Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Цель методической разработки: представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Устройство компьютера».Целевая аудитория: методическая разработка урока может быть использована для учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Тема урока:  «Устройство компьютера».Раздел программы:     Глава 2. Компьютер для начинающих.Тип урока: Комбинированный: обобщение и контроль знаний.Педагогическая технология: Информационно-коммуникационные технологии.Формы организации учебной деятельности:    ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ УРОКА

Информатика и ИКТ 5 класс

Тема урока

«Устройство компьютера»

Раздел программы

Глава 2. Компьютер для начинающих

Программа:

Программа по информатике и ИКТ автор Л.Л. Босова

Технология:

Информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

Тип урока:

Комбинированный: обобщение и контроль знаний.

Цели урока:

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме Устройство компьютера.

Учебные задачи:

Дидактическая:

  • обобщить знания учащихся об устройствах компьютера и их назначении;

  • продолжить формирование навыков работы с компьютером;

  • проверить знания учащихся по изученной теме.

Развивающая:

  • способствовать развитию памяти, внимания, речи учащихся, способности к активной умственной деятельности, развитию творческих способностей детей.

Воспитывающая:

  • способствовать развитию мотивации к изучению информатики, воспитанию культуры общения и поведения, формированию кругозора в отношении профессий, основанных на квалифицированном владении информационными и коммуникационными технологиями.

Средства обучения:

  • Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

  • Интерактивная доска;

  • Компьютер у каждого ученика;

  • Система тестирования MyTest.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа на компьютере

Методы и приёмы обучения:

Словесный, наглядный, практический, метод проектов, самоконтроля, методы устной и автоматизированной проверки знаний.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Прогнозирование результатов деятельности учащихся


Организационный момент -2 мин Организационный этап - дидактическая задача -подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Приветствие учащихся.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Устройство компьютера». На предыдущих уроках мы узнали достаточно много новых понятий, связанных с устройствами компьютера.

Сегодня на уроке вы должны убедить меня, что:

  • знаете названия основных устройств компьютера;

  • умеете систематизировать устройства компьютера по их назначению;

  • знаете, в каких сферах человеческой деятельности используется компьютер.

Доклад дежурного (кто отсутствует, что было задано к уроку)

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Актуализация и Проверка творческого домашнего задания.

Учащиеся представляют свои проекты

Происходит активизация мыслительной деятельности. Развитие внимания, сообразительности, памяти, творческих способностей.

Развитие умения кодировать и декодировать информацию.

Группе учащихся нашего класса было дано домашнее задание, зашифровать понятия связанные с компьютером в ребусы. Давайте разгадаем эти головоломки.

Учитель благодарит ребят за проделанную творческую работу. Предлагает учащимся оценить творческие работы своих одноклассников.

Каждый ученик, подготовивший творческое задание, выходит к доске, предлагает для разгадки свой ребус, остальные ученики его разгадывают.

Ответы учеников:

- Винчестер

- Клавиатура

- Монитор

- Память.

Ребята оценивают каждую творческую работу.

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Формирование коммуникативной компетентности - умение задавать вопрос.

А сейчас я предлагаю одному из вас выступить в роли учителя. «Учитель» должен попросить одного из учеников показать те устройства компьютера, которые он назовет. Кроме этого «ученик-учитель» должен задать ученику 1-2 дополнительных вопроса. (Как правило, показывать вызываю ученика, которому трудно весь урок просидеть, которому нужно подвигаться и потрогать нужные устройства. (Задание для визуала и кинестетика)

«Учитель» оценивает работу отвечающего.

«Учитель» просит показать монитор, системный блок, клавиатуру, мышь, звуковые колонки, принтер, сканер.

Ученик, вызванный для ответа, показывает эти устройства.

«Учитель» задает дополнительные вопросы. Они могут быть такими:

Перечислить основные виды информации по способу восприятия;

Что мы понимаем под словом «информация»?

Остальные учащиеся класса следят за правильностью ответов. При необходимости исправляют ошибки.

Фронтальная работа с интерактивной доской

Закрепление умения правильно называть основные части компьютера и понимать их назначение.

Задание с использованием интерактивной доски (для учащихся среднего уровня усвоения материала):

Ребята, на доске расположены изображения основных устройств компьютера. Вы должны назвать устройства компьютера и распределить их по назначению.

Видеоролик, демонстрирующий работу ученика.

Ученик называет устройство, и перемещает его в нужное место.

Класс контролирует правильность выполнения задания. При необходимости корректируют.

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Учитель оценивает работу ученик.

После выполнения работы должно получиться следующее:Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Развитие умения выделять общие признаки, разбивать множество устройств компьютера на классы

Задание с использованием интерактивной доски: Распределить устройства компьютера по их назначению.

Видеоролик, демонстрирующий работу ученика.

Первый желающий ученик выбирает название устройств ввода информации и заполняет первую строчку, второй - вторую, и т.д


Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Так выглядит слайд после выполненияПроект урока информатики по теме Устройства компьютера


Задание с использованием интерактивной доски:

С помощью стрелок каждому компьютерному термину поставить в соответствие его описание (для наиболее подготовленного учащегося).

Видеоролик, демонстрирующий работу ученика.

Учитель оценивает работу

С помощью инструмента «стрелка» ученик соединяет название устройства и его определение. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания. При необходимости корректируют.

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Работа с интерактивной доской утомительна для глаз. Меняю деятельность.


Представление мини-проектов.


Формирование профессиональнойкомпетентности: иметь представление об использовании компьютеров в профессиональной деятельности.

Развитие творческих способностей

Подготовка к этапу проверки знаний и выполнению следующего задания

Организация деятельности - фронтальная


Учебный диалог

На предыдущих уроках мы выяснили, что сейчас нам сложно представить свою жизнь без компьютеров. Они стали незаменимыми помощниками в различных сферах деятельности людей.

Домашним заданием второй группе учащихся было подготовить сообщение о том, в каких профессиях используется компьютер, используется ли в профессиях ваших родителей? Я приглашаю всю группу к доске ля защиты своих проектов.

Ребята, теперь вы понимаете, как важно иметь хорошие навыки работы на компьютере, владение информационными и коммуникационными технологиями для профессионального роста в будущем.

Вы назвали очень много различных профессий, даже не верится, что все это может выполнить компьютер!

Что же это за чудесное устройство?

Давайте вспомним, что такое компьютер?

А что значит «универсальное»?

Для каких же целей используется компьютер?

То есть функции, выполняемые компьютером, в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека. И так же, как у человека, в компьютере выделяют два вида памяти. Какие это виды?

Что относится к внутренней памяти?

Верно. Какие устройства реализуют эти виды памяти?

А где они находятся?

Чуть раньше вы мне сказали, что в системном блоке находится еще и жесткий диск. Для чего он компьютеру?

Значит жесткий диск - это тоже устройство памяти компьютера. А к какому виду памяти он относится: к внутренней памяти или к внешней?

Верно. Назовите мне еще устройства, относящиеся к внешней памяти.

Ребята зачитывают свои сообщения.Затем эти сообщения собираются в один проект «Компьютер в профессии моих родителей».

Это - универсальное автоматизированное устройство, предназначенное для работы с информацией.

- Значит, используемое для разных целей

- Для хранения, обработки, получения, передачи информации.

- Внутренняя и внешняя

- Оперативная память и постоянная память

- ОЗУ и ПЗУ

- Внутри системного блока на системной плате

- Чтобы долго хранить на нем информацию

- К внешней

Дискета, лазерный диск, флэш-накопитель.

Формирование умения классифицировать устройства компьютера по их назначению.

Умение выделять существенные признаки разных видов памяти.


Задание с использованием интерактивной доски:

Распределить виды памяти на группы по разным признакам.

  1. Классифицировать память компьютера по её расположению; (Видеоролик)

  2. Классифицировать память компьютера по времени хранения; (Видеоролик)

  3. Классифицировать память компьютера по энергозависимости (Видеоролик)

  4. Классифицировать память компьютера по её объёму (Видеоролик).

Четверо учащихся поочередно выполняют задания на доске, остальные контролируют правильность выполнения задания. При необходимости корректируют.

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Проект урока информатики по теме Устройства компьютера

Компьютерная практическая работа.

Отработка навыков работы на компьютере в текстовом процессоре MSWord.

Формирование универсального логического действия- самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.


Развитие личностной компетентности - забота о собственном здоровье.

Переходим к практической работе за компьютером:

  1. Запустите текстовый процессор MSWord

  2. Откройте файл Задание 1 из папки Заготовки для практикума.

  3. Вставьте в текст пропущенные слова

  • … - это совокупность всех устройств компьютера;

  • Любой материальный объект, используемый для хранения на нем информации называют …;

  • Изображение на экране … готового к работе компьютера называют …

  1. Сохраните выполненную работу в собственной папке

Проверим, какие слова вы вставили в текст.Учитель выводит на доску образец выполнения задания.

Физкультминутка:

3 упражнения на осанку+3 упражнения на снятие утомляемости с глаз.

Ученики выполняют задания практической работы, отрабатывая навыки работы с текстом.

Учащиеся самостоятельно проверяют, при необходимости вносят коррективы

Учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения.

Этап проверки знаний

Компьютерное тестирование

А теперь наступил момент, когда наш помощник компьютер может оценить то, насколько хорошо вы усвоили тему «Устройства компьютера». Откройте систему тестирования MyTest, выполните команду Файл/Получить по сети. Внимательно прочитайте информацию о параметрах теста, обратите внимание на то, сколько заданий в тесте, есть ли ограничения по времени и каковы критерии оценивания. Будьте внимательны и собраны. Желаю успеха.

Учитель отслеживает результаты выполнения заданий. Выставляет оценки за тест в журнал и на сайт «Dnevnik.ru»

Учащиеся отвечают на вопросы тестирования,

Результаты

Результаты работы класса

Подведение итогов. Рефлексия

После завершения работы над тестом:

- Ребята, какой вопрос показался вам самым трудным, а какой совсем не вызвал затруднения?

(Анализ ответа на трудный вопрос)

- Какие чувства и ощущения у вас возникали во время выполнения заданий, и вообще на уроке?

- Узнали ли вы что-то новое в результате изучения данной темы или все вам уже было известно ранее?

- Достаточно ли мы знаем сведений об устройстве компьютера? (Нет, ведь компьютер очень сложная машина).

Действительно, в старших классах мы продолжим изучать более подробно эту тему.

- Перечислите основные трудности, которые вы испытывали во время изучения данной темы. Как вы их преодолевали?

Думаю, вы поняли, что изучение информационных технологий дает неограниченные возможности в любом виде деятельности, во многих профессиях, облегчает творческий труд.

Итак, мы решили все поставленные в начале урока учебные задачи, все сегодня на уроке получили по две оценки(первая за творческие домашние задания, вторая за тест). Я благодарю вас за активную работу.

Учитель выставляет оценки в дневники.

Домашнее задание на этом уроке не задается.

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.



11


© 2010-2022