- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по Информатике и ИКТ для студентов 1 курса
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для студентов 1 курса
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Солманова В.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1 Паспорт программы учебной дисциплины
3
2 Структура и содержание учебной дисциплины
5
3 Условия реализации программы учебной дисциплины
14
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
16
1 Паспорт программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и приказа Министерства образования РФ № 1089 (в ред. от 31.01.2012 г.).
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
дисциплина относится к общеобразовательному циклу ППССЗ.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 час, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 47 часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
141
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
94
в том числе:
практические занятия
70
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
47
в том числе:
Работа в справочных информационных системах сети «Интернет».
4
Решение заданий по определению количества информации в информационных объектах различного вида
2
Разработка алгоритмов решения математической задачи, решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
4
Определение вида моделей по заданной классификации, особенности информационных моделей, знакомство с основными свойствами моделей
2
Информационные модели: системы и структуры данных
4
Создание и работа с базой данных в СУБД «ACCESS»
6
Выполнение кроссвордов на тему «Компоненты ПК, Прикладное ПО».
4
Макарова Н. В. 10 класс 2.2 Практикум. Форматирование объектов текста. Создание гипертекстового документа.
4
Разработка информационной системы для тестового опроса
4
Создание проекта.
8
Разработка сайта на основе шаблона.
4
Работа с электронной почтой. Отправка и получение прикреплённых файлов.
1
Аттестация в форме дифференцированного зачета
*В соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 2643 дополнительно
обучающимся необходимо:
-
приобрести практический опыт деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет;
-
понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Информатика и ИКТ (94 часа)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
1
2
3
Раздел 1
Основы социальной информатики
Тема 1.1
Основные этапы становления информационного общества.
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
6
-
1.1.1 Информационная цивилизация.
-
Информационные ресурсы общества.
-
Информационная культура.
-
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
-
Информационная безопасность.
-
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
2
Практические занятия
1
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы.
Образовательные информационные ресурсы профессиональной направленности.
2
2
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа в справочных информационных системах сети «Интернет», знакомство с документами, регламентирующими информационно-правовые нормы.
Составление обзора просмотренных материалов, краткого конспекта их содержания.
Создание каталога ЦОР по теме «Этические и правовые нормы информационной деятельности человека»
4
Раздел 2
Информация и информационные процессы
Тема 2.1
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации Универсальность дискретного (цифрового) представления информации в компьютере. Двоичное представление информации
Содержание учебного материала
4
2.1.1 Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Измерение информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Компьютерные технологии представления информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации в компьютере. Двоичное представление информации в компьютере.
2
Практические занятия
3
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение заданий по определению количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2
Тема 2. 2
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Содержание учебного материала
8
2.2.1 Поиск и систематизация информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.
Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Принципы обработки и систематизации информации компьютером.
Изменение формы представления информации.
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации Возможности, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации.
Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
2
Практические занятия
4
Измерение и кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. Решение задач на определение количества информации, содержащийся в сообщении, при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2
5
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. (Защита информации (использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации))
2
6
Поисковые системы. Формирование запросов на поиск данных. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка алгоритмов решения математической задачи, решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
4
Раздел 3
Информационные модели и системы
Тема 3.1
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей.
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования
Содержание учебного материала
8
3.1.1 Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
2
Практические занятия
7
Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей Формализация текстовой информации.
Представление данных в табличной форме.
Представление информации в форме графа.
Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
2
8
Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей.
2
9
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей
2
Самостоятельная работа обучающихся
Определение вида моделей по заданной классификации, особенности информационных моделей, знакомство с основными свойствами моделей.
2
Тема 3. 2
Управление системой как информационный процесс Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
Содержание учебного материала
4
3.2.1 Модель процесса управления. Управление системой как информационный процесс Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением
2
Практические занятия
10
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Информационные модели: системы и структуры данных
4
Тема 3.3
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач
Содержание учебного материала
6
3.3.1. Понятие и типы информационных систем.
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
Системы управления базами данных (СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Реляционные БД.
Связывание таблиц в многотабличных БД.
2
Практические занятия
11
Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной БД. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде СУБД. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
2
12
Формирование запросов, создание форм и отчетов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание и работа с базой данных в СУБД «ACCES»
6
Раздел 4
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Тема 4.1
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации
Содержание учебного материала
12
4.1.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Архитектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности загрузка. Объединение компьютеров в локальную сеть.
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
2
Практические занятия
13
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
2
14
Прикладное программное обеспечение. Состав и назначение пакета прикладных программ «Microsoft Office», эволюция интерфейса, создание текстовых документов с помощью программы «Microsoft Word»
2
15
Способы обработки и хранения информации на компьютере, файловая система, операции над файлами.
2
16
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети.
2
17
Подключение компьютера к сети. Структура локальной сети. Виды связи. Предоставление доступа к ресурсам компьютера.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение кроссвордов на тему «Компоненты ПК. Прикладное ПО»
4
Раздел 5
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 5.1
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации
Содержание учебного материала
10
5.1.1 Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
2
Практические занятия
18
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида
2
19
Создание растровых и векторных изображений
2
20
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
2
21
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)
2
Самостоятельная работа обучающихся
Макарова Н. В. 10 класс 2.2 Практикум. Форматирование объектов текста. Создание гипертекстового документа.
4
Тема 5.2
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Назначение и принципы работы электронных таблиц
Содержание учебного материала
8
5.2.1. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Средства и технологии работы с таблицами.
Назначение и принципы работы электронных таблиц.
Основные способы представления математических зависимостей между данными.
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
2
Практические занятия
22
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Создание простейших электронных таблиц.
2
23
Использование формул и функций.
2
24
Построение и редактирование диаграмм.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационной системы для тестового опроса (Макарова Н.В. 5.2. Практикум. Технология накопления данных и их обработки в Excel.)
4
Тема 5.3
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Содержание учебного материала
12
5.3.1.Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Графические информационные объекты.
Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
2
Практические занятия
25
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, знакомство с интерфейсом САПР «КОМПАС»
2
26
Разработка презентации в MS POWER POINT, задание эффектов и демонстрация проекта.
2
27
Создание тестирующих программ в среде Power Point с использованием макросов.
2
28
Создание тестирующих программ в среде Power Point с использованием триггеров.
2
29
Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Создание проекта.
8
Раздел 6
Средства и технологии обмена информацией с помощью
компьютерных сетей (сетевые технологии)
Тема 6. 1
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей
Содержание учебного материала
6
6.1.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии ЛС. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.
2
Практические занятия
30
Настройка браузера. Навигация по всемирной сети.
2
31
Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка сайта на основе шаблона.
4
Тема 6.2
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска
Содержание учебного материала
10
6.2.1 Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
2
Практические занятия
32
Средства создания и сопровождения сайта. Разработка Web- сайта на заданную тему. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на страницах.
2
33
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, работа с электронной почтой..
2
34
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Зачет.
4
Самостоятельная работа обучающихся.
Работа с электронной почтой. Отправка и получение прикреплённых файлов.
1
Максимальная учебная нагрузка (всего)
обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
самостоятельная работа обучающегося (всего)
141
94
47
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика».
Оборудование учебного кабинета:
-
модели, макеты, наглядные пособия.
Технические средства обучения:
-
кабинет IBM совместимых ПЭВМ с процессорами Celeron, объединенных в локальную сеть, с набором дополнительного оборудования (принтер, сканер);
-
операционные системы Windows 2003/XP. Системное программное обеспечение;
-
системы распознавания информации;
-
текстовый процессор Microsoft Word;
-
табличный процессор Microsoft Excel;
-
СУБД Microsoft Access;
-
программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;
-
программа органайзер MS Outlook;
-
программа автоматизации «1С: Предприятие»;
-
модем, выход в Internet;
-
проектор и экран.
Наглядные пособия:
-
стенд «Информатика»;
-
плакаты;
-
образцы вычислительной техники прошлых лет.
Обучающие средства:
-
инструкции для практических работ;
-
учебные элементы;
-
уроки - презентации;
-
методический материал для уроков;
-
методические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Контрольные материалы:
-
тесты по темам;
-
индивидуальные контрольные задания;
-
комплект КОС.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл., - М.: 2007.
-
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл., - М., 2007.
-
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика, - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования, - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
-
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - М.: «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2008.
-
Колмыкова Е.А. Кумскова И.А. Информатика, - М: ОИЦ «Академия», 2010
Дополнительные источники:
-
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М.: 2004.
-
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М.: 2003.
-
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии.
Том 1-2. - М.:2004.
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умение оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
устный контроль, взаимоконтроль
умение распознавать информационные процессы в различных системах;
письменный контроль
умение использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценка выполнения практических работ
умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
оценка выполнения практических работ
умение создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
защита творческих работ и проектов
умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
оценка выполнения практических работ
умение осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
оценка выполнения практических работ
умение представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
оценка выполнения практических работ
умение соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
тестирование
знание различных подходов к определению понятия «информация»;
Фронтальный опрос
знание методов измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знание единиц измерения информации
письменный контроль
знание назначения наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
Оценка выполнения практических работ
знание назначений и видов информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
Оценка выполнения практических работ
знание алгоритма как способа автоматизации деятельности;
Оценка выполнения практических работ
знание операционных систем, их функций и назначения;
Тестирование