
58
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
в том числе:
индивидуальное проектное задание
12
Внеаудиторная самостоятельная работа
11
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
2
Раздел 1.
Информационная деятельность человека
16
Тема1.1 Информационная деятельность человека
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
4
Практическая работа. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.
4
Тема1.2
Виды профессиональной информационной деятельности
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
4
Практическая работа. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
4
РАЗДЕЛ 2.
Информация и информационные процессы
30
2
Тема 2.1.
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
4
Практическая работа:
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.
2
Тема 2.2.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
2
Практикум. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Переход от неформального описания к формальному.
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
4
2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
2
Практикум. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.
4
2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
2
Практикум. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.
2
2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
2
Практикум. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
2
Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
2
Практическая работа:
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования
2
РАЗДЕЛ 3.
Средства информационных и коммуникационных технологий
18
2
Тема 3. 1.
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
6
Практические работы:
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
4
Тема 3.2.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
2
Практическая работа:
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.
6
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
2
Практическая работа:
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
2
РАЗДЕЛ 4.
Технология создания и преобразования информационных объектов
30
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
4
Практическая работа:
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
4
4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
2
Практическая работа:
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4
Практическая работа:
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
4
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
4
Практическая работа:
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.
Демонстрация систем автоматизированного проектирования.
Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
4
РАЗДЕЛ 5.
Телекоммуникационные технологии
12
1, 2
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
2
Практическая работа:
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
2
5.1.1. Методы создания и сопровождения сайта.
2
Практическая работа:
Средства создания и сопровождения сайта.
2
Тема 5.2.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
2
Практическая работа. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.
2
Итоговый зачет
1
ВСЕГО: аудиторная нагрузка
109
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика», лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий информатике;
- класс компьютерной техники;
- проекционное оборудование;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция);
-учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- мебель.
Технические средства обучения:
- компьютер с мультимедиа проектором;
-экран (на штативе или навесной);
-стол для проектора;
- Компакт-диски с электронными учебниками и обучающими программами;
интерактивная доска;
- комплект лицензионного программного обеспечения , инструментальные системы и комплексы, электронные средства учебного и образовательного назначения для проведения занятий;
- обычный, или графический, планшет - беспроводное оборудование для ввода информации;
- дистанционная клавиатура, которую учитель или ученики могут использовать для ввода текста в компьютер с любого места в кабинете;
- дистанционная мышь - беспроводное устройство для управления компьютером из любой точки класса;
- планшет для ПК, который позволяет осуществить беспроводное соединение в целях передачи данных проектору из любой точки класса;
- устройства для голосования, которые позволяют учителю задавать вопросы и получать ответы на вопросы от учеников в электронном виде, результаты голосования мгновенно отображаются на интерактивной доске;
- специальное устройство диджитайзер - накладной проектор, которым можно увеличивать непроницаемые объекты;
- программно-аппаратное оборудование для проведения видеоконференции - компьютер с Webкамерой, видеокамера, специальное ПО;
- цифровые базы данных, видео или аудиозаписи для уроков и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для учащихся
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2002.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2001.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М., 2006.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2005.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2002.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.
Для преподавателей
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2005.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2004.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен знать/понимать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
-Письменная проверочная работа.
-Анализ выполнения заданий к самостоятельной работе, предполагающих поиск, переработку и представление учебной информации.
-Анализ реферата на соответствие изученному материалу.
Должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
-Анализ практических работ, заданий к самостоятельной работе.
-Анализ оценок за практические занятия, выполненные в рамках освоения разделов и тем учебной дисциплины.
Разработчики:
ГБПОУ ЧМТ преподаватель информатики и ИКТ Литвинцева Г.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
6