Рабочая программа по информатике для 8 класса на 2014-2015 учебный год (1 час в неделю)

Цель программы: формирование поколения, готового жить в совре­менном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационно-коммуникационных технологий. Умея работать с необ­ходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных, электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонально...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени Героя Советского Союза П. А. Горчакова с. Боринское

Липецкого муниципального района Липецкой области




Согласовано на заседании Утверждено:

педагогического совета. директор гимназии

Протокол № _____ от _______ __________ С. П. Щербатых

Приказ № _____ от ________ г.


Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 8-х классов

МБОУ гимназии с. Боринское

учителя

Слепокурова П.М.












2014-2015 учебный год


Содержание

1 .Пояснительная записка ………………………………………………….стр. 3

2.Содержание программы ………………………………………………….стр. 6

З.Учебно-тематический план ………………………………………………стр. 13

4.Требования к уровню подготовки учащихся……………………………стр. 14

5.Контроль качества обучения……………………………………………..стр. 15

6. Литература и средства обучения………………………………………..стр. 16

7. Приложение
Календарно-тематический план…………………………………………...стр. 17






































1.Пояснительная записка к рабочей программе

Цель программы: формирование поколения, готового жить в совре­менном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационно-коммуникационных технологий. Умея работать с необ­ходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных, электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представле­ний о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

Задача программы: обеспечить овладение учащимися основами зна­ний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана ра­бочая программа:

  • «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 -ФЗ;

  • Приказ МО РФ от 09 марта 2004 года) №1312 «Об утверждении базисного учебного плана»;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  • Приказ "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 ";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";

  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 №151 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год»;

  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 №585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 №151 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год»;

  • Устав гимназии;

  • Программа развития гимназии на 2012-2017 учебные годы;

  • Образовательная программа на 2014-2015 учебный год;

  • Учебный план гимназии на 2014-2015 учебный год;

  • Годовой календарный график на 2014-2015 учебный год.

Сведения о программе:

Данная рабочая программа разработана на основании уже существующей автор­ской программы Н. Д. Угриновича для базового уровня обучения (8-9 классов).

Обоснование выбора:

Программа способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необ­ходимых учащимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Определение места и роли учебного курса, предмета:

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необ­ходимых учащимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа:

По учебному плану выделено 1 час в неделю для изу­чения информатики и ИКТ, за год 34 часа в каждом классе.

Формы и методы организации учебного процесса:

    • Методика работы с Интернет-технологиями.

  • Индивидуальная и групповая работа по практическому конструированию сайтов.

  • Методические особенности организации разноуровнего обучения.

  • Методика использования метода проектов.

  • Методика использования творческих заданий.

  • Методика организации компьютерного практикума.

  • Методика использования обучающе-контролирующих программ.

  • Методика проведения сетевых конференций.

Формы организации учебных занятий: лекция, семинар, лекционно-практическое занятие, самостоятельные работы, дискуссии, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, игры и т. д.

Формы контроля на уроке информатики: письменные или устные работы, приуроченные к теме занятий, диктанты, тестовые зада­ния, зачеты, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль, лабора­торные работы, практические работы.

Технологии обучения:

1) Методика преподавания по данной программе предполагает широкое
использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и

индивидуализировать обучение;

  1. Проблемное обучение, целью которого является организация проблемных ситуа­ций, разрешение которых осуществляется за счет активной, самостоятельной дея­тельности учащихся;

  2. Эвристическое обучение ориентировано на процесс организации деятельности по конструированию учеником собственного смысла, цели и содержания образования.

  3. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ почти на каждом занятии, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересно­го для учащихся. Часть практической работы может быть включена в домашнюю или проектную деятельность учащихся, или разбита на части.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Основные компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса информатики:

  • компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности: понимание роли информации в жизни и жизнедеятельности общества;

  • компетенция в сфере познавательной деятельности: понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы;

  • компетенция в сфере коммуникативной деятельности: отношение к языкам как средству коммуникации, знание основных средств коммуникации и владение основными средствами телекоммуникаций; знание основных положений правовой информатики;

  • технологическая компетенция: понимание сущности технологического подхода к организации деятельности;

  • компетенция в области техникознания (техническая компетентность): понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;

  • компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов.

Виды и формы контроля:

  • Контрольные работы;

  • Практические работы;

  • Тестирование;

  • Индивидуальные задания на ПК и по карточкам.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года:

Знать:

- виды информации и её свойства;

- понятие об информационных процессах;

- иметь представление о принципах кодирования информации;

- особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

- основные единицы измерения информации.

  • иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

  • иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;

  • знать основы языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language);

Уметь:

- решать задачи на определение количества информации.

- вводить текстовую и числовую информацию с клавиатуры.

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);

  • уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.

  • уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет;

  • уметь загружать файлы из Интернета;

  • уметь общаться в Интернете.

  • уметь создавать WEB - страницы, Web-сайты.

Информация об использованных учебниках:

Реко­мендовано использовать в обучении учебник «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Содержание учебника соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ и Примерной программе.












2. Содержание рабочей программы


п/п

Наименование

темы

Содержание учебного материала (дидактические единицы)

Требования к уровню подготовки учащихся по конкретной теме (разделу)

Перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.)

1

Информация и информационные процессы.

Инструктаж по ПТБ

Информация в природе, обществе и технике. Человек и информация. Система управления

Знаки: форма и значение.

Знаковые системы.Код. Длина кода. Перекодирование. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Количество информации. Неопределенность знаний. Бит. Единицы измерения количества информации. Определение количества информации: N=2i. Количество информации в сообщении .Определение количества информации: N=2i, Ic=I*k.

Знать:

- виды информации и её свойства;

- понятие об информационных процессах;

- иметь представление о принципах кодирования информации;

- особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

- основные единицы измерения информации.

Уметь:

- решать задачи на определение количества информации.

- вводить текстовую и числовую информацию с клавиатуры.

Контрольная работа №1, практическая работа №1.1, 1.2


2

Кодирование текстовой и графической информации.

Кодовые таблицы, стандарт Unicode, пространственная дискретизация, пиксель, разрешение изображения, глубина цвета, палитры цветов RGB, CMYK, HSB.

- иметь представление о двоичном кодировании текстовой информации и различных кодировках знаков.

- уметь различать аналоговую и дискретную форму представления графической информации, определять разрешение растрового изображения.

- знать способы формирования палитры цветов в различных системах цветопередачи.

Контрольная работа № 2.

Практическая работа №2.1-2.2

3

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео

Амплитуда, частота, децибел, временная дискретизация звука, глубина кодирования звука, звуковые редакторы, цифровая фотография, цифровое видео, потоковое видео,

- знать характеристики звуковой информации и

форматы звуковых файлов.

- уметь редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах

- знать способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы

создания цифрового видеофильма.

Практическая работа № 3.1-3.3



4.

Кодирование и обработка числовой информации

Система счисления, арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Диаграммы и графики.

- знать виды систем счисления (репродуктивный уровень).

- уметь переводить числа из одной системы счисления в другую (продуктивный уровень).

- знать основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных.

- уметь использовать встроенные функции, все виды ссылок.

- уметь создавать графики, диаграммы.

Контрольная работа № 3.

Практическая работа № 4.1-4.4

5.

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

База данных. СУБД.

Таблица. Форма. Сортировка и поиск данных. Фильтры.

- знать понятие базы данных, табличную форму представления базы данных и представление с помощью формы. Понятие СУБД. Понятие сортировки и поиска данных.

  • - уметь представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить сортировку и поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа № 5.1

6.

Коммуникационные технологии и разработка Web- сайтов.

Канал обмена информацией. Пропускная способность канала передачи. Локальные компьютерные сети. Интернет. Подключение к Интернету. IP - адрес. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных. Протокол TCP/IP. Структура Web-страницы. Разработка сайта в Блокноте.

  • иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

  • иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

  • уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет;

  • уметь загружать файлы из Интернета;

  • уметь общаться в Интернете.

  • знать основы языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language);

  • уметь создавать WEB - страницы, Web-сайты.

Контрольная работа № 4.

Практическая работа № 6.1-6.3







3.Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Количество часов на изучение темы

( раздела)

Количество часов на проведение контрольных мероприятий

1

Информация и информационные процессы.

7

1

2

Кодирование текстовой и графической информации.

5

1

3

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.

3


4

Кодирование и обработка числовой информации

9

1

5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

2


6

Коммуникационные технологии и разработка Web- сайтов.

7

1



























4. Требования к уровню подготовки учащихся

1. Информация и информационные процессы.

Учащиеся должны:

  • иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе;

  • приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • приводить примеры информационных процессов в управлении;

  • уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);

  • знать единицы измерения количества информации;

  • иметь представление о кодирование генетической информации;

  • приводить примеры двоичного кодирования информации;

2. Кодирование текстовой и графической информации.

Учащиеся должны:

  • уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • уметь вставлять в документ объекты из других приложений;

  • уметь создавать типовые документы на компьютере;

  • объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;

  • уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;

3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.

Учащиеся должны:

- уметь определять размер звукового файла;

- знать основные этапы создания цифрового видеофильма;

- уметь записывать оцифрованный звук, редактировать запись, применять звуковые эффекты;

- уметь захватывать фото с цифровой фотокамеры и создавать слайд-шоу.

4. Кодирование и обработка числовой информации.

Учащиеся должны:

- уметь переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • описывать назначение и возможности электронных таблиц;

  • уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;

  • уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

Учащиеся должны:

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реаль­ному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставлен­ной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

6. Коммуникационные технологии и разработка Web- сайтов.

Учащиеся должны:

  • иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

  • иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);

  • уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.

  • знать основы языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language);

  • уметь создавать WEB - страницы, Web-сайты.













































5. Контроль качества обучения

Контрольные работы:

Контрольная работа№1 - по теме «Повторение»

Контрольная работа№2 - по темам «Информация и информационные процессы», «Кодирование текстовой и графической информации».

Контрольная работа№3 - по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео», «Кодирование и обработка числовой информации».

Контрольная работа№4 - по темам «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных», «Коммуникационные технологии и разработка Web- сайтов».

Практические работы:

№1.1 - «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

№ 1.2 - «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

№2.1 - «Кодирование текстовой информации»

№ 2.2 - «Кодирование графической информации»

№ 3.1 - «Кодирование и обработка звуковой информации»

№ 3.2 - «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

№ 3.3 - «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

№ 4.1 - «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

№ 4.2 - «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

№ 4.3 - «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

№ 4.4 - «Построение диаграмм различных типов»

№ 5.1 - «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

№ 6.1 - «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

№ 6.2 - «География Интернета»

№ 6.3 - «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
























6. Литература и средства обучения

Учебно-методический комплекс обеспечивает возможность преподавания базового курса "Информатика и ИКТ" в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта основного общего среднего образования. В состав учебно-методического комплекса входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика -8. Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, 2012.

1. Учебник Н. Угриновича «Информатика. Базовый курс. Учебник для 8 класса». 2012 год.

2. Методические разработки учителя: презентации, карточки, раздаточный материал.

3. Материалы из сети Интернет:

  • metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  • it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  • metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  • fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  • pedsovet.su Педагогическое сообщество

  • school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. Федоров А.С., Федорова А.А. Информатика. 8 - 9 классы: поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2010.

5. Глинка Н.В. Школьные олимпиады. Информатика 8-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2011.

6. Информатика и информационные технологии. Базовый курс 8кл. Учебник для 8 классов. / Угринович Н.Д.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

7. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. / Угринович Н.Д. и др. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

8. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010













Приложение

7.Календарно-тематический план

(8Г,8Б)

№ п/п

Название темы, раздела

Тема каждого урока в соответствии с целями и задачами

Количество часов, отведенное на изучение темы, раздела

Дата прохождения темы, раздела

Материал в рамках ЕГЭ

по данной теме, разделу

Виды и формы контроля

Планируемый

Фактический

1

Информация и информационные процессы

  1. Введение. Инструктаж по ПТБ.

7

Единицы измерения информации. Способы измерения информации.

Контрольная работа №1. Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации. Опрос, беседа, индивидуальная работа.


  1. Контрольная работа №1 «Повторение за курс 7 класса».


  1. Информация в природе, обществе и технике.


  1. Кодирование информации с помощью знаковых систем


  1. Количество информации


  1. Алфавитный подход к измерению информации


  1. Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

2

Кодирование текстовой и графической информации

  1. Кодирование текстовой информации. П.р.2.1 Кодирование текстовой информации.

5

Кодирование графической информации.

Контрольная работа №2. П.р.2.1 Кодирование текстовой информации.

П.р. 2.2 Кодирование графической информации. Опрос, беседа, индивидуальная работа.

  1. Пространственная дискретизация.


  1. Растровые изображения на экране монитора. П.р. 2.2 Кодирование графической информации.


  1. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.


  1. Контрольная работа №2

3

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео

  1. Кодирование и обработка звуковой информации

3

Кодирование звуковой информации.

П.р. 3.1 Кодирование и обработка звуковой информации.

П.р. 3. 2 Захват цифрового фото и создание слайд - шоу.

Опрос, беседа, индивидуальная работа.

  1. Решение задач на тему «Кодирование и обработка звуковой информации». П.р. 3.1 Кодирование и обработка звуковой информации.


  1. Цифровое фото и видео. П.р. 3.2 Захват цифрового фото и создание слайд - шоу.

4

Кодирование и обработка числовой информации

  1. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

9

Работа в Excel. Система счисления

Контрольная работа №3. П. р.4.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

П.р. 4.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

П.р. 4.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

П.р. 4.4. Построение диаграмм различных типов.

Опрос, беседа, индивидуальная работа.

  1. Решение задач «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». П. р.4.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.


  1. Арифметические операции в позиционных системах счисления


  1. Двоичное кодирование чисел в компьютере.


  1. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.


  1. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П.р. 4.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.


  1. Встроенные функции. П.р. 4.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.


  1. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. П.р. 4.4. Построение диаграмм различных типов.


  1. Контрольная работа №3

5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

  1. Базы данных в электронных таблицах.

2

Виды БД. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

П.р. 5.1. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Опрос, беседа, индивидуальная работа.

  1. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

6

Коммуникационные технологии и разработка Web - сайтов

  1. Передача информации. Локальные компьютерные сети.

7

Передача информации, виды сетей, основы языка разметки гипертекста.

Контрольная работа №4 П.р. 6.2.. «География» Интернета

П.р. 6.3 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Опрос, беседа, индивидуальная работа.

  1. Состав Интернета. Адресация в Интернете.


  1. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. П.р. 6.2.. «География» Интернета.


  1. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. П.р. 6.3 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.


  1. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.


  1. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.


  1. Интерактивные формы на Web-страницах. П.р. 6.3 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.


  1. Контрольная работа №4


19


© 2010-2022