Конспект урока по информатике и ИКТ Поиск информации в сети Интернет

В архиве расположен конспект открытого урока по информатике и ИКТ на тему "Поиск информации в сети интернет", статья для самостоятельной работы учащихся и презентация урока. В ходе урока активно используется электронная система голосования Proclass. Материал ориентирован на учащихся 11 классов, изучающих информатику на базовом уровне.
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 11 классе

«Поиск информации в сети Интернет»

Учитель: Алексеева Анна Александровна, МБУ СОШ № 58 г.о Тольятти

Класс: 11

Тема урока: Технологии поиска информации в сети интернет

Тип урока: урок изучения нового материала

Требуемое оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, колонки, интерактивная система голосования Proclass» (не менее 13 пультов), компьютер учителя, компьютерный класс не менее, чем на 7 компьютеров, подключенный к сети Интернет, раздаточный материал «Статья» и «Задание для практической работы», презентация к уроку.

Цель урока: сформировать у учащихся представления об эффективных способах поиска информации в сети Интернет

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представления о принципах работы поисковых систем и правилах составления запросов к ним.

  2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к интеллектуальной собственности, формировать рациональное отношения к благам научно-технического прогресса.

  3. Формировать у учащихся критическое мышление, информационную компетентность.

Ход урока

Организационный момент. Постановка цели урока (3 минуты, беседа с учащимися)

Наш сегодняшний урок называется «На просторах интернет». Мы продолжаем разговор о компьютерных сетях и сети Интернет, в частности. Интернет появился в нашей жизни сравнительно недавно, но уже трудно представить себе жизнь без него. Как вы относитесь к следующему высказыванию? Слайд2 (Интернет - это мир грез, порожденный компьютером, созданный, чтобы подчинить нас). Давайте прибегнем к помощи пультов и попытаемся выяснить среднюю картинку по нашей группе: а. полностью согласен, b. не согласен. В чем выражается подчинение Интернет? Почему, тогда мы не можем от него отказаться? Когда подобный опрос проводился в социальной сети, то были получены следующие варианты ответов (слайд3). В качестве минусов указывается в первую очередь негативное влияние на здоровье (как физическое, так и психологическое), ну а плюсы - это всевозможные сервисы. Давайте их вспомним: слайд 4.

Мы с вами сегодня будем говорить только об одном из сервисов, а именно о поиске информации. Тема нашего урока - технологии поиска в сети интернет. К концу урока мы должны чётко представлять о том, какие существуют способы поиска информации.

Актуализация знаний. (5 минут, работа с электронной системой голосования)

На прошлом уроке мы говорили о том, как строится всемирная сеть, какие протоколы в ней используются, как обратиться к нужному компьютеру или сайту. Давайте вспомним основные моменты. Ответы на вопросы слайдов (10 заданий) с комментированием.

10 вопрос с подвохом, учащиеся должны доказать, что сеть интернет платная (аналогия с телефонной связью)

Изучение нового материала (23 минут)

Беседа (3 минуты) Итак, мы знаем, чтобы найти нужный сайт надо знать либо его IP-адрес, либо чаще DNS-имя сайта. А что делать, если я его не знаю. А выяснить, когда и где пройдет любимый спектакль очень хочется? (обращаемся к поисковикам, поисковым машинам, поисковым серверам). Какие вы знаете? Какая лучшая? Неважно, если вы умеете правильно составлять запросы, то нужную информацию вы найдете на любом поисковике. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Чародеи», фильм был снят в 1982 году. Тогда об интернет еще не слышали, однако ситуация, которая произошла с героем этого фильма, очень напоминает те сложности, с которыми сталкиваемся мы при поиске информации. Если кратко, молодой человек никак не может помириться со своей девушкой и к нему в руки попадает волшебная палочка.

Просмотр фрагмента (4 минуты) Так в чем ошибка главного героя? Слишком широкий запрос. И у нас с вами при поиске информаций возникают те же проблемы, поисковик выдает миллион ответов, а правильного среди них нет.

Работа со статей (5 минут) Чтобы понять, почему так происходит нужно понимать, как устроена поисковая машина. Для этого поработаем с текстом. Первое, что нужно сделать, это кратко ознакомится со статьей и дать ей название. Название должно быть конкретным - отражать суть информации, изложенной в статье. Не белее 1 минуты. Теперь, пожалуйста, прочитайте статью внимательно и найдите в ней ответы на вопросы (подчеркнуть в тексте).

Проверка (интерактивная система голосования, 5 минут) 5 слайдов с вариантами ответа и 2 вопроса для обсуждения: Что определяет эффективность поисковика? Для чего вводится понятие релевантности?

Физкультминутка (разминка плечевого пояса, 1 минута)

Рассказ учителя «Основные приемы поиска информации в сети интернет» (5 минут)

Итак, эффективность работы поисковика определяется базой данных, которая создается индексатором, при обращении к поисковику, он сравнивает слова, которые ввели вы в поисковой строке с базой, которая есть у него, и выводит вам ссылки на страницы, где есть искомые слова. Пусть я хочу узнать, где находится театр «Колесо». Какие варианты ключевых слов вы бы предложили? (неправильно Где находится «Колесо», адрес «Колесо», театр «Колесо»). Основные правила создания запросов можно сформулировать так: слайд. (с комментариями)

Дополнительные возможности поиска дает Расширенный поиск и использование языка запросов.

Расширенный поиск позволяет, используя форму, задать более жесткие условия поиска: исключить слова из запроса, искать документы в пределах некоторых дат, искать конкретные виды документов.

Аналогичные действия можно выполнять не заходя на специальные объекты, а используя в строке поиска специальные символы.

Первая часть вашего практического занятия на сегодня заключается как раз в этом, вам предлагается определить, какие специальные символы мы можем использовать в Яндекс.

Закрепление (практическая работа на поиск информации в сети, 10 минут) Работа по заданию, система зачет/незачет. Консультирование по мере необходимости

Подведение итогов (4 минуты).

Рефлексия с помощью системы голосования

Оценки: на основе выгруженных данных тестирования: 30-60% - 3, 60-80 - 4, 80-100 - 5

Д/з - 100% без домашнего задания, остальным - проработать текст статьи, выписать основные определения в тетрадь, с/м-но изучить возможности расширенного поиска в различных системах.


© 2010-2022