- Преподавателю
- Информатика
- Основы 3D моделирования и создания 3D моделей
Основы 3D моделирования и создания 3D моделей
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мячина С.А. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Основы 3D моделирования и создания 3D моделей»
Тип: адаптивная
Направленность: общеинтеллектуальная
Срок реализации: 1 год
Возраст: 12-17 лет
Составитель: Мячина С.А.,
учитель информатики, педагог-организатор
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Использование 3D моделей предметов реального мира - это важное средство для передачи информации, которое может существенно повысить эффективность обучения, а также служить отличной иллюстрацией при проведении докладов, презентаций, рекламных кампаний. Трехмерные модели - обязательный элемент проектирования современных транспортных средств, архитектурных сооружений, интерьеров. Одно из интересных применений компьютерной 3D-графики и анимации - спецэффекты в современных художественных и документальных фильмах.
Программа «Основы 3D моделирования и создания 3D моделей» дает возможность изучить приемы создания компьютерных трехмерных моделей в программе.
Программа может быть использована для профильной подготовки учащихся в классах физико-математического, информационно-технологического и др. профилей.
И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в этой области. Целесообразность изучения данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки информации. Учащиеся получают начальные навыки трехмерного моделирования, которые повышают их подготовленность к жизни в современном мире.
Программа предназначена для обучающихся 6-10 классов. Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на учебный год по 1 часу в неделю, всего 35 часов. Программа посвящена изучению простейших методов 3D-моделирования с помощью свободно распространяемого программного обеспечения. Для реализации программы в кабинете имеются наборы 3D принтер, 3D сканер, компьютеры, интерактивная доска.
Цель и задачи курса
Цель: создание условий для изучения основ 3D моделирования, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка, развить творческие и дизайнерские способности обучающихся.
Задачи: научить школьников
-
создавать трехмерные модели;
-
работать с 3D принтером, 3D сканером.
-
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
-
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
-
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
-
стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
-
способствовать развитию интереса к технике, моделированию,
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
Знания, полученные при изучении программы «Основы 3D моделирования и создания 3D моделей», учащиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам, презентации проектов по различным предметам - математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Нехватка инженерных кадров в настоящее время в России является серьезным ограничением для развития страны. Решающее значение в работе инженера-конструктора или проектировщика имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования в основной средней школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.
Обучение творческому применению осваиваемых технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу обучающихся в области современных информационных технологий. Создание творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать обучающихся на формирование:
-
способности к организации своей образовательной деятельности,
-
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
-
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
-
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные образовательные результаты
В результате обучения учащиеся должны освоить:
-
основы трехмерного моделирования;
-
способы создания 3D моделей;
-
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-
программы для печати и обработки сканированного объекта;
-
конструктивные особенности компьютерных программ;
-
самостоятельное решение технических задач в процессе создания моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль);
-
основные понятия «моделирование», «трёхмерное пространство».
научиться:
-
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе моделирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль);
-
создавать 3D модели;
-
ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены;
-
эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
-
модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
-
объединять созданные объекты в функциональные группы;
Личностные образовательные результаты:
-
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ, технологии и др.
-
стремление использовать полученные знания в процессе обучения к другим предметам и в жизни;
-
основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
-
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности;
-
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Метапредметные образовательные результаты:
-
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области трёхмерного моделирования.
-
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «модель», «моделирование и др.;
-
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, обобщение и сравнение данных; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена поставленная задача;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Методы обучения
-
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
-
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)
-
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
-
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: создание моделей по образцу, беседа, упражнения по аналогу),
-
Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
-
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Формы организации учебных занятий
Среди форм организации учебных занятий в данной программе выделяются
-
практикум;
-
беседа;
-
моделирование;
-
творческая работа;
-
исследование.
Ожидаемые результаты
В рамках данной программы учащиеся получают следующие знания и умения:
-
понимают принципы создания и редактирования трехмерных моделей;
-
понимают технологию создания 3D моделей;
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на занятиях. По окончании изучения программы каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы.
Содержание курса
Введение (1 час)
-
Организация рабочего места в 3D лаборатории. Правила поведения и ТБ в лаборатории при работе с 3D принтером и сканером.
Тема «Технология 3D моделирования» (12 часов)
-
3D модели. Способы получения трехмерных моделей
-
Основы 3D моделирования
-
Знакомство с Repetier-Host
-
3D cканер
-
Принцип работы 3D принтера
-
Печать модели
Основы работы в программе Blender (15ч)
-
Интерфейс Blender
-
Передвижение по 3D-пространству
-
Объекты сцены: куб, лампа и камера
-
Объекты в Blender
-
Экструдирование
-
Подразделение
-
Модификаторы
-
Сглаживание объектов
-
Материалы и текстурирование
Моделирование (7 часов)
-
Создание и редактирование объекта
-
Печать созданной 3D модели
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
Хар-ка основных видов деятельности обучающихся
Формы контроля
особенности
Учебные недели
Дата проведения
I четверть (1 час в неделю, всего 9 часов)
Тема «Введение»(1 час)
1
Организация рабочего места в 3D лаборатории. Правила поведения и ТБ в лаборатории при работе с 3D принтером и сканером.
1
Познакомиться с 3D лабораторией, правилами поведения и техникой безопасности во время занятий
Беседа
.
Тема «Технология 3D моделирования» (12 часов)
Планируемые результаты:
Предметные: формирование информационной культуры; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и оборудованием, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ПУУД: извлечение необходимой информации из различных источников; определение основной и второстепенной информации; универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выведение следствий установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование;
ЛУУД: Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ.
Самопознание и самоопределение: Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
КУУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
РУУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
2
3D модели. Способы получения трехмерных моделей
1
Познакомиться со способами получения трехмерных моделей, популярными программами для трехмерного моделирования
Моделирование
3
Основы 3D моделирования
1
Узнать о программах и материалах, используемых для создания 3D моделей.
Беседа
4
Знакомство с Repetier-Host
3
Научиться центрировать, перемещать вращать, масштабировать объект.
Познакомиться с понятием «экструдер», уметь выставлять параметры экструдера.
Беседа
Практикум
5
3D cканер
3
Познакомиться с программой для работы с 3D сканером. Сформировать навыков выставления настроек при сканировании объектов.
Беседа
Практикум
II четверть (1 час в неделю, всего 7 часов)
6
Принцип работы 3D принтера
3
Познакомиться с основными элементами принтера, принципом его работы.
Сформировать навыки планирования и анализа действий, развивать внимание, аккуратность самостоятельность.
Научиться запускать принтер. Иметь представление об установке расходного материала.
Беседа
Практикум
7
Печать модели
1
Знать команды необходимые
для запуска печати моделей, корректировки работы, а также команды остановки печати в случае экстренной необходимости.
Практикум
Тема «Основы работы в программе Blender» (15часов)
Планируемые результаты:
Предметные: формирование информационной культуры; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ПУУД: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); знаково-символические действия выполняют функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; виды знаково-символических действий: замещение; кодирование/декодирование; моделирование, умение структурировать знания; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
ЛУУД: Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ.
КУУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
РУУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
8
Интерфейс Blender
1
Познакомиться с основными кнопками панели редактирования
Беседа
9
Передвижение по 3D-пространству
1
Научиться передвигаться по 3D пространству помощью клавиш.
Практикум
10
Объекты сцены: куб, лампа и камера
1
Познакомиться с назначением объектов сцены.
Исследование
III четверть (1 час в неделю, всего 10 часов)
10
Объекты в Blender
3
Научиться работать с мэш-объектами среды трехмерного моделирования.
Практикум
Исследование
11
Экструдирование
2
Научиться включать соответствующий режим: редактирование вершин, либо ребер, либо граней, изменять размеры граней, рёбер.
Практикум
12
Подразделение
2
Уметь создавать объекты с использованием инструмента подразделения
Практикум
13
Модификаторы
2
Познакомиться с понятием «модификатор», уметь применять этот инструмент для создания моделей
Практикум
14
Сглаживание объектов
1
Рассмотреть способы сглаживания объектов, уметь применять их при необходимости.
Беседа
IV четверть (1 час в неделю, всего 9 часов)
15
Материалы и текстурирование
2
Научиться изменять цвет объекта, настройку прозрачности
Беседа
Практикум
Тема «Моделирование» (7 часов)
Планируемые результаты:
Предметные: формирование информационной и культуры; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ПУУД: Общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств
ЛУУД: Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
КУУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
РУУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
16
Создание и редактирование моделей
5
Уметь собирать модели без инструкции.
Творчески работать
Практикум
Моделирование
Творческая работа
17
Печать созданной 3D модели
1
Научиться самостоятельно распечатывать 3D модели
Практикум
18
Презентация проектов
1
Уметь презентовать свою работу
Беседа
Итого
35 часов
Используемые источники
-
3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих younglinux.info
-
Методическое пособие по курсу «Основы 3D моделирования и создания 3D моделей» для учащихся общеобразовательных школ: Центр технологических компетенций аддитивных технологий (ЦТКАТ) г. Воронеж, 2014