- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горюнова Е.А. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы аогоритмизации и программирования
_______________________________________________________________________
2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной рабочей программы по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 «Информационные системы».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Кулебакский металлургический колледж»
Разработчики:
Горюнова Евгения Александровна преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
18
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________основы алгоритмизации и программирования_________
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Примерной рабочей программой по специальности (специальностям) СПО 230401 «Информационные системы».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00-Профессиональный цикл, ОП.06 - Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;
знать:
-
общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
-
понятие системы программирования;
-
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
-
подпрограммы, составление библиотек программ;
-
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося 70 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
210
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
140
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
70
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
70
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Виды самостоятельных работ:
-чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
-составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста;
--работа с конспектом лекции;
-повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
-составление плана ответа на специально подготовленные вопросы;
-составление таблиц, графиков, схем;
--ответы на контрольные вопросы;
-подготовка текста выступления на семинаре, текстов рефератов и докладов;
-выполнение заданий по образцу, вариативных заданий;
-подготовка к деловым играм.
-
-
Итоговая аттестация в форме: 1 семестр -дифференцированного зачета; 2 семестр - комплексного экзамена
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины __________основы алгоритмизации и программирования_______
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Язык программирования турбо паскаль.
114
Тема 1.1
Введение. Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.
Содержание учебного материала
2
1
Цель и задачи дисциплины. Основные этапы решения задач. Место языка программирования в информационной системе. Понятие алгоритма, свойства алгоритма и способы описания алгоритмических конструкций. Описание линейных и разветвляющихся структур алгоритмов. Алгоритмизация циклических вычислительных процессов.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.2
Элементы языка. Простые типы данных. Стандартные математические функции. Структура программы на языке Турбо Паскаль.
Содержание учебного материала
2
1
Алфавит, идентификаторы, константы и переменные, выражения и операции (арифметические и логические). Простые типы данных: целый, вещественный, литерный, логический. Стандартные математические функции. Структура программы на языке Турбо Паскаль.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 1.3.
Элементы языка. Операторы присваивания, ввода, вывода, оператор безусловного перехода, составной оператор.
Содержание учебного материала
2
1
Операторы присваивания (арифметический, логический, литерный). Составной оператор, условные операторы, операторы цикла, операторы перехода и метки, пустой оператор, оператор ввода с клавиатуры и вывода на дисплей и принтер. Операторы If, Case, While, Repeat.. Until.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ линейной структуры.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить тему «Служебные и зарезервированные слова языка Паскаль» и составить по ней конспект
2
Тема 1.4.
Операторы языка. Условные операторы IF,CASE .
Содержание учебного материала
4
1
Операторы If, Case. Составление программ ветвящейся структуры.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ ветвящейся структуры.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ решения задач из курса математики.
4
Тема 1.5.
Операторы языка. Операторы цикла WHILE, REPEAT.
Содержание учебного материала
2
1
Операторы While, Repeat.. Until.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ итерационной циклической структуры.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ решения задач из курса математики.
2
Тема 1.6.
Операторы языка. Оператор цикла FOR.
Содержание учебного материала
2
1
Оператор цикла FOR.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ циклической структуры с заданным числом повторений.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ решения задач из курса математики.
2
Тема 1.7.
Типы данных. Скалярные типы данных. Регулярные типы данных: одномерные массивы.
Содержание учебного материала
4
1
Массивы: описание заполнение, печать; одномерные массивы. Обработка одномерных массивов.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Одномерные массивы.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучить тему «Операции преобразования типов» и составить по ней конспект;
- Составление программ решения задач из курса математики.
6
Тема 1.8.
Типы данных. Регулярные типы данных: двумерные массивы.
Содержание учебного материала
6
1
Массивы: описание заполнение, печать; двумерные массивы. Обработка двумерных массивов.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Двумерные массивы.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ решения задач из курса математики.
6
Тема 1.9.
Типы данных. Строковые переменные.
Содержание учебного материала
4
1
Работа со строковыми переменными.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Работа со строковыми переменными.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ решения задач из курса математики.
2
Тема 1.10.
Типы данных. Записи, множества.
Содержание учебного материала
4
1
Работа с записями, множествами.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Решение задач на применение записей.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить тему «Записи с вариантами» и составить по ней конспект.
4
Тема 1.11.
Файлы. Организация доступа к файлам, процедуры и функции для работы с файлами. Текстовые, типизированные файлы.
Содержание учебного материала
4
1
Организация доступа к файлам, процедуры и функции для работы с файлами. Текстовые, типизированные файлы.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Написание программ, работающих с типизированными файлами.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ.
8
Тема 1.12.
Файлы. Организация доступа к файлам, процедуры и функции для работы с файлами. Нетипизированные файлы.
Содержание учебного материала
4
1
Организация доступа к файлам, процедуры и функции для работы с файлами. Нетипизированные файлы.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Написание программ, работающих с нетипизированными файлами.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ.
4
Тема 1.13.
Указатели и динамическая память. Понятие об адресах и указателях, объявление и использование указателей.
Содержание учебного материала
6
1
Понятие об адресах и указателях, объявление и использование указателей. Множественный тип. Перечисленный тип.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ с применением указателей.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучить тему «Администратор кучи» и составить по ней конспект
- Составление программ
8
Тема 1.14.
Типизированные константы. Типизированные константы и их применение.
Содержание учебного материала
2
1
Типизированные константы и их применение.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ.
4
Тема 1.15
Процедуры и функции. Особенности применения процедур, примеры для лучшего усвоения темы.
Содержание учебного материала
4
1
Описание подпрограмм. Параметры функции и параметры процедуры. Формальные и фактические параметры. Особенности применения процедур, примеры для лучшего усвоения темы.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ с применением процедур и функций.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ.
2
Тема 1.16.
Модули. Структура модулей. Интерфейсная. Инициирующая и используемая части модулей. Применение модулей
Содержание учебного материала
2
1
Структура модулей. Интерфейсная, инициирующая и исполняемая части модулей. Применение модулей.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 1.17
Объекты. Основные принципы объектно-ориентированного программирования, создание использование объектов.
Содержание учебного материала
2
1
Основные принципы объектно-ориентированного программирования. Процедуры и функции, их назначение, дополнительные значения модулей. Доступ к объявленным в модуле объектам. Создание объектов.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 1.18.
Стандартные библиотечные модули. Стандартные модули DOS, CRT, GRAPH и др.
Содержание учебного материала
4
1
Стандартные модули и др. Функции стандартного модуля DOS, CRT, GRAPH, их предназначение, дополнительные возможности модулей.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
- Составление программ, использующих графические возможности языка Турбо Паскаль.;
- Составление программ, использующих возможности стандартного модуля CRT.
10
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
4
Раздел 2.
Основы С++.
26
Тема 2.1
Лексические основы языка С++. Скалярные типы и выражения.
Содержание учебного материала
2
1
Общие сведения о программах, лексемах и алфавите, идентификаторах и служебных словах. Константы, знаки операций, разделители. Объекты и атрибуты, определения и описания, выражения и преобразования типов.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление простейших линейных программ на языке С++.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 2.2
Операторы языка С++. Адреса, указатели, массивы.
Содержание учебного материала
2
1
Операторы языка СИ++: операторы выбора, цикла, операторы передачи управления и др. Указатели и адреса объектов, связи массивов и указателей. Многомерные массивы, массивы указателей, динамические массивы. Пузырьковая сортировка, сортировка методом Шелла, сортировка методом quick sort. Методы поиска элементов в одномерных и многомерных массивах.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ на применение указателей и массивов.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить тему «Динамические массивы, массивы указателей» и составить по ней конспект
4
Тема 2.3
Функции. Структуры и объединения.
Содержание учебного материала
4
1
1
Определения, описания и вызовы функций. Функции с переменным количеством параметров. Рекурсивные функции. Аргументы функции main.
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ на применении структур и объединений.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить тему «Рекурсивные функции» и составить по ней конспект.
4
Тема 2.4
Объектно-ориентированное программирование. Стадии и команды процессорной обработки.
Содержание учебного материала
2
1
Классы как расширение понятия структуры, конструкторы и деструкторы, наследование классов. Структуры СИ++ как открытые классы. Команды процессорной обработки.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Составление программ на применение классов и наследования классов.
4
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить темы «Ввод - вывод на языке С++. Различия в работе с консолью. Текстовыми и двоичными файлами» и составить по ней конспект
6
1
Общие сведения о библиотеке потокового ввода - вывода. Стандартные потоки для базовых типов. Работа с файлами. Различия в работе с консолью, текстовыми и двоичными файлами.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
-
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
140
Самостоятельная работа студентов
70
Всего:
210
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спецдисциплин специальности 230401 «Информационные системы».
Технические средства обучения: ПЭВМ, мультимедийные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Епанешников A.M. и др. Программирование в среде TURBO PASCAL 7.0.-M.: Диалог-МИФИ, 1998.
2. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: пер. с англ.- М.: Мир, 1989-360с., ил.
3. Фаронов В.В. Программирование на персональных ЭВМ в среде. Турбо Паскаль.-М.: Изд-во МГТУ, 1990. - 443с.
Интернет-ресурсы:
-
citforum.ru
-
delphi.org.ru
-
durus.ru
-
rushelp.com
-
delphimaster.ru
-
codenet.ru/cat/Languages/Delphi
-
rudelphi.info/
-
delphikingdom.com
-
compdoc.ru
-
emanual.ru
-
delphisources.ru/
-
delphi.int.ru
-
ishodniki.ru
-
delcb.com
Дополнительные источники:
1. Нейбауэр А. Моя первая программа на С/С++/Перев. с англ. - СПб: Питер, 1995.-368с, ил.
2. Немнюгин С.A. Turbo Ра8са1:Учебник.-СПб.: Питер,2000
3. Алексеев В.Е. и др. Вычислительная техника и программирования. Практикум по программированию: Практ. пособие: М.: Высшая шк., 1991.-400с.
4. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ, в 3-х томах. - М.: Мир,1978.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;
знать:
-
общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
-
понятие системы программирования;
-
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
-
подпрограммы, составление библиотек программ;
-
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов.
Выполнение тестовых контрольных работ, срезовых заданий, выполнение заданий по образцу, вариативных заданий
Преподаватель_______________________________________________________(Горюнова Е.А.)
7