Рабоча программа внеурочной деятельности Занимательная информатика 2 класс

     Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.            Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки ра... Программа внеурочной деятельности во 2 классе “Занимательная информатика” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы: системность; гуманизация; междисциплинарная интеграция; дифференциация; дополнительная мотивация через игру.    
Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криворожская средняя общеобразовательная школа



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом школы Приказ от 25.08.2014 г. №163

Протокол от 25.08.2014 г № 1. Директор школы

Председатель педагогического совета ____________ Л. В. Зоренко

____________ Л. В. Зоренко







Рабочая программа


внеурочной деятельности по курсу

«Занимательная информатика»

во 2 классе

на 2014-2015 учебный год


(ФГОС начального общего образования)







Составитель: Безручко Татьяна Васильевна,

учитель I квалификационной категории

с. Криворожье

2014 г

Пояснительная записка

Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.

Цели изучения информатики в начальной школе:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Программа внеурочной деятельности во 2 классе "Занимательная информатика" представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10-15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 34 часа.

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (2-4 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (5 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-12 мин)

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.


Основные цели и задачи курса 1 года обучения


  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

  • Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач;

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

  • Пропедевтика таких понятий, как множества;

  • Формирование навыков работы с различными исполнителями;

  • Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с

  1. обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование универсальных учебных действий

  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретические знания на практике

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.






Содержание курса


Первый год обучения (34 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Учимся работать на компьютере? (7ч.)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Рабочий стол. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Понятие компьютерного меню.

Знакомство с назначениями и функциями Главного меню.

Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Информация вокруг нас. Введение в логику (6ч.)

Решение задач на развитие внимания.

Понятие множества. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов.

Решение логических задач.

Суждение: истинное или ложное. Сопоставление.

Логика и конструирование.

План и правила.

Компьютерная графика. (16 ч.)

Что такое компьютерная графика.

Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов.

Интерфейс графического редактора и его основные объекты.

Панель Палитра. Панель Инструменты.

Настройка инструментов рисования.

Создание рисунков с помощью инструментов.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка.

Примеры создания графического объекта их типовых фрагментов.

Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиктограммы.

Исполнитель. (3 ч.)

Понятие исполнителя.

Примеры исполнителей из окружающей жизни.

Закрепление. (2 ч)



























В результате обучения учащиеся должны:


  • Знать правила поведения в компьютерном классе;

  • Знать основные сферы применения компьютеров;

  • Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • Знать назначение основных устройств компьютера;

  • Знать правила работы за компьютером;

  • Знать назначение Рабочего стола;

  • Знать назначение компьютерного меню и Главного меню;

  • Знать назначение служебных клавиш на клавиатуре.

  • Уметь проводить анализ при решении логических задач;

  • Иметь понятие о множестве;

  • Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

  • Уметь находить общий признак для группы предметов;

  • Знать понятие существенного признака предмета;

  • Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

  • Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

  • Уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;

  • Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

  • Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;

  • Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

  • Знать назначение основных клавиш Enter, Bakspace, Пробел;

  • Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;

  • Уметь управлять объектами на экране монитора.

  • Знать назначение и возможности графического редактора;

  • Знать назначение объектов интерфейса графического редактора.

  • Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.

  • Уметь настраивать панель Инструменты;

  • Уметь создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

  • Знать понятие фрагмента рисунка;

  • Уметь выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • Уметь создавать графический объект из типовых фрагментов;

  • Уметь использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;



Формирование

универсальных учебных действий


На конец 1 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Занимательная информатика». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;


Метапредметные


Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.



Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






Календарно-тематическое планирование материала


п/п


Наименование разделов и тем

К-во

часов

Сроки изучения

по

плану

факти-чески


Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики.

1

05.09.2014


Компьютер и его основные устройства.

1

12.09


Пиктограммы. Компьютерная помощница - мышь.

1

19.09


Клавиатура - инструмент писателя. Работа на клавиатуре.

1

26.09


Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1

03.10

Меню: возможность выбора.

1

10.10


Обобщение по теме «Учимся работать на компьютере».

1

17.10


8.

Понятие «информация». Способы представления и передачи информации.

1

24.10


9.

Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.

1

31.10


10.

Элементы логики. Сопоставление.

1

14.11


11.

Множества. Общий признак для группы предметов.

1

21.11


12.

Множества. Выделение существенного признака предмета. План и правила.

1

28.11


13.

Обобщение по теме «Информация вокруг нас. Введение в логику».

1

05.12


14.

Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.

1

12.12


15-16

Раскрашивание компьютерных рисунков.

2

19.12

26.12


17-18

Конструирование.

2

16.01.2015

23.01


19.

Страна разноцветных чудес и открытий. Графический редактор Paint.

1

30.01


20.

Инструменты для рисования Карандаш, Кисть, Линия, Ластик.

1

06.02


21.

Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Надпись, Произвольное выделение, Прямоугольное выделение.

1

13.02


22.

Команды: Копировать, Вставить.

1

20.02


23.

Настройка инструментов.

1

27.02


24.

Фрагмент рисунка.

1

06.03


25-26

Построения с помощью клавиши Shift.

2

13.03

20.03


27.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Верба»).

1

03.04


28.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цыплёнок»).

1

10.04


29.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Машина»).

1

17.04


30.

Понятие «Исполнитель».

1

24.04


31-32

Пример исполнителя.

2

08.05

15.05


33-34

Повторение изученного материала по теме «Компьютерная графика».

2

22.05

29.05











Перечень учебно-методического обеспечения


  • Информатика и ИКТ. Н. В. Макарова. Начальный уровень.


  • Информатика в начальной школе (приложение к журналу «Информатика и образование» №8-2005, №8-2006, №8- 2010)


  • Компакт-диск «Мир информатики. 1 год обучения».

Технические средства обучения


Наименование ТСО


Количество

1

Р/м ученика: компьютер в сборе

15

2

Р/м учителя: компьютер в сборе

1

3

Лазерное МФУ Canon

1

4

Доска интерактивная SMARTBoard 680

1

5

Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612

1

6

ИБП

8

7

Модем

1

Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.



1


© 2010-2022