- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа учебного предмета информатика и ИКТ 10 класс
Рабочая программа учебного предмета информатика и ИКТ 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Штанько И.В. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа учебного предмета
информатика и ИКТ
10 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Основной учебник: Информатика. Учебник для 10 классов.
Под редакцией К.Ю. Полякова, Е.А. Ерёмина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по составлена на основе авторской программы учебного курса по предмету «Информатика» К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина и основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС), который включает в себя учебники:
-
«Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
-
«Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10-11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
-
данная авторская программа по информатике;
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
-
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
-
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя: files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 70 часов (базовый уровень) по 1 часу в неделю 10 и 11 классах.
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию на 2015-2016 учебный год (позиции 1.3.4.4.2.1 и 1.3.4.4.2.2).
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы - обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики на базовом уровне. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
-
Основы информатики
-
Алгоритмы и программирование
-
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме не менее 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
Содержание учебной программы
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10-11 классов может быть выделено три крупных раздела:
-
Основы информатики
-
Техника безопасности. Организация рабочего места
-
Информация и информационные процессы
-
Кодирование информации
-
Логические основы компьютеров
-
Компьютерная арифметика
-
Устройство компьютера
-
Программное обеспечение
-
Компьютерные сети
-
Информационная безопасность
-
Алгоритмы и программирование
-
Алгоритмизация и программирование
-
Решение вычислительных задач
-
Информационно-коммуникационные технологии
-
Моделирование
-
Базы данных
-
Создание веб-сайтов
-
Графика и анимация
-
3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня
-
изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
-
раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
-
сокращен объем изучения остальных разделов.
При наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
-
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
-
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
-
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
График практической части рабочей программы
№
Вид контроля
Количество часов
Дата проведения
Контрольные тесты
1
Техника безопасности.
1
2
Задачи на измерение количества информации.
1
3
Двоичное кодирование.
1
4
Алфавитный подход к оценке количества информации.
1
5
Двоичная система счисления.
1
6
Восьмеричная система счисления.
Шестнадцатеричная система счисления.
1
7
Кодирование символов.
1
8
Кодирование графических изображений.
Кодирование звука и видео.
1
9
Запросы для поисковых систем.
1
10
Упрощение логических выражений.
1
11
Принципы устройства компьютеров.
1
12
Процессор.
Память.
Устройства ввода.
Устройства вывода.
1
13
Правовая охрана программ и данных.
1
14
Системное программное обеспечение.
1
15
Компьютерные сети.
1
16
Адреса в Интернете.
1
17
Представление докладов.
1
18
Оператор вывода.
Операторы div и mod.
1
19
Ветвления.
Сложные условия.
1
20
Циклы с условием.
1
21
Циклы с переменной.
1
22
Массивы.
1
23
Символьные строки.
1
24
Вредоносные программы и защита от них.
1
25
Итоговое тестирование
1
Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
Основы информатики
19
1
Техника безопасности. Организация рабочего места
1
2
Информация и информационные процессы
2
3
Кодирование информации
6
4
Логические основы компьютеров
2
5
Компьютерная арифметика
0
6
Устройство компьютера
2
7
Программное обеспечение
2
8
Компьютерные сети
3
Алгоритмы и программирование
13
9
Алгоритмизация и программирование
10
10
Решение вычислительных задач
3
11
Информационная безопасность
1
Итоговое тестирование
1
Повторение
2
35
Информационно-методическое обеспечение
-
Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. Учебник для 10 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Информатика. УМК для старшей школы: 10 - 11 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Углублённый уровень. Авторы: Бородин М. Н. , 2013.
-
Сайт автора учебника Полякова Е.А. kpolyakov.spb.ru/
-
Авторская мастерская Полякова К.Ю. metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/
-
Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень. М., Бином. Лаборатория знаний, 2014
-
Сборник задач по информатике. Углубленный уровень. Василий Гай. М: Бином. Лаборатория знаний. 2012 г.
-
Портал федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): fcior.edu.ru
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ урока в теме
Дата
Тема урока
Количество часов
Вид контроля
Домашнее задание
Примечание
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Техника безопасности. Организация рабочего места.
1
Тема «Информация и информационные процессы» -2ч.
2
1
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 1,§ 2,§ 3, конспект урока
3
2
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 4, конспект урока
Тема «Кодирование информации» - 6ч.
4
1
Кодирование и декодирование.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 5,§ 6, конспект урока
5
2
Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 7, § 8, конспект урока
6
3
Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 9, § 10, § 11, конспект урока
7
4
Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 12, § 13, конспект урока
8
5
Кодирование символов.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 15, конспект урока
9
6
Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 16, § 17
Тема «Логические основы компьютеров» - 2ч.
10
1
Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 18, § 19, § 20, конспект урока
11
2
Упрощение логических выражений.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 21, конспект урока
Тема «Компьютерная арифметика. Устройство компьютера» - 2ч.
12
1
Принципы устройства компьютеров.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 32, § 33, конспект урока
13
2
Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 34, § 35,§ 36, конспект урока
Тема «Программное обеспечение» - 2ч.
14
1
Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 38, § 39, § 43, конспект урока
15
2
Системное программное обеспечение. Системы программирования.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 40, § 41, конспект урока
Тема «Компьютерные сети» - 3ч.
16
1
Компьютерные сети. Основные понятия
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 44, § 45, § 46, конспект урока
17
2
Сеть Интернет.
Адреса в Интернете.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 47, § 48, конспект урока
18
3
Службы Интернета.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 49, § 50, § 51, § 52, § 53, конспект урока
Тема «Алгоритмы и программирование» - 13ч.
19
1
Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 54, § 55, § 56, конспект урока
20
2
Условный оператор. Сложные условия.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 57, конспект урока
21
3
Цикл с условием.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 58, конспект урока
22
4
Цикл с переменной.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 58, конспект урока
23
5
Процедуры и функции.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 59, § 60, конспект урока
24
6
Массивы. Перебор элементов массива.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 62, конспект урока
25
7
Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 63, конспект урока
26
8
Сортировка массивов.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 64, конспект урока
27
9
Символьные строки.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 66, конспект урока
28
10
Функции для работы с символьными строками.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 66, конспект урока
29
11
Решение уравнений в табличных процессорах.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 70, конспект урока
30
12
Статистические расчеты.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 73, конспект урока
31
13
Условные вычисления.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 73, конспект урока
Тема «Информационная безопасность» - 1ч.
32
Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ.
1
Индивидуальный, фронтальный опрос
§ 75, § 76, конспект урока
33
Повторение
1
34
Повторение
1
35
Итоговое тестирование
1
тест
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:
-
данная программа по информатике;
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения и уровня подготовленности учеников
-
вносить изменения в порядок изучения материала;
-
перераспределять учебное время;
-
вносить изменения в содержание изучаемой темы;
-
дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т.д.
Эти изменения должны быть обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем. В то же время предлагаемая авторская программа может использоваться без изменений, и в этом случае она является также рабочей программой учителя.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13-15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
-
процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
-
оперативная память - не менее 256 Мб;
-
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
-
жёсткий диск - не менее 80 Гб;
-
клавиатура;
-
мышь;
-
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
-
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
-
принтер на рабочем месте учителя;
-
проектор на рабочем месте учителя;
-
сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
-
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
-
табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
-
средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);
-
графический редактор Gimp (gimp.org);
-
редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);
-
среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);
-
среда программирования FreePascal (freepascal.org/);
-
среда программирования Lazarus (lazarus.freepascal.org/)
и другие программные средства.