- Преподавателю
- Информатика
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. ЗАПРОСЫ НА ВЫБОРКУ ДАННЫХ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. ЗАПРОСЫ НА ВЫБОРКУ ДАННЫХ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мордасов А.А. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет:
Информатика и ИКТ
Класс:
9«Б»
Тема урока:
Создание базы данных. Запросы на выборку данных.
Урок №
20
Учитель:
Мордасов А.А.
Тип урока:
комбинированный
Дата:
16.10.2014г.
Цель урока:
-
расширение знаний и умений при создании базы данных;
-
обобщить знания при работе с базами данных.
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- умения правильно создавать базы данных;
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Организационный момент
(2-3 минуты)
Здравствуйте ребята. Мне приятно видеть всех Вас на нашем сегодняшнем уроке.
Пожалуйста приготовьтесь к уроку. Заполните журнал регистрации, достаньте дневник, рабочую тетрадь и ручку. Прежде чем мы начнем урок, вспомните, пожалуйста, требования по технике безопасности при работе в кабинете информатики.
Приветствуют учителя.
Выполняют требование поставленные учителем.
Отвечают на поставленные вопросы.
Актуализация знаний
(5-7 минут)
Сейчас мы с Вами обобщим знания, полученные на прошедших уроках (письменный ответ на листочках).
Ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
1) что такое «базы данных»;
2) дайте определение СУБД (Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации);
3) где мы с Вами встречаемся с базами данных?
- для чего нам необходимы базы данных?
4) С какими типами данных можно работать в среде MS Acess? (При вводе данных можно сразу задавать их тип: текстовый, числовой, дата или время, денежный, счетчик, логический, гиперссылка и т.д.)
- Что такое таблицы в СУБД (Это главный тип объектов)?
- Что такое формы и для чего они необходимы в СУБД (Вспомогательные объекты)?
Молодцы ребята.
Отвечают на поставленные вопросы.
Постановка учебной задачи (1-2 минут)
Ребята, мы продолжаем изучать базы данных и на нашем сегодняшнем уроке мы с Вами более детально разберем запросы.
«Объяснение нового материала»
(4-5 минут)
Запросы на выборку используются для отбора требуемой пользователю информации, содержащейся в нескольких таблицах. Они создаются только для связанных таблиц. СУБД Access 2007 включает такие средства создания запросов, как Мастер и Конструктор.
Кроме того, в СУБД Access 2007 существует множество средств для поиска и отображения информации, которая хранится в базе данных. Данные в таблицах можно отсортировать на основе любого поля или комбинации полей. Для извлечения из базы данных необходимых записей можно отфильтровать таблицу, применив средства фильтрации.
Рассмотрим создание запроса на выборку с помощью Конструктора
Для создания нового пустого запроса в режиме конструктора надо щелкнуть на пиктограмме Конструктор запросов (рисунок 2).
Откроется активное окно диалога Добавление таблицы (рисунок 3) на фоне неактивного окна «Запрос1». В этом окне можно выбрать таблицы и queries для создания новых запросов.
В окне Добавление таблицы следует выбрать несколько таблиц из представленного списка таблиц, на основе которых будет проводиться выбор данных, и щелкнуть на кнопке Добавить. После этого закрыть окно Добавление таблицы, а окно «Запрос1» станет активным (рисунок 4).
Окно Конструктора состоит из двух частей - верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список связанных таблиц. В нижней части окна находится Бланк построения запроса QBE, в котором каждая строка выполняет определенную функцию.
При необходимости можно задать принцип сортировки (по возрастанию или по убыванию) результатов запроса. В строке "Вывод на экран" автоматически устанавливается флажок просмотра информации.
В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений: = равно; <> не равно; < меньше; > больше;
<= меньше или равно (не больше); >= больше или равно (не меньше).
На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы.
Операции отношений применимы и к текстовым полям. Их сравнение построено на лексикографическом принципе: из двух слов меньшим считается то слово, первая буква которого идёт по алфавиту раньше; если первые несколько букв двух слов одинаковы, то сравнение производится по первой различающейся букве; если более короткое слово совпадает с началом более длинного слова, то первое считается меньшим.
Условия выбора могут задаваться не только простыми, но и сложными логическими выражениями, содержащими логические операции. С основными логическими операциями И, ИЛИ, НЕ вы познакомились в 8 классе.
Практическая работа.
(18-21 минуту)
Сейчас ребята, я раздам Вам практическую работу, где мы и закрепим полученные знания.
Рефлексия деятельности
(3-4 минуты)
Фронтальный опрос детей, как им понравился урок и чему он их научил
(- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Оцените свою работу на уроке).
Отвечают на вопросы
Итог урока
(2-3 минуты)
Выставление успеваемости учащимся. Домашнее задание: 1) повторить определения и понятия по теме базы данных;
2) подготовиться к контрольной работе по теме базы данных
Записывают д/з
Практическая работа
Создание запроса. Запрос на выборку
Создать файл базы данных Akademik.mdb. С помощью конструктора подготовить таблицу Члены-корреспонденты Академии наук. Заполнить таблицу данными, включив следующие поля: ФИО, Дата рождения, Специализация, Пол, Год присвоения звания.
-
ФИО
Дата
рождения
Специализация
Пол
Год присвоения звания
Александрович А. И.
22.01.1906
поэт
м
1930
Амбросов А. Л.
16.06.1912
фитопатолог-вирусолог
м
1970
Аринчин М. И.
28.02.1914
физиолог
м
1966
Бабосов Е. М.
23.02.1931
философ
м
1977
Бирич Т. В.
10.01.1905
офтальмолог
ж
1972
Бокуть Б. В.
27.10.1926
физик
м
1974
Бондарчик В. К.
01.08.1920
этнограф
м
1972
Будыка С. X.
17.03.1909
гидролог
м
1972
Гуринович Г. П.
26.04.1933
физик
м
1970
Иванов А. П.
29.12.1929
физик
м
1974
Каменская Н. В.
10.01.1914
историк
ж
1959
Комаров В. С.
29.01.1923
химик
м
1970
Кулаковская Т. Н.
17.02.1919
агрохимик-почвовед
ж
1969
Мацкевич Ю. Ф.
27.07.1911
языковед
ж
1969
Пилипович В. А.
05.01.1931
физик
м
1977
Сикорский В. М.
10.10.1923
историк
м
1972
Старобинец Г. Л
14.05.1910
химик
м
1969
Судник М. Р.
08.11.1910
языковед
м
1970
Ткачев В. Д.
19.02.1939
физик
м
1974
Хотылева Л. В.
12.03.1928
генетик
ж
1972
Шабуня К. И.
28.10.1912
историк
м
1969
Широканов Д. И.
20.05.1929
философ
м
1974
Задание 1
Для таблицы Члены-корреспонденты Академии наук файла базы данных Akademik.mdb с помощью запросов на выборку изменить порядок следования полей, сделать невидимыми указанные поля, отсортировать записи по предложенному критерию, вывести на экран записи, отвечающие данным условиям.
Открыть файл базы данных Akademik.mdb.
-
В списке Объекты выбрать Запросы и нажать кнопку Создать. В диалоговом окне Новый запрос выбрать вариант Конструктор.
-
В диалоговом окне Добавление таблицы указать на таблицу Академики и нажать кнопку Добавить, а затем кнопку Закрыть.
-
Выполнить отбор полей. Для этого из списка полей Академики двойным щелчком разместить поля на бланке запроса в строке Поле.
-
На панели инструментов Конструктор запросов нажать кнопку Вид-Режим таблицы.
-
Вернуться в режим конструктора.
-
Установить критерии отбора для вывода на экран полей: ФИО, Специализация, Год присвоения звания. Для этого на бланке в строке
-
Вывод на экран отключить флажки для полей: Дата рождения, Пол.
-
Перейти в режим таблицы. Убедиться, что видимыми остались только отобранные поля.
-
Вернуться в режим конструктора.
-
Изменить порядок следования столбцов, переместив столбец Пол на второе место. Для этого выделить столбец Пол и перетащить его в нужное место.
-
Вернуть видимость всем полям таблицы.
-
Отобрать записи, которые содержат информацию об академиках-женщинах. Для этого в условии отбора в поле Пол ввести ж.
-
Упорядочить по возрастанию отобранные данные по значению поля Дата рождения. Для этого на бланке запроса в строке Сортировка в поле Дата рождения выбрать способ сортировки По возрастанию.
-
Просмотреть отобранные записи. Убедиться, что записи расположены в возрастающем порядке значений поля Дата рождения.
-
Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию:
- об академиках-физиках;
- об академиках-физиках и химиках;
- об ученых, получивших звание академика до 1970 года;
об академиках-философах и языковедах;
- обо всех академиках, кроме физиков.
Страница 8 из 8