- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10 класса_Семакин И. Г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10 класса_Семакин И. Г
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малаев С.П. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника училища по учебной работе
С. Маврин
«____»______________ 20 ___г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник училища
В. Шкирков
«____»______________ 20 ___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ для 10 класса
на 2014-2015 учебный год
Классы: 10Б
Количество часов: 35
- 1 час в неделю;
- 35 часов в год.
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса разработана на основании программы авторского коллектива: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.для базового уровня в старшей школе (опубликованной на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc)
Разработали:
- Малаев Сергей Павлович, преподаватель высшей квалификационной категории;
- Марченко Юлия Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории;
Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»,
протокол № … от «…» ……………………. 20 … г.
Руководитель отдельной дисциплины
______________________ И. Воронина
(подпись) (расшифровка)
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Программно-методическое обеспечение: 5
Содержание программы 5
График практических работ 7
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по информатике и ИКТ (базовый уровень) 8
Список литературы для преподавателей 9
Дополнительная литература для обучающихся 9
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету 9
Перечень тем проектов, рефератов по предмету 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе программы авторского коллектива: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. (опубликована на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечена учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Курс информатики в 10 классе рассчитан на 70 ч - 2 урока в неделю. Изучение информатики на базовом уровне продолжает общеобразовательную линию предмета в основной школе (7-9 классы). Изучение информатики и информационных технологий направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для 10 класса расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
-
линию информации и информационных процессов;
-
линию моделирования и формализации;
-
линию алгоритмизации и программирования;
-
линию информационных технологий.
Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10 класса развивает их по всем отмеченным выше четырем направлениям. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности десятиклассников по сравнению с суворовцами основной школы.
Курс информатики содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть направлена на освоение суворовцами навыков использования средств информационных технологий.
Программой предполагается проведение практических работ (20-25 минут, согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10), направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов (проектов) - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для суворовцев. На проведение практических работ программой отводится более 50% учебного времени. При выполнении практических работ предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
Основной акцент делается на расширение и углубление знаний и умений, приобретённых суворовцем на предыдущем уровне обучения как в теоретической, так и в практической части.
Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных умений и способов деятельности. В этом направлении приоритетами являются:
-
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
-
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
-
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива).
Ведущими видами деятельности являются моделирование объектов средствами естественных и формализованных языков, математическое моделирование и алгоритмизация.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение суворовцами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. В 10 классе организация познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения краткосрочных проектов, где необходима уже коллективная форма работы.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программно-методическое обеспечение:
-
Операционная система MS WINDOWS XP Proffesional;
-
графический редактор MS Paint;
-
текстовые редакторы Блокнот, Word Pad;
-
программа Калькулятор;
-
программа MS Excel 2003;
-
текстовый процессор MS Word 2003;
-
браузер Internet Explorer.
Содержание программы
ИНФОРМАЦИЯ (12 ч)
Правила техники безопасности. Основные подходы к определению понятия «информация», мера измерения информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Кодирование информации. Формализованные и неформализованные языки кодирования.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Форматы представления чисел в компьютере. Правила перевода чисел. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление нечисловой информации: текстовой, графической, звуковой, видео. Представление текстовой информации в компьютере.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования.
Представление и методы кодирования звуковой информации. Форматы звуковых и видео-файлов.
Практические работы:
-
Шифрование данных.
-
Измерение информации.
-
Представление чисел.
-
Представление текстов. Сжатие текстов.
-
Представление изображения.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ (18 ч)
Алгоритмы, величины, переменные. Структура алгоритма. Этапы разработки программы. Стандартные типы данных. Синтаксис операторов присваивания и ввода данных, ветвления, цикла. Понятия операция, функция, выражение, локальная и глобальная переменная. Вызов процедур и функций в основной программе. Символы и строки. Функции обработки символов и строк. Алгоритмы перебора. Организация алгоритмов обработки одномерных массивов, поиск элементов. Сортировка, направление сортировки. Алгоритм сортировки элементов массива. Организация двумерных массивов. Заполнение и вывод двумерного массива. Обработка строк и столбцов.
Практические работы:
-
Программирование линейных алгоритмов.
-
Программирование логических выражений.
-
Программирование ветвящихся алгоритмов.
-
Программирование циклических алгоритмов.
-
Программирование с использованием подпрограмм.
-
Ввод и вывод одномерного массива.
-
Типовые алгоритмы обработки массивов.
-
Программирование обработки строк символов.
Информационные ПРОЦЕССЫ (5 ч)
Классификация информационных процессов.
Информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Хранение и передача информации. Носители информации.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Информационные процессы в компьютере.
Практические работы:
-
Управление алгоритмическим исполнителем.
-
Автоматическая обработка данных.
-
Проект «Выбор конфигурации компьютера».
При реализации данной рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:
-
проверочная работа (индивидуальные карточки-задания, тестовые задания);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный и устный опросы;
-
взаимоопрос в парах;
-
контрольная работа (тестовые задания);
-
практическая работа;
-
практикум.
Учебной программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ в виде тестов (не более чем на 15-20 мин.) по темам:
-
Контрольная работа № 1 «Информация»
-
Контрольная работа № 2 «Основные алгоритмические конструкции»
-
Контрольная работа № 3 «Массивы данных».
-
Контрольная работа № 4 «Информационные процессы»
График практических работ
№ п/п
Название практической работы
Номер урока
Шифрование данных.
4
Измерение информации.
6
Представление чисел.
8
Представление текстов. Сжатие текстов.
10
Представление изображения.
11
Программирование линейных алгоритмов.
15
Программирование логических выражений.
16
Программирование ветвящихся алгоритмов.
18
Программирование циклических алгоритмов.
20, 21
Программирование с использованием подпрограмм.
23
Ввод и вывод одномерного массива.
25
Типовые алгоритмы обработки массивов.
26
Программирование обработки строк символов.
30
Управление алгоритмическим исполнителем.
32
Автоматическая обработка данных.
33
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по информатике и ИКТ (базовый уровень)
В результате изучения информатики и информационных технологий в средней школе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
-
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
-
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
-
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
-
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
уметь
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
-
Распознавать информационные процессы в различных системах.
-
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
-
Создавать информационные объекты сложной структуры.
-
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
-
Осуществлять поиск информации.
-
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
Учебно-методический комплект
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2013.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (опубликовано на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru)
Список литературы для преподавателей
-
Открытая сетевая авторская мастерская Семакина И.Г. (metodist.lbz.ru/ authors/informatika/2/ )
-
Кашаев С.М. Паскаль для школньников. Подготовка к ЕГЭ. -СПб.:БХВ-Петербург, 2010
-
Чуркина Т.Е. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. -М.:Издательство «Экзамен», 2012
-
Самылкина И.Н. ЕГЭ 2014. Информатика: тематические тренировочные задания. -М.Эксмо, 2013
-
Сборник задач по курсу информатики./ Под редакцией Л.И. Белоусовой. - М., Издательство «Экзамен», 2007
-
Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. - 2-е издание, испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
-
Крылов С.С. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. -М.:Издательство «Экзамен», 2010
Дополнительная литература для обучающихся
-
Цифровые образовательные ресурсы по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (fcior.edu.ru)
-
Крылов С.С., Ушаков Д.М. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач. -М.:Интеллект-Центр, 2010
-
Энциклопедия по информатике. М.:Аванта+, 2003
-
Карьера в информационных технологиях/ Вед.ред. А.Элиович.-М.:Аванта+, 2003
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
-
rusedu.ru - информатика и информационные технологии
-
informatka.ru - информатика
-
vselectronik.narod.ru/ - электроника, устройство ПК
-
1semptember.ru - издательство «1 сентября»
-
kpolyakov.narod.ru/ - подготовка к ЕГЭ по информатике
-
ege.yandex.ru/informatics - он-лайн тесты для подготовки к ЕГЭ по информатике.
-
lbz.ru/ index.php?div=downloads - электронные пособия по нформатике
Перечень тем проектов, рефератов по предмету
Проект: «Выбор конфигурации компьютера»
Рефераты:
-
Перспективы развития информатики в XXI веке
-
Сколько лет российской информатике?
-
Жизнь замечательных людей.
-
Выдающиеся информатики.
-
Игрок пожизненно: роль компьютерных игр в жизни человека.
-
Безопасность в Интернете.
-
Мониторинг социальных сервисов Интернет и целей их использования.
-
Мониторинг использования компьютерных игр.
Преподаватели информатики и ИКТ: ___________ С. Малаев
___________ Ю. Марченко