Урок Безопасность в сети Интернет

Данный урок рассчитан на учащихся старших классов. Форма урока - беседа. Проводится урок в начале учебного года в качестве инструктажа по безопасной работе в сети Интернет. Урок предполагает формирование активной позиции учащихся в отношении сайтов с негативным содержанием. На уроке рассматриваются нормативные документы, регламентирующие работу в сети Интернет, классифицируются Интернет угрозы, рассматриваются программы контентной фильтрации. По ходу урока, работая в диалоге с учителем, учащиеся...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Безопасность в сети Интернет

Учитель информатики Кротова Светлана Николаевна


Цель урока: Формирование представления учащихся о ресурсах сети Интернет. Об организации работы в сети Интернет с целью обеспечения защищенности учащихся. Формирование активной позиции учащихся в отношении сайтов с негативным содержанием, умения выявлять информационную угрозу и противостоять ей.

Задачи:

  • Рассмотреть классификацию Интернет угроз;

  • Ознакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в сети;

  • Провести анализ предлагаемых провайдерами фильтров;

  • Рассмотреть правила безопасного общения в социальных сетях.

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point "Проблемы информационной безопасности в сети Интернет".

Материалы к уроку:

Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

«Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования» Минобрнауки РФ, от 28.04.2014г.

Формируемый Роскомнадзором реестр со списком запрещенных сайтов, официально запущенный с 1 ноября 2012 года.

Классификация контент - фильтров (xserver.a-real.ru/support/useful/tipy-kontent-filtrov.php)

Понятия урока: информация, угроза, безопасность, права человека, закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Ход занятия

1. Вступительная часть - сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

  1. Работа по вопросам:

  • Сколько времени вы проводите в сети Интернет?

  • Какими ресурсами сети Вы пользуетесь чаще всего?

  • Какую информацию в Интернете Вы считаете негативной?

  • Встречалась ли Вам негативная информация в Интернете?

  • Как, на Ваш взгляд, можно избежать навязывания негативной информации?



  1. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами приложений.

Провести классификацию Интернет угроз (Материал взят с сайта content-filtering.ru/Eduandinet/risks)

  1. Контентные риски

  2. Неподобающий контент

  3. Незаконный контент

  4. Электронная безопасность

  5. Вредоносные программы

  6. Спам

  7. Кибермошенничество

  8. Коммуникационные риски

  9. Незаконный контакт

  10. Киберпреследования

Особое внимание уделить контентным и коммуникационным рискам.

На основе этого материала проговорить с учащихся правила ответственного и безопасного поведения в сети. Прописать на доске правила, сформулированные учащимися.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в сети Интернет - 10 лет, наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

Третья часть несовершеннолетних проводят в сети Интернет более 3 часов в день.

Половину всех посетителей сети составляют дети.

Самые "любимые" детьми ресурсы - социальные сети; популярны сетевые игры и онлайн-развлечения.

Страницы многих сайтов, особенно социальных сетей, изобилуют рекламой не предназначенной для просмотра детьми. Можно встретить информацию негативного содержания. Как правило, ярко оформленные видеоролики привлекают внимание детей.

Каким образом обезопасить детей от воздействия негативной информации?

В соответствии с федеральным законом № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет» с 1 ноября 2012 года Роскомнадзором был официально запущен реестр со списком запрещенных сайтов. Список постоянно дополняется. В него по запросу органов власти вносятся интернет-ресурсы, на которых содержится запрещенная к распространению на территории России информация. К такой информации, например, относятся пропаганда суицида, употребления наркотиков или детская порнография.

Механизм работы реестра следующий: при обнаружении незаконной информации владельцам сайта дается трое суток на ее удаление. На это время в реестр вносится адрес конкретной страницы, на которой опубликован запрещенный материал. Через трое суток происходит повторная проверка сайта, и, если недопустимая информация не удалена, то он полностью попадает в черный список. После этого доступ к нему обязаны блокировать все российские провайдеры.

4. Следующий вопрос, рассматриваемый учителем: контентная фильтрация на стороне провайдера.

Какой провайдер предоставляет услуги Интернета дома?

Предоставляет ли Вам провайдер услуги контентной фильтрации?

Какие существуют программы контентной фильтрации?

Контент-фильтр - это устройство или программа, целью которой является ограничение доступа пользователей к определенным Интернет-ресурсам.

«Интернет не поддается контролю» - одно из популярных суждений начала 90-х годов, и этому есть свои объяснения. Действительно, до сих пор существуют определенные трудности контроля информации в сети. Во-первых, это динамичность - ежеминутно огромное количество различных материалов создается множеством пользователей. Во-вторых, Интернет носит международный характер. Однако, не смотря на это, с каждым годом число стран, использующих различные контент-фильтры, увеличивается.

Познакомиться с типами программ - фильтров можно на сайте xserver.a-real.ru/support/useful/tipy-kontent-filtrov.php.

Провести с учащимися анализ программ контентной фильтрации, предложить к использованию в домашней сети.



  1. Рассмотреть правила безопасного общения в сети Интернет.

Предложить учащимся самим сформулировать правила безопасного общения в сети Интернет и записать их на доске. Обобщить.

  • При общении в социальной сети Вы должны знать с кем общаетесь, если собеседник Вам лично не знаком, не доверяйте ему личную информацию. Нельзя публиковать информацию о своих знакомых, друзьях, родственниках без их согласия или согласия их родителей.

  • При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы "Условия использования" или "Политика защиты конфиденциальной информации". Вам должно быть известно, кому предоставляется информация и в каких целях она будет использоваться.

6. Обсуждение результатов работы. Итог подводят учащиеся.

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать!!!

Защитите себя в Интернете.



© 2010-2022