• Преподавателю
  • Информатика
  • Возможности смешанного обучения для организации практической деятельности обучающихся по информатике

Возможности смешанного обучения для организации практической деятельности обучающихся по информатике

Смешанное обучение (Blended Learning) — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «очной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. Для реализации смешанного обучения выбраны основные модели группы «Ротация»: «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон». Данная группа моделей наиболее актуальна при введении нового ФГОС полного ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Возможности смешанного обучения для организации практической деятельности обучающихся по информатике"

  • Ф.И.О. авторов идеи маршрута: Кривопалова Ирина Викторовна, Солозобов Владимир Сергеевич, Попова Лариса Николаевна

Целевая аудитория: 6 класс.

Предмет: информатика

Основные методы и приемы: технология смешанного обучения

Место в учебном плане: серия занятий по теме "Алгоритмика"

ИКТ: Сервисы Web 2.0, интерактивное оборудование, интернет-ресурсы, ЭОР, ЦОР.


О методическом маршруте

  • Общая информация

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Джон Дьюи

Характерной особенностью современной жизни является высокий темп изменений в различных сферах деятельности человека. Каждое новое поколение с момента рождения погружается в интенсивно меняющиеся условия жизни, что непременно сказывается на траектории развития и становления человека. Система российского образования динамично развивается, учитывая требования и условия, с которыми встречается ученик и выпускник школы. Перед школой и педагогическим коллективом ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются не только знаниевой подготовки обучающихся, но и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик - объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения. Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).

Обратим внимание на условия работы педагога, сопровождающего ученика в инновационной технологии обучения. Педагог совместно с обучающимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационно-образовательных ресурсов, в том числе сети Интернет; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях высокотехнологичной информационно-образовательной среды школы.

Целью методического маршрута является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС.

Для апробации смешанного обучения выбраны основные модели группы «Ротация»: «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон». Данная группа моделей наиболее актуальна при введении нового ФГОС полного среднего образования. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам. Такой способ организации учебного процесса наилучшим образом обеспечивает возможность реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Смешанное обучение дает возможности для организации практической деятельности в соответствии с новыми образовательными стандартами. Речь идет не просто об использовании компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а о том, чтобы взглянуть на учебный процесс через призму деятельности ребенка.

  • Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут

Приведем преимущества реализации выбранных моделей для педагогов:

- более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения;

- повышение квалификации;

- повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;

- использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;

- повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся;

- возможность организовывать качественную работу со всеми категориями обучающихся, включая и высокомотивированных.

Сочетание очного и электронного обучения в наибольшей степени позволяет педагогам выстроить гибкий персонализированный процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, организуя интерактивное взаимодействие не только дистанционно, но и очно в различных формах организации учебной деятельности.

  • Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся

Для обучающихся в условиях организации обучения с использованием моделей смешанного обучения открываются следующие возможности: - реализация индивидуальных учебных планов с выбором уровня и способов организации учебной деятельности; - максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания; - интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей; - получение индивидуальных консультаций учителя для преодоления трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях.

За счет реализации модели «смена рабочих зон» на этапе работы в группах совершенно четко можно проследить формирование следующих универсальных учебных действий:

Предметные:

1) применение структурной методики построения алгоритмов для преобразования алгебраических выражений в заданиях базового и повышенного уровня.

Метапредметные:

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные:

4) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

На данном уроке происходит формирование универсальных учебных действий:

личностные:

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

метапредметные:

- познавательные УУД: умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

- коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение монологической контекстной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- регулятивные УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

предметные:

осознание значения информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о информатике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; овладение системой алгоритмического мышления, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных задач; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

  • Какие приемы и методики используются в маршруте

Рассмотрим деятельность ученика в модели «Смена рабочих зон».

Предварительно педагог осуществляет деление класса на три группы - это обязательное требование. Деление может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. В идеале класс можно разделить на зоны: зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line, в каждой из которых занимается отдельная группа. И тогда первая группа, например, начинает работать с учителем, вторая в это время находится в зоне групповой работы, третья работает on-line с электронным образовательным ресурсом (на примере контента «Телешкола» ) за компьютерами по схеме 1:1 и т.д. Каждая группа учащихся должна поработать в трех указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока.

Рассмотрим деятельность ученика в модели «Перевернутый класс».

Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения.

Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке.

Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать в школе у одноклассника, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Это, например, образовательные Интернет-ресурсы, учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в глобальной сети.

На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений.

При такой организации учебного процесса не требуется зонирования классной комнаты или дополнительных помещений. Учитель из источника знаний становится фасилитатором, а ученик из потребителя становится активным участником образовательного процесса.

При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.).

Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

  • Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока.

Предложенный в данном маршруте метод может быть применён для целого ряда тем учебного плана по информатике.

На уроке применяются следующие универсальные виды деятельности обучающихся:

работа в группах;

самостоятельная работа;

дискуссия (обсуждение самостоятельной работы, заполнение итоговой таблицы);

практическая деятельность (например, совместное создание круговой и столбчатой диаграмм по предложенным данным и т.д.).

Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. Очень важно в данном случае подать обучающимся четкую инструкцию по выполнению домашнего задания. Как показывает практика, выстраивая образовательный процесс с использованием модели «Перевернутый класс» по изучению какой-либо темы, модуля или блока, учитель высвобождает некоторое количество учебных часов, которые целесообразно использовать для организации проектной деятельности.

Возможности смешанного обучения для организации практической деятельности обучающихся по информатике


Какие ресурсы понадобятся

  • Какие технические средства, оборудование или ресурсы могут потребоваться?

Для реализации технологии смешанного обучения потребуется:

- компьютерный класс (min 10 компьютеров);

- выход в сеть Интернет (на каждом компьютере);

- интерактивная доска (в идеале);

- проектор;

- стандартное программное обеспечение клиента ОМС (8216 Кб) для ОС Windows, версия 1.0.0.91;

- электронный образовательный контент, например: Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов, ЦОР «Информатика 5-7» Л.Л. Босовой БИНОМ. Или необходимо создать собственные мультимедийные образовательные продукты, включая аудиозаписи, видеолекции.


Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут

  • Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии

Задания для индивидуальной рефлексии

  1. Какой модели Вы отдаете предпочтение: «Смена рабочих зон» или «Перевернутый класс»?

  2. Какие плюсы и минусы моделей смешанного обучения вы выявили в процессе подготовки и проведения уроков (занятий)?

  3. Какие эффекты от внедрения смешанного обучения Вы видите как учитель-предметник?

  4. Какие произошли изменения в организации образовательного процесса в вашей предметной области с введением смешанного обучения?

  5. Как учитываются результаты психолого-педагогических диагностик при реализации смешанного обучения?

  6. Какие проблемы возникают при реализации моделей "Смена рабочих зон", "Перевернутый класс" (технические, технологические, педагогические, другое - указать)?

Задания для коллективной рефлексии

Сравните электронное обучение с традиционными формами обучения и выявите чётко различимые сильные и слабые стороны каждой из этих форм.

Возможности смешанного обучения для организации практической деятельности обучающихся по информатике*

Электронное обучение в информационно-образовательной среде, формируемой и распространяемой посредством ИКТ и компьютерных средств обучения/мобильных устройств

Традиционная форма обучения в классно-урочной системе

Сильные стороны

...

...

Слабые стороны

...

...

.

  • Определите направления для оптимизации будущих занятий.

Оптимизации при реализации смешанного обучения подлежит система оценивания обучающихся: оценивается знание и использование приборов и оборудования, выявление и решение проблем, выдвижение гипотез, экспериментальная проверка, оценка, анализ полученных результатов. Каковы критерии оценивания? Создайте рубрикатор, который может быть использован в качестве инструкции для выполнения задания, а также для самооценивания и оценивания учащимися работ друг друга. Продумайте задания продуктивного типа для проведения занятия по модели "Смена рабочих зон". При осуществлении календарно-тематического планирования с применением технологии смешанного обучения включите в него реализацию интегрированных или межпредметных проектов (например, 1 проект в полугодие).

  • Каким образом участники смогут применять данный методический маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)

Идея предложенного методического маршрута может быть реализована в любой образовательной области на любой ступени.

Необходимо лишь выявить целесообразность применения данной технологии, отобрать электронный образовательный контент, сообразный целям урока и технологии представления учебной информации:

- элементы мультимедиа (текст, графика, видео, звук и т.д.);

- инструменты коммуникации как средства, позволяющие осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, поддерживая тем самым активные формы обучения (блог, форум, электронная почта, обмен файлами и т.д.);

- программные среды, позволяющие осуществлять организацию и проведение учебных курсов посредством сети Интернет.

С примерами маршрутных листов для обучающихся по моделям "Смена рабочих зон" и "Перевернутый класс" можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

© 2010-2022