МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, стремительного вхождения в нашу повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Одним из наиболее интересных, на наш взгляд, вопросов, требующих особого внимания в обучении информатике и ИКТ, является вопрос о системе обучения программированию. В рамках часов, отводимых Примерной программой в базовом курсе информатики и ИКТ на алгоритмизацию и программирование, овладение даже основами программирования представляется весьма сложным. С одной стороны, активно развивающиеся информационные технологии «выталкивают» программирование. Но с другой стороны - олимпиады, различные конкурсы предусматривают наличие у учащихся хороших навыков формализации различных задач, уверенного владения приемами программирования. В сложившейся ситуации возникают закономерные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?». В этой статье мы хотим рассказать о том, как нам представляется решение данной проблемы.

Первое - выбор начального языка и системы программирования, которые будут доступны школьнику для восприятия, изучения и овладения. Выбор языка и системы программирования имеет принципиальное значение, т.к. от этого во многом зависит методика изучения курса, содержание и последовательность предъявления учебного материала, система учебных заданий и, главное, вся дальнейшая работа по овладению программированием для решения реальных практических задач на компьютере [1].

В последнее время наметилась явная тенденция перехода обучения от алгоритмических к объектно-ориентированным языкам с использованием визуальных систем программирования (Pascal, Delphi, Visual C++ и т.д.) [2]. И это, мы считаем, совершенно оправданно. Прежде всего, программирование подразумевает написание программы, а что для учащегося означает «программа»? Ответ очевиден, программа - это то, с чем он работает на компьютере каждый день, например, текстовый процессор или Интернет- обозреватель. Для ученика программа - это приложение с графическим оконно-кнопочным интерфейсом. Значит, программа, которую он будет составлять должна быть такой же. И здесь визуальные среды программирования дают широкие возможности ученику в реализации такого приложения.

Выбор Паскаля для обучения программированию объясняется рядом его достоинств. В частности, этот язык полно отражает идеи структурного программирования. Во-вторых, Паскаль предоставляет гибкие возможности в отношении используемых структур данных. Большое внимание в языке уделено вопросу повышения надежности программ: средства языка позволяют осуществлять достаточно полный контроль правильности использования данных различных типов и программных объектов как на этапе трансляции программ, так и на этапе их выполнения. Благодаря перечисленным возможностям, Паскаль широко применяется не только в области обучения, но и в практической работе. Почему PASCAL? Он был создан специально для обучения, соответственно синтаксис и структура языка гораздо проще и хорошо усваиваются учениками, программы очень наглядные.

Второе - какова же должна быть методическая структура изучения программирования? С какого возраста нужно начинать этот процесс? Мы считаем, что учить надо постоянно, начиная с начальной школы.

Базовый курс программирования изучается в 9 классе. Мы считаем, что наиболее важно удержать интерес учащихся на первых уроках программирования. Нельзя перегружать их вводом основных понятий, разбором типов данных, объяснением структуры программы и др. На первом уроке по изучению языка программирования (не алгоритмов, а именно конкретного языка) как правило, нужно знакомить учащихся с интерфейсом визуальной системы программирования, который для них является привычным и понятным. На основе написания простейшей программы (например, сумматор 2-х чисел) осваиваем первые понятия, ввод/вывод данных, запуск программы на исполнение, сохранение проекта и т.п. Хотим отметить, что проведенная практическая работа вовсе не обеспечит прочного владения всеми рассмотренными вопросами на следующем уроке. Но зато у учеников появляется «почва под ногами». И так по нарастающей, применяя навыки из предыдущей темы, усложняем задачу. Еще раз отметим, что в рамках отведенных часов на рассмотрение такой трудной темы тяжело добиться прочных знаний, умений и навыков программирования. Поэтому, на наш взгляд, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся по освоению материала. И выполнение домашнего задания - главное в достижении целей обучения. В этих условиях Turbo Pascal оказывается хорошим подспорьем.

Если учитель ставит своей целью не ознакомление с программированием, а формирование специальных навыков для продолжающего обучения, то в таком случае нельзя обойтись без элективных курсов, кружковой подготовки. Для учащихся старшей и средней ступени образования нужно вести элективные курсы «Основы программирования в среде Turbo Pascal». Они развивают фундаментальную составляющую школьного базового курса информатики. Можно сказать, что курсы такого типа имеют предвузовский характер, развивают научные интересы учащихся, предоставляют возможность испытать себя в способности к самообучению, к решению нетривиальных задач [3].

В заключении хотим сказать, что там, где учитель сам на хорошем уровне владеет основами программирования, вопросы об эффективности использования учебного времени, об организации внеурочной работы, о структуре дидактических заданий, как правило, не возникают. Но проблема остается. Нам представляется, что одним из путей ее разрешения является обобщение существующего опыта преподавания программирования и создание адаптивной методической системы, ориентированной на изучение программирования в общеобразовательной школе.


© 2010-2022