РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10 класса_Семакин И. Г

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса  составлена на основе программы авторского коллектива: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. (опубликована на сайте издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечена учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализ...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника училища по учебной работе

С. Маврин

«____»______________ 20 ___г.


УТВЕРЖДАЮ

Начальник училища

В. Шкирков

«____»______________ 20 ___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ для 10 класса

на 2014-2015 учебный год

Классы: 10Б

Количество часов: 35

- 1 час в неделю;

- 35 часов в год.

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса разработана на основании программы авторского коллектива: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.для базового уровня в старшей школе (опубликованной на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc)

Разработали:

- Малаев Сергей Павлович, преподаватель высшей квалификационной категории;

- Марченко Юлия Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории;

Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»,

протокол № … от «…» ……………………. 20 … г.

Руководитель отдельной дисциплины

______________________ И. Воронина

(подпись) (расшифровка)


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Программно-методическое обеспечение: 5

Содержание программы 5

График практических работ 7

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по информатике и ИКТ (базовый уровень) 8

Список литературы для преподавателей 9

Дополнительная литература для обучающихся 9

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету 9

Перечень тем проектов, рефератов по предмету 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе программы авторского коллектива: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. (опубликована на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечена учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Курс информатики в 10 классе рассчитан на 70 ч - 2 урока в неделю. Изучение информатики на базовом уровне продолжает общеобразовательную линию предмета в основной школе (7-9 классы). Изучение информатики и информационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для 10 класса расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • линию информации и информационных процессов;

  • линию моделирования и формализации;

  • линию алгоритмизации и программирования;

  • линию информационных технологий.

Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10 класса развивает их по всем отмеченным выше четырем направлениям. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности десятиклассников по сравнению с суворовцами основной школы.

Курс информатики содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть направлена на освоение суворовцами навыков использования средств информационных технологий.

Программой предполагается проведение практических работ (20-25 минут, согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10), направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов (проектов) - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для суворовцев. На проведение практических работ программой отводится более 50% учебного времени. При выполнении практических работ предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.

Основной акцент делается на расширение и углубление знаний и умений, приобретённых суворовцем на предыдущем уровне обучения как в теоретической, так и в практической части.

Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных умений и способов деятельности. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива).

Ведущими видами деятельности являются моделирование объектов средствами естественных и формализованных языков, математическое моделирование и алгоритмизация.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение суворовцами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. В 10 классе организация познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения краткосрочных проектов, где необходима уже коллективная форма работы.




Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Программно-методическое обеспечение:

  • Операционная система MS WINDOWS XP Proffesional;

  • графический редактор MS Paint;

  • текстовые редакторы Блокнот, Word Pad;

  • программа Калькулятор;

  • программа MS Excel 2003;

  • текстовый процессор MS Word 2003;

  • браузер Internet Explorer.


Содержание программы

ИНФОРМАЦИЯ (12 ч)

Правила техники безопасности. Основные подходы к определению понятия «информация», мера измерения информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Кодирование информации. Формализованные и неформализованные языки кодирования.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Форматы представления чисел в компьютере. Правила перевода чисел. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление нечисловой информации: текстовой, графической, звуковой, видео. Представление текстовой информации в компьютере.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования.

Представление и методы кодирования звуковой информации. Форматы звуковых и видео-файлов.

Практические работы:

  1. Шифрование данных.

  2. Измерение информации.

  3. Представление чисел.

  4. Представление текстов. Сжатие текстов.

  5. Представление изображения.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ (18 ч)

Алгоритмы, величины, переменные. Структура алгоритма. Этапы разработки программы. Стандартные типы данных. Синтаксис операторов присваивания и ввода данных, ветвления, цикла. Понятия операция, функция, выражение, локальная и глобальная переменная. Вызов процедур и функций в основной программе. Символы и строки. Функции обработки символов и строк. Алгоритмы перебора. Организация алгоритмов обработки одномерных массивов, поиск элементов. Сортировка, направление сортировки. Алгоритм сортировки элементов массива. Организация двумерных массивов. Заполнение и вывод двумерного массива. Обработка строк и столбцов.

Практические работы:

  1. Программирование линейных алгоритмов.

  2. Программирование логических выражений.

  3. Программирование ветвящихся алгоритмов.

  4. Программирование циклических алгоритмов.

  5. Программирование с использованием подпрограмм.

  6. Ввод и вывод одномерного массива.

  7. Типовые алгоритмы обработки массивов.

  8. Программирование обработки строк символов.

Информационные ПРОЦЕССЫ (5 ч)

Классификация информационных процессов.

Информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Хранение и передача информации. Носители информации.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Информационные процессы в компьютере.

Практические работы:

  1. Управление алгоритмическим исполнителем.

  2. Автоматическая обработка данных.

  3. Проект «Выбор конфигурации компьютера».

При реализации данной рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:

  • проверочная работа (индивидуальные карточки-задания, тестовые задания);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный и устный опросы;

  • взаимоопрос в парах;

  • контрольная работа (тестовые задания);

  • практическая работа;

  • практикум.


Учебной программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ в виде тестов (не более чем на 15-20 мин.) по темам:

  1. Контрольная работа № 1 «Информация»

  2. Контрольная работа № 2 «Основные алгоритмические конструкции»

  3. Контрольная работа № 3 «Массивы данных».

  4. Контрольная работа № 4 «Информационные процессы»

График практических работ

№ п/п

Название практической работы

Номер урока

Шифрование данных.

4

    Измерение информации.

    6

      Представление чисел.

      8

        Представление текстов. Сжатие текстов.

        10

          Представление изображения.

          11

            Программирование линейных алгоритмов.

            15

              Программирование логических выражений.

              16

                Программирование ветвящихся алгоритмов.

                18

                  Программирование циклических алгоритмов.

                  20, 21

                    Программирование с использованием подпрограмм.

                    23

                      Ввод и вывод одномерного массива.

                      25

                        Типовые алгоритмы обработки массивов.

                        26

                          Программирование обработки строк символов.

                          30

                            Управление алгоритмическим исполнителем.

                            32

                              Автоматическая обработка данных.

                              33


                              Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по информатике и ИКТ (базовый уровень)

                              В результате изучения информатики и информационных технологий в средней школе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

                              • Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

                              • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

                              • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

                              • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

                              • Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.

                              уметь

                              • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

                              • Распознавать информационные процессы в различных системах.

                              • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

                              • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

                              • Создавать информационные объекты сложной структуры.

                              • Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.

                              • Осуществлять поиск информации.

                              • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

                              • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

                              Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                              • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

                              • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

                              • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.


                              Учебно-методический комплект

                              1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

                              2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2013.

                              3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (опубликовано на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru)

                              Список литературы для преподавателей

                              1. Открытая сетевая авторская мастерская Семакина И.Г. (metodist.lbz.ru/ authors/informatika/2/ )

                              2. Кашаев С.М. Паскаль для школньников. Подготовка к ЕГЭ. -СПб.:БХВ-Петербург, 2010

                              3. Чуркина Т.Е. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. -М.:Издательство «Экзамен», 2012

                              4. Самылкина И.Н. ЕГЭ 2014. Информатика: тематические тренировочные задания. -М.Эксмо, 2013

                              5. Сборник задач по курсу информатики./ Под редакцией Л.И. Белоусовой. - М., Издательство «Экзамен», 2007

                              6. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. - 2-е издание, испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003

                              1. Крылов С.С. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. -М.:Издательство «Экзамен», 2010

                              Дополнительная литература для обучающихся

                              1. Цифровые образовательные ресурсы по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (fcior.edu.ru)

                              2. Крылов С.С., Ушаков Д.М. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач. -М.:Интеллект-Центр, 2010

                              3. Энциклопедия по информатике. М.:Аванта+, 2003

                              4. Карьера в информационных технологиях/ Вед.ред. А.Элиович.-М.:Аванта+, 2003

                              Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету

                              1. rusedu.ru - информатика и информационные технологии

                              2. informatka.ru - информатика

                              3. vselectronik.narod.ru/ - электроника, устройство ПК

                              4. 1semptember.ru - издательство «1 сентября»

                              5. kpolyakov.narod.ru/ - подготовка к ЕГЭ по информатике

                              6. ege.yandex.ru/informatics - он-лайн тесты для подготовки к ЕГЭ по информатике.

                              7. lbz.ru/ index.php?div=downloads - электронные пособия по нформатике

                              Перечень тем проектов, рефератов по предмету

                              Проект: «Выбор конфигурации компьютера»

                              Рефераты:

                              • Перспективы развития информатики в XXI веке

                              • Сколько лет российской информатике?

                              • Жизнь замечательных людей.

                              • Выдающиеся информатики.

                              • Игрок пожизненно: роль компьютерных игр в жизни человека.

                              • Безопасность в Интернете.

                              • Мониторинг социальных сервисов Интернет и целей их использования.

                              • Мониторинг использования компьютерных игр.

                              Преподаватели информатики и ИКТ: ___________ С. Малаев

                              ___________ Ю. Марченко

                              © 2010-2022