• Преподавателю
  • Информатика
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Э.А. Тарамова


Чеченский государственный педагогический институт,

г. Грозный, Россия


Summary. В данной статье рассматриваются предпосылки развития информационного общества в образовании, информатизация которого должна опережать информатизацию других сфер общественной деятельности. В современных условиях интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует их широкому проникновению во все сферы жизнедеятельности человека и, в первую очередь, в образование.

Key words: учитель-предметник, информационно-коммуникационные технологии, мониторинг, информатизация.

Развитие современного общества происходит под непосредственным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы жизнедеятельности, образуя глобальное информационное пространство. Важной частью этих изменений является компьютеризация образования. В России идет становление новой системы образования, направленное на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Информатизация как процесс перехода к информационному обществу коснулась всех сфер человеческой деятельности. Свободный доступ к информации становится важнейшей чертой демократического общества. Уровень развития государства теперь непосредственно связан с проникновением информационных технологий во все сферы жизни. Информатизация образования является ключевым условием успешного развития процесса информатизации общества, но данный процесс предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов.

Важнейшим условием такого обновления является использование информационно-коммуникационных технологий работников образовательных учреждений в своей профессиональной деятельности. Вопрос подготовки учителей-предметников в области комплексного использования информационно-коммуникационных технологий в школе рассматривался Т.Г. Везировым, Н.Л Дашниц, А.Н. Дробахиной, М.И Жалдак, С.А. Ждановым и др [1,2,3,4,5].

Практически все эти исследования посвящены изучению процесса подготовки педагогических кадров в системе высшего профессионального образования. Одна из основных проблем информатизации образования заключается в том, что педагогам и школьной администрации, необходимо постоянное обучение информационно-коммуникационным технологиям - это обусловлено тем, что программное обеспечение находится в постоянном обновлении, которое происходит быстрыми темпами в данных условиях, наибольшей мобильностью обладают учителя информатики. В отличие от института повышения квалификации, осуществляющего работу по достижению стратегической цели, направленной на реализацию программы по организации единой образовательной среды, учитель- предметник может оперативно решать вопросы, возникающие в ходе информатизации конкретного образовательного учреждения.

Одним из наиболее значимых направлений исследований в области информатизации образования И.В. Роберт выделяет развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школьного образования, которое предполагает совершенствование структуры и содержания подготовки учителей и студентов педвузов в области организационно-методических проблем информатизации образования [6].

Потребность общества в специальной подготовке будущего учителя- предметника как специалиста по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях обусловила необходимость разработки форм, методов и содержания опытного обучения в целях формирования готовности.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в другие отрасли жизнедеятельности общества связано с автоматизацией производственных процессов, разработкой систем автоматического управления, систем автоматического принятия решений, программных продуктов, адаптированных под нужды конкретного предприятия и др. В тоже время, процесс внедрения не заканчивается разработкой специализированных программных средств, необходимо обучение сотрудников по работе с новым продуктом и внесение изменений по желанию пользователя. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий - это поэтапный процесс.

Адаптация данного подхода применительно к образовательным учреждениям позволила выявить компоненты процесса внедрения: 1) проведение мониторинга состояния информатизации образовательного учреждения, 2) анализ потребностей работников образовательного учреждения в использовании информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, 3) подбор программного обеспечения в соответствии с выявленными потребностями и уровнем оснащенности вычислительной техникой учебного заведения, 4) ввод в эксплуатацию выбранного программного обеспечения (установка и настройка), 5) обучение работников образовательных учреждений, 6) оценка использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Таким образом, в целях подготовки будущего учителя к внедрению информационно-коммуникационных технологий ему необходимо знать условия организации обучения школьных работников, так как это одна из составляющих данного процесса.

Библиографический список


  1. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: дис.канд. пед. наук: 13.00.08/ Т.Г. Везиров; - Ставрополь, 2001. -310 с.

  2. Дашниц Н.Л. Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе: дис, канд. пед. наук: 13.00.02/ Н.Л. Дашниц; - Москва, 2003. - 278 с.

  3. Дробахина А.Н. Формирование системности знаний студентов в процессе гипертекстового структурирования учебного материала: дис. к.пед. наук: 13.00.08/А.Н. Дробахина; Кузбасская гос. пед. академия - Новокузнецк, 2004. - 244 с.

  4. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе: авт.-т дис. доктора пед. наук: -М., 1989.-48 с.

  5. Жданов С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1992. - 36 с.

  6. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования.

/И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2002. - №12. - С. 2-6.


© 2010-2022