Рабочая программа учебного предмета информатика и ИКТ 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа учебного предмета

информатика и ИКТ

10 класс

на 2015 - 2016 учебный год

Основной учебник: Информатика. Учебник для 10 классов.

Под редакцией К.Ю. Полякова, Е.А. Ерёмина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год




Пояснительная записка

Рабочая программа по составлена на основе авторской программы учебного курса по предмету «Информатика» К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина и основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС), который включает в себя учебники:

  • «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»

  • «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»

завершенной предметной линии для 10-11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • данная авторская программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя: files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 70 часов (базовый уровень) по 1 часу в неделю 10 и 11 классах.

Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию на 2015-2016 учебный год (позиции 1.3.4.4.2.1 и 1.3.4.4.2.2).

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы - обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Общая характеристика изучаемого предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики на базовом уровне. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме не менее 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.

Содержание учебной программы

В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10-11 классов может быть выделено три крупных раздела:

  1. Основы информатики

  • Техника безопасности. Организация рабочего места

  • Информация и информационные процессы

  • Кодирование информации

  • Логические основы компьютеров

  • Компьютерная арифметика

  • Устройство компьютера

  • Программное обеспечение

  • Компьютерные сети

  • Информационная безопасность

  1. Алгоритмы и программирование

  • Алгоритмизация и программирование

  • Решение вычислительных задач

  1. Информационно-коммуникационные технологии

  • Моделирование

  • Базы данных

  • Создание веб-сайтов

  • Графика и анимация

  • 3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.

В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.

В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня

  • изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;

  • раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;

  • сокращен объем изучения остальных разделов.

При наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.


График практической части рабочей программы



Вид контроля

Количество часов

Дата проведения

Контрольные тесты

1

Техника безопасности.

1


2

Задачи на измерение количества информации.

1


3

Двоичное кодирование.

1


4

Алфавитный подход к оценке количества информации.

1


5

Двоичная система счисления.

1


6

Восьмеричная система счисления.

Шестнадцатеричная система счисления.

1


7

Кодирование символов.

1


8

Кодирование графических изображений.

Кодирование звука и видео.

1


9

Запросы для поисковых систем.

1


10

Упрощение логических выражений.

1


11

Принципы устройства компьютеров.

1


12

Процессор.

Память.

Устройства ввода.

Устройства вывода.

1


13

Правовая охрана программ и данных.

1


14

Системное программное обеспечение.

1


15

Компьютерные сети.

1


16

Адреса в Интернете.

1


17

Представление докладов.

1


18

Оператор вывода.

Операторы div и mod.


1


19

Ветвления.

Сложные условия.

1


20

Циклы с условием.

1


21

Циклы с переменной.

1


22

Массивы.

1


23

Символьные строки.

1


24

Вредоносные программы и защита от них.

1


25

Итоговое тестирование

1



Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов


Основы информатики

19

1

Техника безопасности. Организация рабочего места

1

2

Информация и информационные процессы

2

3

Кодирование информации

6

4

Логические основы компьютеров

2

5

Компьютерная арифметика

0

6

Устройство компьютера

2

7

Программное обеспечение

2

8

Компьютерные сети

3


Алгоритмы и программирование

13

9

Алгоритмизация и программирование

10

10

Решение вычислительных задач

3

11

Информационная безопасность

1


Итоговое тестирование

1


Повторение

2


35




Информационно-методическое обеспечение


  1. Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. Учебник для 10 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Информатика. УМК для старшей школы: 10 - 11 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Углублённый уровень. Авторы: Бородин М. Н. , 2013.

  3. Сайт автора учебника Полякова Е.А. kpolyakov.spb.ru/

  4. Авторская мастерская Полякова К.Ю. metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/

  5. Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень. М., Бином. Лаборатория знаний, 2014

  6. Сборник задач по информатике. Углубленный уровень. Василий Гай. М: Бином. Лаборатория знаний. 2012 г.

  7. Портал федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): fcior.edu.ru

Календарно-тематическое планирование



п/п

урока в теме

Дата

Тема урока

Количество часов

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1




Техника безопасности. Организация рабочего места.

1








Тема «Информация и информационные процессы» -2ч.





2

1



Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 1,§ 2,§ 3, конспект урока


3

2



Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 4, конспект урока






Тема «Кодирование информации» - 6ч.





4

1



Кодирование и декодирование.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 5,§ 6, конспект урока


5

2



Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 7, § 8, конспект урока


6

3



Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 9, § 10, § 11, конспект урока


7

4



Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 12, § 13, конспект урока


8

5



Кодирование символов.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 15, конспект урока


9

6



Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 16, § 17






Тема «Логические основы компьютеров» - 2ч.





10

1



Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 18, § 19, § 20, конспект урока


11

2



Упрощение логических выражений.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 21, конспект урока






Тема «Компьютерная арифметика. Устройство компьютера» - 2ч.





12

1



Принципы устройства компьютеров.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 32, § 33, конспект урока


13

2



Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 34, § 35,§ 36, конспект урока






Тема «Программное обеспечение» - 2ч.





14

1



Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 38, § 39, § 43, конспект урока


15

2



Системное программное обеспечение. Системы программирования.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 40, § 41, конспект урока






Тема «Компьютерные сети» - 3ч.





16

1



Компьютерные сети. Основные понятия

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 44, § 45, § 46, конспект урока


17

2



Сеть Интернет.

Адреса в Интернете.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 47, § 48, конспект урока


18

3



Службы Интернета.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 49, § 50, § 51, § 52, § 53, конспект урока






Тема «Алгоритмы и программирование» - 13ч.





19

1



Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 54, § 55, § 56, конспект урока


20

2



Условный оператор. Сложные условия.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 57, конспект урока


21

3



Цикл с условием.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 58, конспект урока


22

4



Цикл с переменной.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 58, конспект урока


23

5



Процедуры и функции.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 59, § 60, конспект урока


24

6



Массивы. Перебор элементов массива.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 62, конспект урока


25

7



Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 63, конспект урока


26

8



Сортировка массивов.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 64, конспект урока


27

9



Символьные строки.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 66, конспект урока


28

10



Функции для работы с символьными строками.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 66, конспект урока


29

11



Решение уравнений в табличных процессорах.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 70, конспект урока


30

12



Статистические расчеты.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 73, конспект урока


31

13



Условные вычисления.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 73, конспект урока






Тема «Информационная безопасность» - 1ч.





32




Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос

§ 75, § 76, конспект урока


33




Повторение

1




34




Повторение

1




35




Итоговое тестирование

1

тест




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:

  • данная программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения и уровня подготовленности учеников

  • вносить изменения в порядок изучения материала;

  • перераспределять учебное время;

  • вносить изменения в содержание изучаемой темы;

  • дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т.д.

Эти изменения должны быть обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем. В то же время предлагаемая авторская программа может использоваться без изменений, и в этом случае она является также рабочей программой учителя.

Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.

Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.

Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:

Требования к комплектации компьютерного класса

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13-15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.

Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

  • процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;

  • оперативная память - не менее 256 Мб;

  • жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;

  • жёсткий диск - не менее 80 Гб;

  • клавиатура;

  • мышь;

  • устройство для чтения компакт-дисков (желательно);

  • аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).

Кроме того в кабинете информатики должны быть:

  • принтер на рабочем месте учителя;

  • проектор на рабочем месте учителя;

  • сканер на рабочем месте учителя

Требования к программному обеспечению компьютеров

На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:

  • текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);

  • табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);

  • средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);

  • графический редактор Gimp (gimp.org);

  • редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);

  • среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);

  • среда программирования FreePascal (freepascal.org/);

  • среда программирования Lazarus (lazarus.freepascal.org/)

и другие программные средства.

© 2010-2022