Модульная технология на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование модульной технологии

при изучении информатики.

Учитель информатики

МБОУ Чичеринской ООШ

Крыжанкова Г.В.

Модульное обучение представляет собой совокупность педагогических условий, определяющих подбор и компоновку на модульной основе содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих комфортные субъект-субъектные отношения педагога и учащихся в процессе достижения эффективного результата в усвоении научных знаний. Применение модульного обучения, как одного из вариантов инновационных технологий, основано на гуманистических идеях и принципах, посредством которых реализуется личностно ориентированный подход в обучении.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Так как каждый модуль имеет свою интегрирующую цель, но в модули входят крупные блоки учебного содержания, то каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы - УЭ.

Перед каждым модулем обычно провожу входной контроль (УЭ-1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к дальнейшей работе. Здесь предлагаю учащимся такие формы работы как диктант, тест, таблицу, работу с терминами, со схемами и, конечно, практические работы на компьютере.

Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ-2). Здесь необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Опыт показывает, что не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок, но учитель должен задавать хороший темп работы своим учащимся.

При изучении нового материала использую такие приемы работы как самостоятельное чтение текста учебника или других пособий, выполнение различных заданий, работу в парах, группах.

В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляю закрепление (УЭ-3), а также текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 6 вопросов учащийся может получить максимально 6 баллов. При работе с учителем или партнером по парте за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. При выполнении практических заданий более высокого уровня сложности можно набрать 2-3 балла.

Основная задача коррекции - это ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Ранняя диагностика пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных учащихся, реализую посредством проведения консультаций, дополнительных занятий, уроков работы над ошибками и т. д.

Очень важно учебный материал дифференцировать. Он должен быть таким, чтобы учащийся его эффективно усваивал. При этом нижним пределом является уровень обязательной подготовки учащихся. Другой уровень - выше обязательного (для сильных учащихся).

Используя модуль, осуществляю внутрипредметные и межпредметные связи, интегрирую учебное содержание. Например, часто демонстрирую решение физических, математических, химических задач средствами компьютера, а также достижения химии, физики, математики для развития компьютерной техники.

Важным критерием построения модуля считаю структуру деятельности учащихся в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение.

В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эту возможность реализую через учебный элемент «Резюме».

В конце модуля обычно предлагаю учащимся самим оценить свою работу. В течение урока они выставляли себе баллы, которые заносятся в «Листок контроля знаний» (он выдается каждому учащемуся перед началом урока). По этому листу учащийся сам может выставить себе оценку по количеству набранных баллов (Приложение 3).

Переход к блочно-модульному планированию содержания не может не сказаться на оценочной деятельности учеников. Оценка перестает быть инструментом принуждения и средством наказания. При выполнении заданий самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов и тестов использую поуровневую дифференциацию: ученик четко знает критерии оценивания каждой работы, что дает ему возможность выбора выполнения заданий и прогнозирования своих результатов.

Алгоритм составления модульного урока:

1. Определение места модульного урока в теме.

2. Формулировка темы урока.

3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Как видно, готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

- тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности;

- выделить главные основополагающие идеи;

- сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...;

- определить содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указать примерное время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся;

- подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, диктанты.

Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет мне сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. - Мурманск: НИЦ "Пазори", 2001.

2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М.: Новая школа, 1997.

3. him.1september.ru



Приложение.

Модуль №4. Электронные таблицы.


№ учебного элемента

Содержание учебного материала

Управление обучением (рекомендации)

УЭ-0


Интегрирующая цель: В результате овладения модулем вы должны

знать:

- что такое ЭТ, ее структуру;

- основные типы и форматы данных;

- отличительные особенности относительных, абсолют-ных и смешанных ссылок;

уметь:

- запускать приложение Excel;

- выбирать форматы данных;

- вводить данные в таблицы Excel;

- вводить и копировать ссылки в ячейки.



Внимательно прочтите цель урока.

УЭ-1

Цель: проверка домашнего задания.

1. Ответьте на вопросы:

1) Каково назначение электронных калькуляторов?

2) Какие виды электронных калькуляторов вы знаете?

3) Как запустить приложение Калькулятор?

4) Перечислите известные вам возможности электронных калькуляторов.

2. Оцените свои знания, впишите количество баллов в «Листок контроля знаний», сдайте листочек с ответами учителю.

Письменно, в специально приготовленных листочках.

По 1 баллу за каждый ответ.

УЭ-2

Цель: познакомиться с понятием электронных таблиц, их структурой.

1. Внимательно слушайте информацию учителя об электронных таблицах, их структуре.

2. Зарисуйте структурную схему электронной таблицы с доски.

3. Вместо цифр подпишите названия указанных структурных элементов.


Делайте записи в тетради.

УЭ-3

Цель: самостоятельно изучить основные типы и форматы данных.

1. Прочитайте текст «Основные типы и форматы данных».

2. Выпишите в тетрадь основные типы данных.

3. Ответьте на вопросы (в тетради):

1) Когда применяется и какой вид имеет экспоненциальный формат чисел?

2) По какому краю выравниваются числа, а по какому - текст?

3) С какого знака начинается запись формулы?

4) Какие специализированные форматы данных вы увидели на рис. стр. …?

4. Выполните задание «Выбор формата данных».

Самостоятель-но по учебнику

(Н.Д.Угринович. «Информатика и ИТ»).

По 1 баллу за ответ.


Учебник, стр….

УЭ-4

Цель: выяснить отличительные особенности и способы применения различных типов ссылок.

1. Прочитайте текст «Относительные и абсолютные ссылки».

2. Выпишите отличительные особенности и примеры записи разных типов ссылок.

3. Сравните записи с партнером по парте.

4. Выполните задание учебника «Копирование формул».

5. Проверьте, все ли три типа ссылок вы описали в тетради.

Учебник,

стр. …….

рис. ….

стр. ….

УЭ-5

Цель: закрепление изученного материала.

1. Выполнить по вариантам задания учебника (в тетради):

I вариант - № 10.3.

II вариант - №10.4.

2. Выполнить это задание на компьютере и сравнить с записью в тетради.

Показать учителю.

При полном совпадении - 2 балла.

УЭ-6

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Задание 1. Дайте определение терминам:

электронная таблица - …, ячейка - …,

адрес ячейки - …, рабочий лист - …,

рабочая книга - …, относительная ссылка - …,

абсолютная ссылка - …, смешанная ссылка - … .

Задание 2. Исправьте ошибки в указанных структурных элементах.

Задание 3. Соедините стрелками название формата и соответствующий ему пример записи данных.

Устно партнеру по парте по очереди, за ответ - 1 балл.

Индивидуаль-ная карточка.

Индивидуаль-ная карточка.

УЭ-7

Подведение итога урока.

1. Прочитайте цели урока из УЭ-0.

2. В какой степени вы достигли этих целей?

3. Подсчитайте количество баллов, набранных при выполнении заданий. Поставьте себе оценку, ориентируясь на критерии:

26-29 баллов - «5»,

22-25 баллов - «4»,

18-21 балл - «3»,

менее 18 б. - «2», но не огорчайтесь, у вас будет возможность исправиться.

Домашнее задание: п.10.2., творческое задание 10.5.

Листок контроля знаний.

Ф.И. учащегося _____________ , модуль № ____ .


этапы работы

УЭ

количество баллов

по заданиям


итого

УЭ-1

(от 0 до 4):


УЭ-3

(от 0 до 4):


УЭ-5

(от 0 до 2):


УЭ-6

зад.№1(0 - 4):

№2 (0 - 8):

№3 (0 - 7):



ВСЕГО:




Оценка _____________________

Вариант индивидуальной карточки

к заданию 3 (модуль №4).

Задание №3

Соедините стрелками название формата и соответствующий ему пример записи данных:

числовой

дата

текстовый

экспоненциальный

денежный

формула

время

15.01.2008

320

25,04

17:45:10

=А10*$В2

5800,00р.

3,99Е-04



© 2010-2022