Разработка урока по информатике на тему Безопасность в сети Интернет

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»

Предмет, класс: Информатика и ИКТ

Цель урока: изучение опасных угроз в сети и методов борьбы с ними.

Задачи урока:

  1. образовательная: изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;

  2. развивающая: развить интерес к предмету, информационную культуру; сформировать приемы логического мышления, развить способность анализировать, делать выводы.

  3. воспитательная: воспитать аккуратность, точность, самостоятельность.

Оборудование: Персональный компьютер, проектор, экран, 12 компьютеров, тетради, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (3 мин)

  3. Объяснение нового материала (25 мин.)

  4. Физкульминутка для глаз (2 мин.)

  5. Закрепление изученного материала (10 мин)

  6. Подведение итогов урока (3 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент

Обучающиеся делятся на группы по четыре человека.

Здравствуйте, ребята! 30 октября 2014 года в России объявлен Единый урок безопасности в сети Интернет. В связи с этим тема сегодняшнего урока «Безопасность в сети Интернет». Цель нашего урока: изучение опасных угроз в сети и методов борьбы с ними.

2. Актуализация знаний

Интернет - это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практически каждый человек пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, оплата услуг, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.

Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (ответ учащихся)

Молодцы!

3. Объяснение нового материала

А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом:

  1. Вредоносные программы;

  2. Спамы;

  3. Фишинговые атаки.

Лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают.

Компьютерные вирусы являются программами, которые могут «размножаться» и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы. Активизация компьютерного вируса может вызывать уничтожение программ и данных.

По «среде обитания» вирусы можно разделить на:

  1. Файловые - вирусы, которые различными способами внедряются в исполнимые файлы и обычно активизируются при их запуске,

  2. Загрузочные - вирусы, которые заражают загрузочный сектор гибкого или жесткого диска,

  3. Файлово-загрузочные вирусы заражают как файлы, так и загрузочные сектора дисков.

  4. Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

По величине вредных воздействий вирусы можно разделить на:

  1. Неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске, графическими, звуковыми и другими внешними эффектами;

  2. Опасные, которые могут привести к сбоям и «зависаниям при работе компьютера;

  3. Очень опасные, активизация которых может привести к потере программ и данных, форматированию жесткого дика и т.д.

По способу заражения:

  1. Резидентные вирусы активны не только в момент работы зараженной программы, но и после того, как программа закончила свою работу.

  2. Нерезидентные вирусы активны довольно непродолжительное время - только в момент запуска зараженной программы.

По особенностям алгоритмов вирусы делят на:

  1. Паразитические - это файловые вирусы, изменяющие содержимое файла, добавляя в него свой код.

  2. Репликаторы распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии,

  3. Невидимки, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска,

  4. мутанты, содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того же вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов,

  5. троянские, которые хотя и не способны к самораспространению, но очень опасны, так как, маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков.

Существуют также информационные процессы, которые сами по себе не являются вирусами, однако могут иметь вредоносные последствия не столько для компьютера, сколько для финансового состояния его пользователя - это спам и фишинг.

Спамом называют массовую рассылку электронной почты, обычно содержащую навязчивую рекламу, на адреса пользователей, которые не выражали желания ее получать. Спам вреден тем, что нагружает каналы связи и сетевое оборудование провайдеров, что, в свою очередь, увеличивает трафик и снижает пропускную способность передачи полезной информации. Кроме того, спам заставляет пользователя тратить свое время на обработку бесполезной информации. Совет: никогда не отвечайте на спамерское письмо, даже если очень хочется. Ваш ответ будет подтверждением того, что данный почтовый ящик существует в действительности, а подобная информация очень ценится у спамеров. В дальнейшем ваш ящик будет постоянно забит спамом.

Фишинг - это вид мошенничества в глобальной сети Интернет с целью получения персональных данных пользователей. Такие данные злоумышленники могут получить следующим образом: пользователь получает сообщение о том, что ему необходимо обновить конфиденциальную информацию, перейдя по предложенной ссылке. Далее, щелкнув по ссылке, пользователь заходит на поддельный сайт и сам оставляет там свои персональные данные, вплоть до паролей, номера кредитной карты или банковского счета, что приводит к их краже.

Обсуждение основных правил защиты от главных угроз в сети Интернет проходит в группах. Затем один из обучающихся каждой группы записывает все ответы на доске. При обсуждении внимание обучающихся обращается на то, откуда может исходить опасность.

Физкультминутка для глаз

После обсуждения ответов обучающихся записываются основные правила защиты от Интернет-угроз.

Основные правила защиты от опасных угроз в сети Интернет:

  1. Использовать лицензионное программное обеспечение;

  2. Регулярно обновлять операционную систему и прикладное программное обеспечение;

  3. Работать в учетной записи без прав администратора;

  4. Использовать антивирусное ПО с актуальными базами сигнатур;

  5. Держать включенным брандмауэр;

  6. Выполнять резервное копирование данных;

  7. Знать и выполнять основные правила при общении (e-mail, социальные сети, IM);

  8. Знать и выполнять правила создания и использования паролей.

  9. Установить «Родительский контроль»

5. Закрепление изученного материала

Закрепление материала - компьютерное тестирование

Тест содержит 10 вопросов, в каждом вопросе есть только один правильный ответ.

Вопрос 1: Что вирус может сделать с компьютером?

  1. Ничего особенного, вирус - это просто такая игрушка

  2. Вирус может делать с компьютером всё что угодно - удалять данные, отправлять с него сообщения вашим друзьям в социальных сетях, выключать компьютер.

  3. Даже самый страшный вирус ничего не сможет сделать, пока ему не разрешить.

Вопрос 2: Ваши друзья говорят, что вы рассылаете им спам-сообщения. Что делать?

  1. Проверить компьютер с помощью антивирусной программы, сменить пароль к аккаунту в социальной сети.

  2. Ничего не делать, такое бывает и потом само проходит.

  3. Наверняка друзья просто шутят.

Вопрос 3: Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Что вы сделаете?

  1. Зайду на сайт и посмотрю, что за лотерея.

  2. Напишу в ответ письмо, где попрошу прислать подробности о лотерее.

  3. Удалю письмо. Я ничего не знаю об этом сайте и авторе письма. Скорее всего, это спам.

Вопрос 4: Браузер предупреждает, что сайт, на который вы хотите перейти, заражен вирусом. Ваши действия?

  1. Всё равно перейду на сайт: браузер не может такого знать.

  2. Перейду на сайт: браузер не антивирус и может ошибаться.

  3. Не стану переходить на сайт: обычно у браузеров есть большая база вирусов.

Вопрос 5: Какой пароль является самым сложным?

  1. Natalia1993

  2. Mar!nA_1993

  3. veronica93

Вопрос 6: Для того, чтобы антивирусные программы обеспечивали наилучшую безопасность вашего ПК, необходимо:

  1. Установить несколько антивирусных программ

  2. Удалить все файлы, загруженные из сети Интернет

  3. Своевременно обновлять антивирусные базы

  4. Отключить компьютер от сети Интернет

Вопрос 7: Зачем необходимо делать резервные копии?

  1. Чтобы информация могла быть доступна всем желающим

  2. Чтобы не потерять важную информацию

  3. Чтобы можно было выполнить операцию восстановления системы

  4. Чтобы была возможность распечатать документы

Вопрос 8: Что необходимо сделать, если на сайте в Интернет, вдруг появилось сообщение о быстрой проверке ПК с просьбой перезагрузки компьютера?

  1. Перезагрузить компьютер

  2. Отформатировать жесткий диск

  3. Закрыть сайт и выполнить проверку ПК

  4. Выключить компьютер.

Вопрос 9: Тебе пришло письмо с вложением от неизвестного пользователя. Твои действия:

  1. Не читая, удаляю сообщение, и из корзины тоже!

  2. Открываю и письмо, и вложение - а вдруг это Костя Васильев из параллельного класса!

  3. Открываю только письмо - интересно же!­


Вопрос 10: Какие действия не рекомендуется делать при работе с электронной почтой?

  1. Отправлять электронные письма.

  2. Добавлять в свои электронные письма фотографии.

  3. Открывать вложения неизвестной электронной почты.

  4. Оставлять электронные письма в папке Отправленные.

6. Подведение итога урока

Обсуждаются результаты компьютерного тестирования.

Еще раз повторяются основные правила защиты от опасных угроз в сети Интернет.

Список используемых материалов:

  1. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год

  2. Компьютерные вирусы, library.by

  3. Классификация компьютерных вирусов, programmistan.narod.ru

  4. Безопасность в сети Интернет, sud-kaz.ru

  5. Защита домашнего ПК от компьютерных угроз, gayevoy.wordpress.com


© 2010-2022