• Преподавателю
  • Информатика
  • Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и учении» в серии последовательных уроков

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и учении» в серии последовательных уроков

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бекентаева Дина Оразовна Портфолио учителя Отчет А

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» Третьего базового уровня

ИПК ПР по Акмолинской области 02.11.2015год

Группа № 4

Город Кокшетау

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и учении» в серии последовательных уроков

Представления о конструктивистском преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. (Руководство учителя стр.102).

Серию 4-х последовательных уроков для реализации основных идей Программы я решила провести в 6-м классе. Затруднения возникали не только в составлении плана уроков, но и в организации, так как информатика проводиться один раз в неделю, а для того чтобы объяснить суть нашей работы у меня не хватало времени и мне пришлось на классном часу знакомить с инструкцией работы.

В этом классе я классный руководитель, а также веду уроки информатики. К сожалению, с учениками своего класса приходится контактировать не так часто, так как у меня большая нагрузка (25 часов), а уроки в моем классе всего лишь один раз в неделю. Поэтому стараюсь встречаться с детьми на переменах по организационным вопросам, а также после уроков, при организации классных часов. Общаясь с детьми, я узнаю о них многое. В ходе своей деятельности в этом классе я убедилась в следующем: коллектив не сплоченный, внутри класса имеются своего рода «группировки». У многих учеников уровень мотивации к обучению ниже среднего. Соответственно и уровень успеваемости низок. Но когда мне поручали этот класс, коллеги отзывались о них очень хорошо. Поэтому я поставила себе цель - продолжать работу по сплочению детей, изменить атмосферу коллектива и отношения к обучению.

В классе два отличника, девять хорошистов. Особого внимания в этом классе требует Полина, которая испытывает трудности подросткового периода: дома и в классе всё это время её считали глупой. В прошлом году во время ее отсутствия, я провела классный час «Учитесь быть вежливым», я поговорила с учениками об их отношении к ней. Это был один из примеров моих бесед с учениками. По итогам наших бесед, ученики хоть перестали считать ее глупой. И я заметила то, что Полина и ее одноклассники начали находить общий язык между собой. Так же я проводила беседу и с ее родными. Но родных, я так и не смогла переубедить. Бабушка, слишком строга к ней. Дома у девочки больше авторитарный режим. Я считаю девочку необыкновенной, так как у нее богатый внутренний мир. Также есть еще дети с низкой самооценкой. Но по сравнению с Полиной они более или менее имели и имеют свое «Я» в коллективе. В связи с этим выбирая модуль для реализации на практике, я остановилась на «Новых подходах в обучении и преподавании». Потому что этот модуль находится в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивисткой теории и связан с другими, такими как: 1.«Критическое мышление»;

2.«Оценивание для обучения и оценивание обучения»;

3.«Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».

Этот модуль мне удалось реализовать на всех четырех уроках. Работу я начала с внедрения на уроках групповой формы обучения, в данном классе я ранее ее не применяла. На этом уроке практически все дети были активными. Полина, которая боится поднять руку даже на обычных уроках, попросилась выйти к доске и защитила работу, которую они выполняли совместно с группой. Задания были заранее спланированы, но возникал вопрос, как организовать работу в группе включив в работу компьютер как можно максимально. Но в этом помогли мне сертифицированные учителя, отучившиеся на I-м и II-м уровне, и администрация школы. До проведения первого урока мы провели обсуждение с ними. И руководитель «Сетевого сообщества» по внедрению идей Программы в нашей школе Ш. С -подсказала, как организовать групповую работу. Она предложила внутри групп создать мини-группы, организовав работу для двух учеников одно задание, а для других двух другое задание. Для меня эта форма работы показалась интересной, и я попыталась внедрить это на уроке. Поэтому хочу сказать моим коллегам большое спасибо, которые активно принимали участие в моей практике.

Тема первых двух уроков было «Информационная картина мира и Свойство информации». Цель развивать знания по теме информация и свойство информации. В пятом классе мы уже начинали знакомиться с этой темой. Задачей является создание в течении всего урока наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности учеников, умение работать друг с другом и в команде. На первом уроке объяснение материала было по видео ресурсу, а затем моим закреплением на интерактивной доске. Тогда же на уроке я убедилась, что этот метод малоэффективен, и я запланировала второй урок начинать с игры «Угадай героя», где несколько учеников показали с помощью жестов и мимики сказочных героев, а задача остальных была отгадать этого героя. Тем самым я настраивала учеников к уроку. На этом уроке дети сами изучали материал. Одной из моих целей было создание неких «подсказок» - подмостков. После чего, ученики сами этого не замечая осваивали новую тему самостоятельно. Например, после освоения новой темы, ученики самостоятельно смогли инсценировать ситуации по видам информации.

Целью конструктивистского преподавания является развитие глубокого понимания предмета ученикам, обеспечив использование и применение вне класса (Руководство учителя стр 102). Перед началом практики я мотивировала детей тем, что знания, которые они получат в течение всех уроков, в дальнейшем откроют большие возможности для них. И что они не только хорошо запомнят эту тему, но и применят их на практике. Думаю, что если учитель свяжет обучение с повседневной какой-либо деятельностью в жизни ученика, он не только запомнит материал, но и синтегрирует их в свою жизнь. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в ХХI веке, является важной и стимулирующей целью, как мне, так и другим учителям, которая не может быть проигнорирована. На обычных уроках информатики я, в основном, делала упор на практику за компьютером, не делая акцент на то, что интересно им. Многие задания уже даны в книгах. И даже если они соприкасались с задачами из повседневной жизни, я на этом не концентрировала свое внимание. Теперь считаю для себя обязательным при планировании уроков находить знаниям применение в жизненных ситуациях.

Но были и некоторые отклонения от плана во время урока. Для создания психологического настроя и коллаборативной среды, я начала урок с вопросов, таких как: Для чего вы пришли сегодня на урок? или все ли готовы к сегодняшнему уроку?. Обсуждая эти вопросы, я считала, что войду с ними в контакт. Тем самым развивая у учеников не только разговорную речь, но и мышление. Но в начале урока многие дети отмалчивались и просто сидели, делая вид что думают. Но атмосфера напряжения не спадала, дети молчали. В этот момент я поняла, что нужно менять тактику и применить другой метод. Тогда я вспомнила советы наших кураторов - учитель всегда должен быть инициативным. В тот момент я решила провести несколько тренингов, вот один из них «Здравствуйте». Встав в круг, учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

• желаю (соприкасаются большими пальцами);

• успеха (указательными);

• большого (средними);

• во всём (безымянными);

• и везде (мизинцами);

• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

После проведения этого тренинга почти исчезло напряжение, которое было в начале урока, ученики стали улыбаться друг другу. Таким образом, я вселила в них чуть каплю добра и сплоченности. На этой нотке решила организовать групповую работу, ученики стали делиться на группы. Деление на группы у меня на уроках ученики изъявили желание проводить самостоятельно. И в течение урока ученики активно работали на уроках. На дом я дала задание попробовать сделать презентацию на тему «Свойство информации». К сожалению, домашнее задание почти никто не сделал. Наверно это было по причине отсутствия этой программы на домашних компьютерах.

На следующем уроке мы изучали новую тему «Защита информации. Антивирусные программы»

Урок я начала с индивидуальной работы, где применила стратегию «Конверт-вопрос». Это задание было на повторение и закрепление прошлой темы.

Я наблюдала за работой в классе, и я убедилась, что нужно делить учеников на группы это создает в правильности рассаживания групп. Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ( Руководство учителя стр. 134)

Для углубления знаний мы просмотрели видео ресурс на эту тему, после просмотра видео ресурса я попросила учащихся составить кластер. Надо было поменяться ролями в группе и защитить спикерам свою работу у доски тем, кто еще не выходил. «Если они могут это делать, я тоже смогу это сделать». Когда люди видят кого-то, добивающегося успеха в чем-то, их самоэффективность повышается… как опыт оно оказывает мощное влияние, когда человек не уверен в себе. (Руководство учителя стр. 122). В течении урока к доске выходили многие, а когда рассказывали, не колебались. Желание выступить у доски было важнее для большинства в классе, чем само выступление или важность информации с которой они будут выступать. После каждого выступления мы поощряли друг друга, хлопая в ладоши. В конце урока ученики на своих стикерах написали, что тему они освоили, но недовольны тем, что этого они раньше не применяли. Теперь, я поняла, на сколько важно, применять новые подходы в обучении.

Однако мне было известно не все о проведенном мной уроке. Некоторые моменты оказывается, я пропустила. Просмотрев видео урока, я сделала некоторые выводы для себя. В групповой работе Б. Полина и Екатерина никак не могли договориться, кто будет выполнять работу за компьютером. В самом начале они начали спорить, друг другу не давали компьютер. Они нервничали, но потом Наталья решила это вопрос так, «Пусть другой ученик сядет за компьютер, а вы обе выполняйте письменную работу, которую нам дал учитель». После этого предложения девочки согласились выполнять письменную работу, а другой ученик сел за компьютер. После просмотра видео, мне стало приятно, что Наталья может так легко решить конфликтную ситуацию, при этом не вызывая меня.

Ученики очень устали и после первой части я провела физминутку с сопровождением видеоролика. Сейчас очень много различных видов видео в интернете. Учащиеся, даже старших классов очень любят делать Физминутки.

Особенно мне понравилась четвертый урок. Ученики, кто раньше пассивно принимал участие, они начали принимать активное участие. Например, Нурлыбек при изучении темы «антивирусные программы», показал свои знания по этой теме: отвечал на все заданные вопросы правильно, а на стикере написал, что предмет информатика оказывается интересная наука. После проведения урока, просмотрев видео, я долго раздумывала над теми, кто не смог проявить себя. Их всего несколько - это Сагит, Руслан и Жасулан, потому что от этих учеников я ожидала большего. Остальные пусть не вполную меру, но в самом процессе обучения, их работы были видны. Но тем не менее я уверена, что они смогут самостоятельно работать с антивирусными программами. В дальнейшей своей работе я буду привлекать, и заинтересовывать всех учеников.

Я проработала несколько видов работы с этими учениками. Не знаю получится ли у меня? Но это требует времени. Думаю, мне помогут в этом стратегии и приемы работы с учениками, с которыми мы знакомились и обсуждали на первом этапе «Лицом к лицу».

Оценивание за урок я предоставила самим ученикам, с помощью листов самооценивания. Для оценивания друг друга мы использовали смайлики. Но на первом уроке мы не успевали по времени, и поэтому мне пришлось внести изменения в свой план, вводя в урок пожелание «От всего сердца». Где от каждой группы требовалось написать пожелание на стикере о самой лучшей работе в команде.

На своем уроке я считаю, что эффективно интегрировала все семь модулей. Очень хорошие плоды мне дало внедрение модуля «Использование ИКТ. Не только использование интерактивной доски, презентаций, компьютера, но и также успехом явилось обучение через интернет и сотового телефона. Могли находить дополнительную информацию по темам уроков. Всё это способствует развитию коммуникативных способностей.

В конце я спросила: как бы они назвали этот урок? Ведь вместо темы было многоточие. Дети отвечали по-разному. Интересный урок, урок-дружба, полезный. А когда я напомнила о создании кластеров, Элеонора вспомнила, что она эту работу делала в первый раз? На этой нотке я попросила вспомнить, как у нас проходили уроки раньше и сейчас? Интересно ли проходили уроки? И в ответ я услышала от учеников только положительные стороны.

Обобщая, хочется сказать, что основная цель достигнута. Все уроки заканчивались на позитивной ноте. И хотя иногда бывало, что мы не успевали по времени. Для меня и для учеников эти уроки прошли удачно. Вместе с учениками обучалась и я сама. Также увидела своих учеников с другой стороны.

Я считаю, что современный процесс немыслим без внедрения новых подходов в обучении, без сочетания традиционных средств со средствами современных технологии. Применение новых подходов в обучении даёт мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально, которые не могли быть изучены без использования интерактивных моделей. Новые подходы в обучении создают комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объём образовательных ресурсов.

Я буду в дальнейшем развивать идеи Программы, постепенно вводить в свою практику. Применяя семь модулей Программы в процесс обучения, ученики пополняют свой багаж знаний, осознавая, что это нужно для них.


Использованная литература:

1. Руководство для учителя - третий (базовый) уровень 4-е издание.


© 2010-2022