- Преподавателю
- Информатика
- Пояснительная записка к рабочей программе по информатике 9 класс (Н. В. Макарова)
Пояснительная записка к рабочей программе по информатике 9 класс (Н. В. Макарова)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернова А.П. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большевяземская гимназия
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор гимназии
_________ А.В.Петрова
«____»_________2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________/Е.В.Тренина/
«____»__________2015 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
__________/Е.Р.Гамова/
Протокол
№ ___от___________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Класс: 9А, 9Б, 9В
Количество часов: 66 часов
Учитель: Чернова Анна Петровна
Программа составлена на основе:
примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Макаровой Н.В.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе «Программы по информатике и ИКТ» (Системно-информационная концепция) автора Н. В. Макаровой ( Питер 2010 г.). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям, и представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 7-9 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и лабораторно-практическую работу на компьютере.
Программа курса информатики рассчитана на 66 учебных часа из расчёта: 2 часа в неделю.
Тематика каждого класса разделена на три крупных блока, в которых просматривается теоретическая часть, построенная на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, так и практическая часть направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
В процессе обучения можно выделить основную цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от темы к теме. Программа курса предусматривает проведение тестовых, итоговых, контрольных и практических работ на компьютере, используя видео и презентации как наглядность.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика изучаемого предмета.
Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее:
-
закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
-
информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
-
понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
-
методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
-
математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
-
основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:
1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах.
-
Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию.
-
Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере.
-
Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР.
Результаты освоения информатики.
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты:
1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование информационной картины мира происходит через:
-
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
-
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
-
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
-
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
-
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
-
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
-
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3.Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4.Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5.Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6.Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
-
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
-
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
-
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Содержание тем учебного курса.
9 класс
-
Информационная картина мира. (24 час)
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Структура информационных моделей. Понятие компьютерной модели задачи.
-
Программное обеспечение информационных технологий. (28 час)
Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины. Типы величин. Основные формы организации действий в алгоритмах. Массив. Имя; тип данных; размерность.
Прикладная среда табличного процессора.
Система управления базой данных. Сортировка и хранение информации. Базы данных. Управление базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.
-
Техническое обеспечение информационных технологий (9 час)
Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети.
Электронная почта. Сеть ИНТЕРНЕТ. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Основы технологии
Логические основы построения компьютера.
-
Повторение (5 час)
Учебно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки
Лаборатор-но-практи-ческие
работы
Контроль-ные
работы
1.
Информационная картина мира
24
2
20
2
20
2.
Программное обеспечение информационных технологий
28
6
19
3
19
3.
Техническое обеспечение информационных технологий
9
8
1
1
4.
Повторение
5
5
ИТОГО
66
21
40
5
40
Требования к знаниям и умениям учащихся.
9 класс
Учащиеся должны знать:
-
основные типы данных (переменная; массив);
-
структуру основных алгоритмических конструкций;
-
основные принципы формализации;
-
формы представления моделей;
-
назначения и возможности баз данных;
-
виды услуг; представляемых компьютерными сетями.
-
объекты в приложении PowerPoint.
-
работу сортировщика слайдов,
Должны уметь:
-
описывать основные типы данных;
записывать на языке программирования алгоритм решения задач;
-
иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;
-
создавать простейшие базы данных;
-
осуществлять сортировку и поиск записей;
-
запускать и настраивать приложения PowerPoint,
-
производить настройку анимации текста и рисунков,
-
работать с сортировщиком слайдов в PowerPoint,
-
осуществлять поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ.
Список литературы
для учителя:
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1(Теория)./ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум) / Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
-
Поурочные разработки по информатике.9 класс./ Н.А. Сухих.- М.:ВАКО, 2013
-
Поурочные разработки по информатике.8 класс/А.Х. Шелепаева.- М.:ВАКО, 2013.
-
Программирование 7-11классы / авт.-сост. М.Н. Капранова. - Волгоград: Учитель, 2013.
-
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
-
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Информатика: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
для учащихся:
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1(Теория)./Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
-
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Программное обеспечение курса
-
Операционная система Linux.
-
Комплект OpenOffice.org
-
Интернет браузер Mozilla Firefox
-
Текстовый процессор OpenOffice.org Writer
-
Электронные таблицы OpenOffice.org Calc.
-
Векторный графический редактор OpenOffice.org Draw
-
Средство разработки презентаций OpenOffice.org Impress
-
Редактор формул OpenOffice.org Math
-
Система алгоритмического программирования OpenOffice.org Basic.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УКЗУ - урок контроля знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
УП - урок-практикум
Виды контроля и технологий обучения:
ФО - фронтальный опрос.
КП - компьютерный практикум
ПР - практическая работа.
Т - тестовая работа.