- Преподавателю
- Информатика
- Проектная деятельность по информатике в МБОУ Лицей №15
Проектная деятельность по информатике в МБОУ Лицей №15
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старикова Н.П. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность по информатике в МБОУ «Лицей №15»
Внедрение в основную школу ФГОС позволяет решить задачу повышения качества образования, в соответствии с запросами личности и общества достичь новых образовательных результатов. При этом одной из используемых технологий был и остается метод проектов, который позволяет формировать ключевые компетентности у учащихся, повышает личную уверенность детей, участвующих в проекте, дает осознание значимости сотрудничества, развивает творческие и исследовательские умения.
В своей педагогической практике я активно использую метод проектов. Самым трудным и важным этапом организации является выбор темы. Главное условие успешности проекта - интерес ученика к проекту, проблеме, которую он решает.
Так ранее в 9 классе я предлагала учащимся креативный проект «Влияние лунного света на рост телеграфных столбов». Казалось бы, несколько несуразная тема была призвана увлечь учащихся древнеславянской мифологией, рассмотреть физические явления, описанные в мифах и развивать творческие способности у учащихся. Но через два года проект был достаточно глубоко и разносторонне проработан учащимися и стал неинтересен им.
Нужно было искать что-то новое, чтобы оно тронуло и зацепило даже самых пассивных учеников. И вот, общаясь с учителем литературы, я нашла нужное ключевое слово проекта - ФОНОСЕМАНТИКА. Необычно? Незнакомо? Креативно? Да! И родился проект, который я реализую в этом году «Фоносемантика и информатика».
На первом занятии мы выясняли, что значит это слово? Заранее я ребят не готовила к этому, поэтому из аналогий и частичных знаний мы «слепили» это понятие: фоносемантика - это «смысл звука», то есть наука .
Далее, как и положено, работу начали со стартовой презентации, в которой я рассказала учащимся, приводя примеры из «Московского комсомольца», почему эта наука сейчас набирает популярность.
Пример 1. В службе знакомств вам предлагают на выбор двух избранниц, фамилия одной Перекусих, а другой - Снежко. Кого вы выберете? Выбор у учащихся был практически однозначный.
Пример 2. В школе вам предлагают названия несуществующих животных. Надо определить, какое из двух животных доброе, а какое - злое. Решения детей вновь совпали.
И еще один пример. В повести А.И. Куприна «Поединок» есть интересное рассуждение о немецком слове «Unser»:
«- А унзер, понимаете, это что-то высокое-высокое, что-то худощавое и с жалом. Вроде какое-то длинное, тонкое насекомое, и очень злое.
- Унзер? - Шурочка подняла голову... - нет, погодите: это что-то зеленое, острое. Ну да, ну да, конечно же - насекомое! Вроде кузнечика, только противнее и злее».
Почему Шурочка так решила? Потому, что «з» для русских - неприятный, пронзительный, тонкий, острый ( сточки зрения фоносемантики).
И завершающим этапом первого дня был мозговой штурм: каким образом мы можем реализовать знания фоносемантики с помощью средств информатики? В результате класс разбился на группы:
1. анализируемый текст можно графически изобразить, используя возможности языка программирования, и, получив картинку, можно судить о ее красоте и правильности;
2. текст можно представить в виде диаграмм частот появления символов, которые и помогут нам с избыточность «тяжелых» букв в написанном;
3. по написанному тексту сочинения охарактеризовать черты человека: возбудимость, демонстративность, депрессивность и т.д. Пока связь с информатикой эта группа не совсем представляет, хотя предполагает, что это будет связано с кодированием информации. Но право на существование я решила им оставить.
Заданием к следующей нашей встрече было определить, в каких областях востребована фоносемантика. За решение задачи группы учащихся взялись с энтузиазмом, проявили смекалку и привели много примеров: для создания новых торговых марок, в рекламе, в личной и деловой переписке, в выступлении политических лидеров, в создании легко усвояемых учебных материалов и т.д.
В настоящий момент проект находится в самом разгаре. Учащиеся работают каждый в своем направлении. Каков будет результат? Надеюсь, что все получится. Но одно можно сказать точно - проект заинтересовал ребят, дал им возможность проявить самостоятельность в выборе средств и способов работы.