Методическое пособие по информатике «Алгоритмы»

В методическом пособии рассмотрена тема: «Алгоритмы», применение которой обеспечивает эффективность обучения, отражены основные требования, знания и умения, даны задачи и методы их решения. Методическое пособие предназначено для преподавателей информатики и обучающихся. В методическом пособие представлены следующие разделы: «АЛГОРИТМЫ», «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ», «ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ», «СИМВОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ», «ВЕТВЛЕНИЕ», «ЦИКЛЫ», «МАССИВЫ», «ПОДПРОГРАММЫ», «ГРАФИКА», «ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ», «ОСНОВЫ ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





АЛГОРИТМИЗАЦИЯ


дисциплина «Информатика и ИКТ»

Методическое пособие




































Куликов А.Н. , преподаватель ГБОУ СПО КТПТП.

Алгоритмизация. Методическое пособие - 2013 год.




В методическом пособии рассмотрена тема «Алгоритмизация», применение которой обеспечивает эффективность обучения, отражены основные требования, знания и умения, даны задачи и методы их решения. Методическое пособие предназначено для преподавателей информатики и обучающихся.





СОДЕРЖАНИЕ





ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………….4


ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………..5


АЛГОРИТМИЗАЦИЯ………………………...…………………………………..6


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………….…………………………….18







ПРЕДИСЛОВИЕ

Преподавателям необходимо иметь четкое представление о сущности, основных характеристиках и закономерностях учебного процесса.

Учебный процесс обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержания обучения; преподавания, т.е. деятельности преподавателя; учения - учебной деятельности обучающихся; педагогических средств обучения.

Одним из важнейших педагогических средств учебного процесса являются методы обучения. Для оптимального выбора методов обучения и их эффективного сочетания преподавателю необходимо иметь представление о них, чем богаче знания о многообразии современных методов и умения их применить, тем многостороннее обучение, осознаннее и эффективнее сотрудничество на учебных занятиях.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является одним из важнейших звеньев учебного процесса.

Процесс обучения не может быть полноценным без учета того, как обучающиеся воспринимают и запоминают изучаемое, как применяют знания для решения практических задач.

Специфика контроля оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее и воспитательное значение.

Осуществляя эти элементы учебного процесса, преподаватель выявляет сильные и слабые стороны восприятия обучающихся, их памяти, мышления и речи, внимания и воли.

Важной задачей контроля, знаний, умений и навыков обучающихся является воспитание у них чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и обучающихся в значительной мере сосредоточивается на уроке, поэтому качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.




ВВЕДЕНИЕ



Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого ему необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира».











АЛГОРИТМЫ


  1. Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка: исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

    1. Налить в чайник воду.

    2. Открыть кран газовой горелки.

    3. Поставить чайник на плиту.

    4. Ждать пока вода не закипит.

    5. Зажечь спичку.

    6. Выключить газ.


  1. Имеются, цинк, 96% - ная серная кислота, вода, а также колба и пробирка.

Исправьте ошибки в алгоритме получения водорода.


    1. Поставить колбу на стол.

    2. Налить в колбу кислоту.

    3. Налить в колбу воду.

    4. Собрать выделяющийся газ в пробирку.

    5. Бросить в колбу цинк.


  1. Пусть дан отрезок. А В.

Определить, для решения какой задачи предназначен следующий алгоритм.

    1. Поставить ножку циркуля в точку А.

    2. Установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ

    3. Провести отрезок.

    4. Поставить ножку циркуля в точку В.

    5. Провести окружность.

    6. Провести прямую линию через точки пересечения окружности.



  1. Имеются два кувшина емкостью 3 и 8 литров.

Напишите алгоритм, выполняя который можно набрать из реки 7 литров

воды, (разрешается пользоваться только этими кувшинами).


  1. Разведывательный дозор в составе двух человек подошли к реке.

Мост был разрушен, а река слишком глубока и широка, чтобы

переправиться через нее вплавь или перейти вброд. К счастью, около берега

в маленькой лодке проплывали два мальчика. Как переправиться на этой

лодке через речку, если она может вместить только или одного взрослого

либо двух мальчиков.


  1. На полустанке одноколейной железной дороги остановился поезд, в составе тепловоза и пяти вагонов, доставивших бригаду рабочих строительства новой ветви. Пока на этом полустанке имеется небольшой тупик, в котором случае необходимости может поместиться тепловоз с двумя вагонами и три вагона. В скорее следом за поездом со строительной бригадой подошел пассажирский поезд. Составьте алгоритм, позволяющий пропустить пассажирский поезд.


  1. Некий человек должен перевести в лодке через реку волка, козу, капусту. Каждый раз он может перевести либо волка, либо козу, либо капусту. Но на обратном берегу нельзя оставить вместе козу с волком, а также козу с капустой. Составьте алгоритм переправы.







СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ



    1. Перевести из двоичной системы в десятичную числа:

10 10 11 11; 10 11 11; 11 11 10; 10 11 10;


    1. Перевести числа: 346; 121; 777 из восьмеричной системы счисления в двоичную.

    2. Перевести числа: 1011011; 110111; 10011111 из двоичной системы в восьмеричную, из двоичной системы в шестнадцатеричную.

    3. Перевести из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и восьмеричную следующие числа: 1110111.111; 0.1110111101 -111111.000111; -11010101.0101111101

    4. Перевести шестнадцатеричную систему в двоичную следующие числа: 1А2; 3В6; 47А; 3АВ; АЕ1; F2F; 2CD; 2DC;

    5. Вычислить действия над числами 8 системе счисления.

а) 106+777= б) 437+375= в) 452+248= г) 372-174=

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ


  1. Создайте программу для нахождения следующих уравнений:

1) Y = X + X ^ 2 + 2 * X; 2) Y = X + C12+3; 3)X=Y+Y^2*Y 4) C=2*X


  1. Найдите ошибки в каждом из следующих операторов присваивания:

а) X = 2.76 * A б) X = J + 4 в) 3 * X = 4 г) -V=A+B д) X = A/B е) J=1


  1. Какие значения последовательно получает переменная Х при вычислении серии команд.

а) Х=5 б) Х=Х^3 + X^2 в) X=SQR(X)-3 г) X=(X-1)/2

4. Составьте программы для нахождения:

а) Объема шара (V =4/3 - n R^3)

б) Площади треугольника (1/2 -а * в * Sin X)

в) Площадь треугольника по формуле Герона

[S = SQR (p*(p-a)*(p-в)*(р- с)], где р1/2*(а+в+с).


  1. Найдите сумму двух вводных с клавиатуры чисел. Написать программу так, чтобы результат выводился полным ответом (например 3+6=9 или были введены числа 3 и 6).


  1. Найдите произведение вводимых с клавиатуры чисел. Написать программу так, чтобы результат выводился полным ответом.


  1. Вывести на экран рисунок Методическое пособие по информатике «Алгоритмы»Методическое пособие по информатике «Алгоритмы»

*БЕЙСИК*

**********

  1. Вывести на экран свое имя по диагонали.


  1. Составить программу вывода на экране по вертикали своей фамилии.






СИМВОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ



1. Что появляется на экране в результате выполнения серии команд

10 А=8

20 В$= «Basic»

30 Print B$, B$

40 Print B$

2. Написать серию команд, выдающую на экране:

Программирование.

3.Что произойдет, если пользователь введет в ЭВМ строки:

10 А=5

20 B$= «ВВВ»

30 Print А; B$


  1. Машина спрашивает «Как тебя зовут?». После получения ответа говорит: «Вы хороший человек» и пишет введенное имя.


  1. Составьте программу получения слова ледокол из двух слов.


  1. Компьютер спрашивает, чтобы вы ввели свои Ф.И.О., после чего он их выдает на экран.



  1. Исправьте ошибки в программе.

10 REM программа

20 LET «Информатика» = а$

30 LET B$ = «ЭТО»

40 LET «Сила» = С$

50 LET D$ = A$+B$+C$

60 PRINT D$

70 END

8. Машина спрашивает: «Делаешь ли ты зарядку по утрам?» не зависимо от ответа, говорит: «Молодец, физкультура - ура!»

9. Написать программу получения сложного слова из трех слов - гидроэлектростанция.

10. Ответьте, верна ли программа.

10 REM

20 LET A$ = «Пароход»

30 LET B$ = «Паро»

40 LET D$ = A$- B$

50 PRINT D$


ВЕТВЛЕНИЕ


1. Вывести на экране свое имя бесконечное число раз.

2. Что будет на экране после выполнения данной программы:

10 PRINT «Миша»

20 GOTO 40

30 PRINT «Оля»

40 PRINT «Коля»

50 END

3. Откорректировать предложенную программу так, чтобы на экран выдалось: Оля; Миша; Галя.

10 PRINT «Маша»

20 PRINT «Оля»

30 PRINT «Оля»

40 END

4. Написать программу, которая находит большее из двух чисел.

5. Напишите программу, которая проверит, есть ли среди двух введенных чисел номер вашей школы.

6. Проверьте, есть ли среди введенных чисел телефон вашего друга.

7. Проверить на четность число, вводимое с клавиатуры.

8. Найти наибольшее число.

9. Найти корни квадратного уравнения AX2 + BX + C = 0. A, B, C - ввести с клавиатуры.

10. Составьте программу, которая по двум вводным углам треугольника рассчитывает трети.

11. Проверить, превышает ли 2000 произведение двух натуральных двухзначных чисел.

12. Из трех вводных с клавиатуры чисел машины находит меньшее и умножает его на три.

13. Два треугольника заданы своими сторонами. Определить, равны ли эти треугольники.

14. Найдите и исправьте ошибки в следующей программе нахождения корня из числа?

10 INPUT X

20 IF X > =0 THEN GOTO 30

30 GOTO SQR (X)

40 GOTO 60

50 PRJNT «Корень вычислить не возможно»

60 END

ЦИКЛЫ


1. Написать программу, которая выводит лесенкой слова информатика

2. Написать программу, которая выводит по диагонали слово «елка»

3. Составить программу, которая выводит на экране в строку целые числа

от 1 до 5.

4. Написать программу, которая столбиком выводит на экран четные числа

от 1 до 15.

5. Составить таблицу умножения.

6. Составить таблицу умножения для числа 12.

7. Даны две программы. Что будет выводить каждая из них на экран:

10 For x = 1 то 10 10 For x = 2 то 10

20 Y= X * X 20 Y = 2* X

30 Print X, Y 30 Print X, Y

40 NEXT X 40 NEXT X

8.Найдите и исправьте ошибки в следующей программе:

10 IF Sin (M/ 100) < 0 THEN 40

20 M = M * 1

30 GOTO 20

40 PRINT «Значение M»; Sin (M/100) M; Sin (M/100)

9. Выражение X^3 +3*X-1на отрезке [0; 1] имеет корень. Для его вычисления с точностью 0,1 была написана следующая программа.

10 Х=0

20 IF X^3 +3*X-1>0=0 THEN 50

30 X=X +0,1

40 GOTO 20

50 PRINT "Корень равен"; Х.

Менял в ней две команды местами. Тем не менее, ЭВМ и по не порченой программе все-таки нашла корень. Какие две команды переставил злоумышленник.

10. Напишите программу, которая будет выводить на экран фигуру, показанную на рисунку слева. Измените программу так, чтобы она выводила на экране фигуру справа.

В КИЕВ

ЕВ ИЕВ

ИЕВ ЕВ

КИЕВ В


МАССИВЫ


  1. Заполнить массив из 10 элементов числами, равными ½ порядкового номера. Определить сумму всех элементов массива.

  2. Заполнить двухмерный массив A(N; M) производными числами и вывести числа.

  3. Дан массив A (N; M). Сформировать массив В (N; M) путем деления элементов массива A (N; M) на число К.

  4. Дан массив из 20 чисел. Определить номер максимального элемента массива.

  5. Дан массив из 15 чисел. Найдите разницу между максимальным и минимальным элементом.

  6. Дан двухмерный массив A (N; M), сформулировать одномерный массив, полученный средне - геометрическим путем каждого столбца.

  7. Дан одномерный массив:

7; 2; 1; 8; 9; 2; 5; 11; 8; 10; 12; 9

Определить и вывести в столбец все тройки (три последовательных элемента массива), которые могут быть использованы для построения треугольника.

  1. Все отрицательные элементы массивы T (m; n) возвести в квадрат и подсчитать их количество.

  2. Дан одномерный массив из 13 элементов. Сформировать новый из элементов кратных 5.

  3. Подсчитать количество отрицательных элементов вывести их на экран среднее арифметическое и произвольные числа.

  4. Вычислить сумму квадратов первых 9 натуральных чисел. Вывести S на дискете.

  5. Найдите произведение четных и нечетных чисел в интервале 50.

  6. Выяснить принадлежит ли произвольное число к интервалу [а; в]


ПОДПРОГРАММЫ



  1. Составить программу используя подпрограмму для решения следующего уравнения Y = Х2 + Х3 +124 если Х=1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Попробуйте решить задачу другим путем.

2.Вывести на экран N раз сообщение «Перестаньте меня мучить».

3. Рассчитать значение функции Y = 5Х3 + 6Х2 - 7Х - 30.

4. Вывести значение функции: Y = (X - 3X) * (4X + 5) - (SinX +CosX)*10.

5. С помощью подпрограммы вычислить значение функции Y=(5X2

+ 6X- 20)/(5Z2 + 6Z - 20) + 3(5f2 + 6f -20) для следующих значений

Х=1 Z=2 Y=2

6. В двухмерном массиве A (N; M) найти сумму элементов J-го столбца.

7. Написать программу, которая получает в качестве ввода значения N, равное

числу учеников в группе, а также рост, возраст, и вес каждого ученика. Эта

программа должна выдавать значение всех трех показаний.

8. Даны три стороны треугольника. Определите его углы.

9. Напишите программу для определения подобия:

а) двух треугольников по трем сторонам;

б) двух прямоугольников по двум смежным сторонам

10. Написать программу для упорядочения трех чисел а, в, с, по возрастанию.

11. Напишите программу вычисления по данным двух сторон треугольника и

углу между ними, длины третьей стороны и двух других углов.

12. В аэропорт в среднем принимают 3 самолета в день. Какова вероятность

того, что аэропорт будет принимать в день 2 самолета; 4 самолета. Вычисление вероятности оформите в виде подпрограммы.

ГРАФИКА


  1. Построить рисунок танка.

  2. Построить рисунок лодочки.

  3. Построить рисунок домика.

  4. Составить программу построения квадрата.

  5. Составить программу построения звезды.

  6. Составить программу построения треугольника.

  7. Составить программу построения прямоугольника.

  8. Составить программу построения окружности.

  9. Составить программу построения снеговика.

  10. Составить программу, рисунка концентрических окружностей.

  11. В середине экрана нарисовать солнышко.

  12. Написать программу, которая рисует произвольную ломанную линию.

  13. Составить программу закрепления квадрата, прямоугольника.

  14. Составить программу обрамления экрана.

  15. Составить программу вычерчивания графиков следующих функций.


ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Составить программу, которая в зависимости от нажатой клавиши выводит на экран окружности заданного диаметра.

  2. Составить программу, которая в зависимости от нажатой клавиши выводит на экран квадраты с заданной стороной А.

  3. Составить программу, которая в зависимости от нажатой клавиши выводит на экран

1) У = ЕХ 2) Y = Sin X 3) Y = Tg X 4) Y = Log X


  1. Составить программу, которая позволяет оценить правильность написания корней «гор» и «гар» в словах.

  2. Составить программу, которая позволяет проверить правильность умножений двух чисел.

  3. Составить программу, которая извлекает квадратный корень из чисел.

  4. Составить программу, которая в зависимости от выбранных координат рисует окружность в выбранном месте.

  5. Составить программу, которая позволяет производить, опрос обучающихся знания команд языка «Бейсик» и позволяет ставить оценки.

  6. Составить программу, которая позволяет рисовать любой рисунок, пользуясь четырьмя клавишами.

  7. Составить программу, которая позволяет оценить правильность написания корней «лож» и «лог» в предложенных словах.




ОСНОВЫ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Задача 1.

1. Изобразить на экране отрезок, пересекающий с постоянной скоростью экран слева направо параллельно горизонтальной его оси.

2. Изобразить на экране отрезок, пересекающий с постоянной скоростью

экран сверху вниз параллельно горизонтальной оси.

3. Изобразить на экране отрезок, вращающийся в плоскости экрана вокруг своего конца.

4. Изобразите на экране точку, пересекающую экран снизу вверх.

5. Изобразить на экране человечка, машущего руками.

6. Изобразить на экране отрезок, вращающийся в плоскости экрана вокруг его середине.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Степаненко О.С. «Персональный компьютер». Второе издание пересмотренное и дополненное. Москва - Санкт - Петербург - Киев - 2010 год.

2. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии». Второе издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 511с.: ил. ISBN 5-94774 - 189 - X.

3. С. Симонович «Специальная информатика». Учебное пособие. Москва - 2009 год.

4. Симонович С. «Практическая информатика». Учебное пособие. Москва - 2009 год.

5. Киселев С.В. " Оператор ЭВМ». Второе издание, стереотипное. Москва - 2008 год.

6. Фигурнов В.Э."IBM PC" для пользователя. Краткий курс. Москва - 2009 год.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Пайк.М. Internet . СПБ., 2007 год.

2. Гилстер Пол. Навигатор Internet. М., 2008 год.

3. Энциклопедия - Интернет, СПБ, 2010 год.

4. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов, СПБ, 2009 год.

5. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М., 2008 год.

6. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. - М., 2005 год.

7. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов в схемах и таблицах. - М., 2006 год.

19

© 2010-2022