- Преподавателю
- Информатика
- Открытый урок на тему Строки
Открытый урок на тему Строки
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ФатХулова О.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»
Методическая разработка для проведения занятия по теме
« Строковый тип данных в Turbo Pascal. Строковые процедуры и функции»
Специальность: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
ОП 05. Основы программирования
Согласовано:
председатель предметной цикловой комиссии информатики:
Фатхулова О.В.
« » 2015г.
Разработала:
преподаватель УКСИВТ
Фатхулова О.В.
« » 2015г.
методист УКСИВТ:
Арсланова А.Н.
« » 2015г.
Уфа-2015 г
Содержание
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят интеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление студентов, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления студентов, формирования многих общеучебных, интеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
На данном занятии проводится работа по обобщению и закреплению знаний студентов по темам «Структурированный тип данных», «Процедуры и функции». Так как при изучении этой темы необходимы навыки работы с процедурами, функциями, одномерными массивами.
Система задач и упражнений подобрана так, чтобы каждая следующая задача была достаточно похожа на предыдущую, доступна для решения и в то же время несла элемент новизны, поднимала на приобретаемые знания на новый уровень.
На занятии по теме «Строковый тип данных в Turbo Pascal. Строковые процедуры и функции» использованы личностно-ориентированная и практико-ориентированная технология обучения.
Студентам предоставлены условия для творчества.
Методическое обоснование занятия
Занятие на тему: «Строковый тип данных в Turbo Pascal. Строковые процедуры и функции»
В процессе занятия студенты должны получить целостное представление о строковом типе данных, используемом в среде программирования Turbo Pascal. решения простейших дифференциальных уравнений, закрепить теоретические знания и навыки решения задач по данной теме, восполнить пробелы (если они имелись).
В подборе упражнений заложена возможность развития всех необходимых навыков общематематической деятельности: обобщения, анализа, синтеза, рассуждений по аналогии, применения различных видов умозаключений, активизации познавательной деятельности.
Технологическая карта занятия
Тема открытого занятия:
Строковый тип данных в Turbo Pascal. Строковые процедуры и функции
Учебная дисциплина:
Основы программирования
Специальность:
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Группа:
2П1
Дата проведения
28 октября 2015 г.
Тип занятия:
Урок-повторение и закрепления знаний.
Урок-овладение новыми знаниями.
Время занятия
90 мин
Методика проведения
Обобщение, систематизация знаний.
Получение новых знаний.
Метод обучения
Объяснительно-иллюстративный - мультимедийная лекция в виде презентации.
Репродуктивный - решение задач.
Цели занятия:
Образовательная
-
изучение процедур, функций и операций над строками;
-
закрепление изученного материала при решении задач на строковый тип данных;
-
развитие алгоритмического мышления и познавательной деятельности учащихся; интереса к программированию; внимательности и самостоятельности при решении задач на ЭВМ.
-
формирование целостных знаний по изучаемому разделу, теме;
-
овладение практическими навыками по составлению алгоритмов и решению задач на строковый тип данных.
Развивающая
-
развитие работы в группе;
-
постановка и решение проблем;
-
развитие умения пользоваться полученными знаниями.
Воспитательная
-
воспитание ответственного отношения к учебному труду, аккуратности, дисциплинированности, вежливости, внимания.
Методическая
-
демонстрация методики преподавания, приемов и средств обучения;
-
взаимосвязь преподавателя и студентов.
Наглядные пособия, ТСО:
Задания, теоретический материал, представленные в электронном виде
В ходе изучения темы студент должен:
знать:
основные операции, процедуры и функции при работе со строками в среде Турбо Паскаль.
уметь:
применять основные операции, процедуры и функции для решения задач на строковый тип данных.
Структура занятия
Тема занятия: Строковый тип данных в Turbo Pascal. Строковые процедуры и функции
Учебная дисциплина: Основы алгоритмизации и программирования
№
Этапы занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Достижения цели
Время
(мин)
1
Организационный момент
Взаимное приветствие
Приветствие студентов, проверка наличия студентов
Воспитание организованности психологическая подготовка к занятию
2
2
Начальная мотивация учебной деятельности
-
Объявление темы;
-
постановка цели;
-
ознакомление с планом занятия
-
Ориентация в ходе занятия;
-
включение в работу;
-
восприятие плана занятия
Вызвать интерес к изучаемой теме
3
3
Повторение
Проверка домашнего задания: домашней контрольной работы
Проверка домашнего задания на ЭВМ в среде Турбо Паскаль
Обобщение знаний по темам:
-
типы данных;
-
массивы;
-
процедуры, функции.
15
Диктант «Синтаксис основных операторов Турбо Паскаля».
Самопроверка
10
Вопросы к кроссворду на тему «Типы данных Turbo Pascal»
Решение кроссворда
5
№ | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Достижения цели | Время (мин) |
4 | Лекция | Изучение темы по вопросам:
|
|
| 30 |
5 | Решение задач: -экспресс задачи; -словесные задачи. | Постановка условия задач. Общее руководство решением задач. | Применение теоретических знаний при решении практических задач устно и на ЭВМ |
| 20 |
6 | Заключительная часть | Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание | Запись домашнего задания. Постановка вопросов. | Усвоение материала студентами | 5 |
| 90 |
Обеспечение занятия
-
Методическое:
Методическая разработка преподавателя по данной теме.
Бланк диктанта по синтаксису основных операторов Turbo Pascal.
Урок-презентация в формате PowerPoint
-
Средства обучения:
Технические средства обучения:
-
мониторный кабинет;
-
ПЭВМ - 1
-
мониторы - 11 единиц.
Программное обеспечение:
-
cреда программирования Turbo Pascal;
-
Microsoft Office (PowerPoint)
Содержание урока
Организационный момент - 2 мин
-
взаимное приветствие
-
проверка присутствия студентов в группе.
Вступительное слово о целях занятия и плане урока - 3 мин
-
постановка цели;
-
ознакомление с планом занятия
План
I. Повторение - 30 мин
-
Проверка домашнего задания - домашней контрольной работы -15 мин
-
Диктант «Синтаксис основных операторов Турбо Паскаля» -10 мин
-
Вопросы к кроссворду на тему «Типы данных Turbo Pascal» -5 мин
II. Лекция - 30 мин
III. Решение задач - 20 мин
IV. Заключительная часть, подведение итогов,
выставление оценок - 5 мин
Ход урока
Слайд 1 |
|
|
Слайд 2 |
| Решение домашней контрольной работы. Проверка на уроке. Поочередно вызываются 3 студента на каждую задачу. Указываются ошибки программирования, если таковые имеются. Обсуждение использования процедур, параметров в процедурах и функциях. |
Слайд 3 |
| |
Слайд 4 |
| |
Слайд 5 |
| Студенты получают бланки с вопросами диктанта. Через 7 мин обмениваются заполненными бланками, проверяют ответы и выставляют оценки. |
Слайд 6 |
| |
Слайд 7 |
| |
Слайд 8 |
|
|
Слайд 9 |
| Актуализация пройденного материала. Решение кроссворда студентами. На пересечении строк и столбцов отображено зашифрованное слово |
Слайд 10 |
| Повторение символьного типа данных. Студенты отвечают на вопросы преподавателя и проверяют свои ответы по презентации. |
Слайд 11 |
| |
Слайд 12 |
| |
Слайд 13 |
| |
|
|
Слайд 14 |
| Изучение нового материала. Лекция - конспектирование изучаемого материала. По ходу лекции преподаватель работает со студентами, задает вопросы, просит обосновать ответы, дает оценку обоснованиям. |
Слайд 15 |
| |
Слайд 16 |
| |
Слайд 17 |
| |
Слайд 18 |
| |
|
|
|
|
|
Слайд 19 |
| |
Слайд 20 |
| |
Слайд 21 |
| |
Слайд 22 |
|
Слайд 23 |
|
|
Слайд 24 |
| |
Слайд 25 |
| |
Слайд 26 |
| Подведение итогов занятия: студенты по отвечают на вопросы, предложенные преподавателем, устное решение задач. |
Слайд 27 |
|
Слайд 28 |
|
|
Слайд 29 |
| |
Слайд 30 |
| |
Слайд 31 |
| Решение задач по изучаемой теме в среде программирования Turbo Pascal. Нюансы использования процедур и функций для работы со строками. |
Слайд 32 |
| |
Слайд 33 |
| |
Слайд 34 |
|
|
Перечень основной и дополнительной литературы
-
Колдаев В. Д. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособ. / В.Д. Колдаев; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 416 с.: ил. - znanium.com/bookread.php?book=484837
-
Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi- СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2004
-
Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2004
-
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников - М.: Финансы и статистика, 2008
-
Кент Д. С++. Основы программирования - М.: НТ Пресс, 2008
-
Электронный ресурс. Форма доступа: intuit.ru - Основы программирования, Программирование на языке Pascal, Язык программирования C++
5