Программа дополнительного образования Программирование (Basic)

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа дополнительного образования Программирование (Basic)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Листвянская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования - Рязанский муниципальный район

Рязанской области

390542; Рязанская область; Рязанский район; п. Листвянка,

ул. Школьная д. 1в

Тел. 4(0912)267542; [email protected]

Программа дополнительного образования Программирование (Basic)

Программа дополнительного образования Программирование (Basic)Программа дополнительного образования Программирование (Basic)


«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №____от « »____________2015 г.

Руководитель МО ________________________



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Льговская СОШ»

___________С. Н. Хлыстов

Приказ №____от « »_____________2015г.





Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
научно-технической направленности


Программирование
(Basic)





Программа рассчитана на детей 13 - 14 лет

Срок реализации программы - 3 года.




Разработана учителем информатики Жилиным В.В.



с. Кораблино

2015 г

Пояснительная записка


В современную жизнь человека все шире внедряются компьютеры и информационные технологии. Поэтому все большее значение приобретает умение человека грамотно обращаться с компьютером.

В концепции «Модернизации российского образования» первостепенное место занимает обретение учащимися компьютерной грамотности. А она в свою очередь состоит из двух разделов: пользовательского курса и программирования. Раздел «Программирование» в школьном курсе представлен на элементарном уровне, а многим учащимся хочется самим заставить компьютер решать задачи, самим попробовать разработать программы, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Данная программа научно-технической направленности позволяет реализовать эти желания детей. В ней большое внимание уделяется практической работе детей на компьютере, самостоятельной разработке ими программ для решения практических задач.


Программа включает в себя три основных направления:

  • Обучение основам математической логики и алгоритмизации, а так же развитие логического мышления на этой основе всех детей.

  • Выявление талантливых детей и развитие их способностей для дальнейшего профессионального образования в других объединениях ДОД, техникумах, ВУЗах.

  • Работа с «трудными подростками». Организация их досуга на основе игровых и обучающих программ.


Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к профессии программиста;

  • Изучить языки программирования Basic, Visual Basic и создание;

  • научить создавать с их помощью прикладное программное обеспечение для урочной и внеурочной деятельности школы;

  • научить дизайнерскому оформлению созданного ПО.

Развивающие:

  • развивать память и внимание, познавательную и творческую активность;

  • развивать творческие способности, эстетическое и эргономическое восприятие объектов труда;

  • развивать логическое мышление

Воспитательные:

  • прививать интерес к активному творческому самовыражению, культуре труда;

  • воспитывать упорство в достижении желаемого результата;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать чувство взаимопомощи, доверия, коллективизма.

  • расширять кругозор обучающихся в области программирования


Методы, применяемые для решения поставленных задач.

Общепедагогические:

  • репродуктивный (вербальный и невербальный);

  • проблемно-поисковый;

  • креативный (творческий).

Технологического образования:

  • индивидуальный;

  • групповой.


Программа рассчитана на детей 13 - 14 лет

Срок реализации программы - 3 года.


Режим занятий:

1 и 2 год: 2 раза в неделю по 2 часа,

3 год: 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность теоретических занятий - 40 минут с 10 минутным перерывом, работы за компьютером - 25 минут с 10 минутным перерывом.


В первый год обучения на основе языка QBasic изучаются основные структуры алгоритмов (линейная, ветвление, цикл), рассматриваются ввод и вывод информации, а так же компьютерная графика.

По окончании учащиеся должны знать:

  • Основные структуры алгоритмов

  • Виды величин

  • Типы переменных

  • Графические примитивы

Должны уметь:

  • Производить чтение и запись программ

  • Запускать и отлаживать программу

  • Вводить и выводить информацию

  • Писать программы рисования

Способы проверки:

  • Выполнение зачетных работ


Во второй год обучения изучаются литерные величины и массивы, рассматриваются методы решения задач с использованием компьютера (метод перебора, метод половинного деления, метод Монте-Карло, метод численного решения задач …)

По окончании учащиеся должны знать:

  • Литерные величины и операции над ними

  • Функции работы с литерными величинами

  • Типы массивов и операции работы над ними

  • Методы решения задач на компьютере

Должны уметь:

  • Выполнять операции над литерными величинами

  • Работать с массивами

  • Решить задачи с использованием методов перебора, половинного деления, Монте-Карло, численного решения задач

Способы проверки:

  • Выполнение зачетных работ

  • Участие в олимпиадах, конференциях


На третьем году обучения изучаются подпрограммы и процедуры. После этого изучается объектно-ориентированный язык Visual Basic.

По окончании учащиеся должны знать:

  • Писать подпрограммы и процедуры

Visual Basic

  • Среду разработки Visual Basic

  • Объекты и их свойства.

  • События. Процедура обработки событий.

Должны уметь:

  • Создать новый проект на Visual Basic

  • Отладить этот проект

Способы проверки:

  • Выполнение зачетных работ

  • Участие в олимпиадах, конференциях


Занятия проводятся в следующих формах: лекции, семинары, самостоятельная работа, защита проекта.

В результате выполнения программы основная масса детей должна выйти на уровень функциональной грамотности, наиболее способные - на общекультурный уровень.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в олимпиадах, конференциях, дружеских встречах, создание прикладного программного обеспечения.

Содержание дополнительной образовательной программы


Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности и правилам гигиены при работе на компьютере.

История развития вычислительной техники. Компьютер и его части. Алгоритм и его представление. Программа.

Практика: загрузка, листинг, редактирование, сохранение и запуск программ.

Линейный алгоритм. Ввод и вывод информации.

Постоянные и переменные величины. Типы переменных величин. Ввод информации с клавиатуры, программно, из файла. Вывод информации на экран, на принтер.

Практика: Ввод информации с клавиатуры. Вывод информации на экран.

Компьютерная графика.

Графические экраны. Управление цветом. Графические примитивы.

Практика: Создание программ создающих рисунки.

Ветвление.

.Полная и неполная команды ветвления. Условия. Логические операции. Команда выбора.

Практика: Решение задач на создание программ с ветвлениями.

Циклы.

Циклические алгоритмы. Организация цикла. Циклы с пред- и пост- условиями. Цикл с параметром. Вложенные циклы. Комбинация цикла и ветвления.

Практика: Решение задач на создание программ с циклами.

Литерные величины.

Длина литерной величины. Команды вырезки и склеивания. Функции литерных величин. Код.

Практика: Решение задач на создание программ работы с литерными величинами.

Массивы.

Описание массивов. Элемент массива. Заполнение и вывод одномерных и двумерных массивов. Обработка элементов массивов по правилу. Поиск элемента. Объединение массивов. Упорядочение элементов в массиве.

Практика: Решение задач на создание программ работы с массивами.

Методы решения задач с использованием компьютера.

Приближенные вычисления. Метод половинного деления. Численные методы решения задач. Метод Монте-Карло. Задачи перебора. Стек. Проблема оптимизации. Графы.

Практика: Решение задач с использованием перечисленных методов.

Подпрограммы и процедуры.

Оформление. Передача данных. Сходство и различие.

Практика: Решение задач с использованием подпрограмм.


Visual Basic

Запуск, новый проект, интегрированная среда разработки. Объекты и их свойства.

События. Код. Процедура обработки событий. Простейший проект.

Переменные. Описание переменных. Способы ввода данных

Объекты Images и Picture. Их свойства. Функции цвета и графические методы.

Таймер и его использование. Редактор меню.

Практика: Создание проектов иллюстрирующих свойства объектов, события.


По окончании изучения теоретического материала учащийся создает зачетный проект и защищает его.


Методическое обеспечение

1 год обучения


Тема

Форма занятий

Приемы и методы

Материально-техническое обеспечение

Формы контроля

Вводное занятие





Линейный алгоритм. Ввод и вывод информации.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с командами ввода-вывода.

Выполнение зачетных работ.

Компьютерная графика.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с командами графики.

Выполнение зачетных работ.

Ветвление

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с командой ветвления.

Выполнение зачетных работ.

Циклы

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с командами циклов.

Выполнение зачетных работ.


2 год обучения


Литерные величины

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с литерными величинами.

Выполнение зачетных работ.

Массивы

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с массивами.

Выполнение зачетных работ.

Методы решения задач с использованием компьютера

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, таблицы.

Выполнение зачетных работ.


3 год обучения


Подпрограммы и процедуры.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами, таблицами. Практическая работа.

Компьютерный класс, кодоскоп с кодопозитивами, обучающие программы по работе с литерными величинами.

Выполнение зачетных работ.

Visual Basic: запуск, новый проект, интегрированная среда разработки. Объекты и их свойства.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетных работ.

События. Код. Процедура обработки событий. Простейший проект.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетных работ.

Переменные. Описание переменных. Способы ввода данных

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетных работ.



Объекты Images и Picture. Их свойства. Функции цвета и графические методы.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетных работ.

Таймер и его использование.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетных работ.

Редактор меню.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Объяснение руководителя, работа с обучающими программами. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетных работ.

Создание зачетного проекта.

Коллективная, индивидуальная, практические занятия.

Консультации руководителя. Практическая работа.

Компьютерный класс, программа Visual Basic, CD «Обучение Visual Basic».

Выполнение зачетного проекта.



Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Перечень разделов и тем

Всего

Из них

Теория

Практика

1

Вводное занятие

6

5

1

2

Линейный алгоритм. Ввод и вывод информации.

11

5

6

3

Компьютерная графика.

20

6

14

4

Ветвление

26

9

17

5

Циклы

45

18

27

6

Литерные величины

28

12

16


Резерв

8




Итого:

144

56

80



2 год обучения

1

Массивы

50

14

36

2

Методы решения задач с использованием компьютера

68

21

47

3

Подпрограммы и процедуры.

18

6

12


Резерв

8




Итого:

144

41

95



3 год обучения

1





2

Visual Basic: запуск, новый проект, интегрированная среда разработки. Объекты и их свойства.

10

5

5

3

События. Код. Процедура обработки событий. Простейший проект.

10

3

7

4

Переменные. Описание переменных. Способы ввода данных

10

3

7

5

Объекты Images и Picture. Их свойства. Функции цвета и графические методы.

10

3

7

6

Таймер и его использование.

6

1

5

7

Редактор меню.

6

1

5

8

Создание зачетного проекта.

16


16


Резерв

4




Итого:

68

16

52


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
6-9 класс Кораблинской средней школы Рязанского района


1 год

Тема

Месяц

Часы

Техника безопасности в кабинете ЭВТ. Алгоритм. Алгоритмические языки. Программа.

Сентябрь

4

Команды запуска и остановки программы.

Сентябрь

4

Линейный алгоритм. Компьютерная графика: графический режим, координаты точки, цвет точки. Рисование точек, отрезков, рамок, прямоугольников.

Сентябрь

4

Рисование окружностей, дуг. Закраска областей.

Сентябрь

4

Оператор DRAW.

Октябрь

4

Зачетная работа.

Октябрь

4

Ветвление. Условия. Логические операции.

Октябрь

4

Полная команды ветвления.

Октябрь

4

Сокращенная команды ветвления.

Ноябрь

4

Сложные ветвящиеся алгоритмы.

Ноябрь

4

Команда выбора.

Ноябрь

4

Зачетная работа.

Ноябрь

4

Компьютерные игры.

Декабрь

4

Циклические алгоритмы. Переменная цикла. Организация цикла и условие выхода из него.

Декабрь

4

Практическая работа.

Декабрь

4

Циклы с параметром.

Декабрь

4

Построение графика функции.

Январь

4

Практическая работа.

Январь

4

Вложенные циклы. Степень вложенности.

Январь

4

Практическая работа.

Январь

4

Задачи перебора. Оптимизация алгоритма.

Февраль

4

Практическая работа.

Февраль

4

Зачетная работа.

Февраль

4

Комбинация цикла и ветвления.

Февраль

4

Практическая работа.

Март

4

Литерная величина. Длина литерной величины. Операция склеивания.

Март

4

Вырезка. Сравнение символьных величин.

Март

4

Поиск слова в фразе.

Март

4

Подготовка к игре «Путешествие в мир логики».

Апрель

4

Игра «Путешествие в мир логики».

Апрель

4

Символьные функции.

Апрель

4

Зачетная работа.

Апрель

4

Итоговая зачетная работа.

Май

4

Итоговая зачетная работа.

Май

4

Итоговая зачетная работа.

Май

4

Компьютерные игры.

Май

4


2 год

Тема

Месяц

Часы

1.

Техника безопасности в кабинете ЭВТ. Массивы: размерность, обозначение, резервирование памяти. Элемент массива. Заполнение одномерного массива с клавиатуры и его вывод на экран.

Сентябрь

4

2.

Заполнение массива с помощью формулы, программно, используя операторы DATA и READ.

Сентябрь

4

3.

Чтение массива из файла и вывод значений в файл. Заполнение многомерных массивов.

Сентябрь

4

4.

Поиск значения.

Сентябрь

4

5.

Выпуск газеты «Алгоритм»

Октябрь

4

6.

Замена значения

Октябрь

4

7.

Упорядочение элементов массива.

Октябрь

4

8.

Зачетная работа

Октябрь

4

9.

Компьютерные игры.

Ноябрь

4

10.

Зачетная работа

Ноябрь

4

11.

Зачетная работа

Ноябрь

4

12.

Приближенные вычисления. Метод половинного деления.

Ноябрь

4

13.

Подготовка к викторине «В мире информатики и ЭВМ»

Декабрь

4

14.

Викторина «В мире информатики и ЭВМ»

Декабрь

4

15.

Метод прямоугольников.

Декабрь

4

16.

Метод Монте-Карло

Декабрь

4

17.

Задачи перебора. Стек.

Январь

4

18.

Проблема оптимизации.

Январь

4

19.

Зачетная работа

Январь

4

20.

Графы

Январь

4

21.

Выпуск газеты «Алгоритм»

Февраль

4

22.

Графы

Февраль

4

23.

Графы

Февраль

4

24.

Зачетная работа

Февраль

4

25.

Игра «Поле чудес» по теме «История развития вычислительной техники».

Март

4

26.

Подпрограмма. Передача данных в подпрограмму.

Март

4

27.

Конструирование программ с использованием подпрограмм.

Март

4

28.

Практическое занятие.

Март

4

29.

Выпуск газеты «Алгоритм».

Апрель

4

30.

Итоговая зачетная работа.

Апрель

4

31.

Итоговая зачетная работа.

Апрель

4

32.

Итоговая зачетная работа.

Апрель

4

33.

Итоговая зачетная работа.

Май

4

34.

Компьютерные игры.

Май

4

35.

Резерв

Май

4

36.

Резерв

Май

4


3 год

Тема

Месяц

Часы

1

Техника безопасности в кабинете ЭВТ. Объектное программирование. Visual Basic: запуск, новый проект, интегрированная среда разработки.

Сентябрь

2

2

Объекты. Расположение в форме, перемещение, удаление, копирование.

Сентябрь

2

3

Общие свойства объектов.

Сентябрь

2

4

Подготовка к вечеру «Занимательная информатика».

Сентябрь

2

5

Вечер «Занимательная информатика».

Октябрь

2

6

События. Код. Процедура обработки событий.

Октябрь

2

7

Простейший проект.

Октябрь

2

8

Практическая работа.

Октябрь

2

9

Переменные. Описание переменных.

Ноябрь

2

10

Способы ввода данных

Ноябрь

2

11

Практическая работа.

Ноябрь

2

12

Компьютерные игры

Ноябрь

2

13

Переключатели и флажки.

Декабрь

2

14

Создание проекта теста.

Декабрь

2

15

Практическая работа.

Декабрь

2

16

Проведение школьной олимпиады по информатике.

Декабрь

2

17

Объекты Images и Picture. Их свойства.

Январь

2

18

Функции цвета и графические методы.

Январь

2

19

Практическая работа.

Январь

2

20

Игра «Путешествие по стране «Логика».

Январь

2

21

Практическая работа.

Февраль

2

22

Практическая работа.

Февраль

2

23

Таймер и его использование.

Февраль

2

24

Выпуск газеты «Алгоритм».

Февраль

2

25

Практическая работа.

Март

2

26

Редактор меню.

Март

2

27

Практическая работа.

Март

2

28

Выпуск газеты «Алгоритм».

Март

2

29

Создание зачетного проекта.

Апрель

2

30

Создание зачетного проекта.

Апрель

2

31

Создание зачетного проекта.

Апрель

2

32

Создание зачетного проекта.

Апрель

2

33

Создание зачетного проекта.

Май

2

34

Создание зачетного проекта.

Май

2

35

Создание зачетного проекта.

Май

2

36

Создание зачетного проекта.

Май

2


Литература


  1. Г.И.Светозарова, А.А.Мельников, А.В.Козловский «Практикум по программированию на языке Бейсик»: М., «Наука», 1988

  2. А.Ананьев, А.Федоров «Самоучитель Visual Basic 6.0»: СПб., «БХВ-Петербург», 2002

  3. В.К.Власов, Л.Н.Королев, А.Н.Сотников «Элементы информатики»: М., «Наука», 1988

  4. В.С.Новичков, Н.И.Парфилова, А.Н.Пылькин «Алгоритмические языки в техникуме. Паскаль»: М., «Высшая школа», 1994

  5. С.А.Абрамов, Е.В.Зима «Начала информатики»: М., «Наука», 1989

  6. С.А.Абрамов, Г.Г.Гнездилова, Е.Н.Капустина, М.И.Селюн «Задачи по программированию»: М., «Наука», 1988

  7. Ж.Арсак «Программирование игр и головоломок»: М., «Наука», 1990

  8. Под ред. В.М.Курочкина «Знакомьтесь: компьютер»: М., «Мир», 1989

  9. Журнал «Информатика в школе»




© 2010-2022