Применение SWOT-анализа в стратегическом планировании образовательного учреждения

В настоящее время  система образования России находится на этапе  модернизации. Основная  цель:  системное  и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.Важной составляющей процесса стратегич...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение SWOT- анализа в стратегическом планировании образовательного учреждения

государственное бюджетное

профессиональное учреждение

Краснодарского края

«Вознесенский техникум пищевых производств»

Краснодарского края

Шульгина О.В., методист, преподаватель специальных экономических дисциплин

В настоящее время система образования России находится на этапе модернизации. Основная цель: системное и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

Рыночная экономика вносит определенные коррективы в планирование хозяйствующего субъекта. Жесткая конкуренция коснулась образовательных учреждений, которой способствовали масса проблем: ухудшение демографической ситуации в стране, отсутствие у населения мотивации к обучению, нехватка рабочих мест. Для выживаемости в сложных социально-экономических условиях профессиональным образовательным учреждениям необходимо осуществлять стратегическое планирование. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. [] в настоящее время в литературе отсутствует информация о проведении стратегического планирования учреждения образования. В статье автором приведена собственная точка зрения на данную проблему.

Одним из этапов стратегического планирования является оценка внутренней образовательной среды. В таблице приведены основные факторы внутренней среды образовательного учреждения.

Факторы, характеризующие образовательное учреждение

Преимущества

Недостатки

Менеджмент учреждения

  • Культура и философия

  • Цели и формируемые стратегии

  • Система мотивации сотрудников


Образовательный процесс

  • Качество планирования и управления

  • Качество подготовки выпускников

  • Технические средства обучения

  • Материально-техническое обеспечение

  • Практикоориентированное обучение

  • Трудоустройство выпускников

Научные исследования и разработки

  • Проведение НИР сотрудниками

  • Проведение НИР студентами

  • Внедрение НИР

Маркетинг

  • Наличие маркетинговой службы

  • Качество планирования и управления

  • Результаты деятельности

  • Фаза «жизненного цикла» учреждения

  • Связь с внешней средой

Кадры

  • Возрастная структура

  • Уровень образования и квалификации

  • Мотивация труда персонала

  • Привлечение молодых специалистов

Социально-бытовые условия

  • Общежитие

  • Медицинское обслуживание

  • Организация питания

  • Спорт

  • Отдых

В итоговом SWOT- анализе окружающей среды рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития для некоммерческих структур.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

  1. Политико-правовые факторы правительственная стабильность; законодательство; регулирование занятости населения.

1. Политико-правовые факторы: модернизация образования; отсутствие международных стажировок молодых специалистов;

  1. Социокультурные факторы: стиль жизни, обычаи и привычки населения; положительное отношение к образованному человеку;

2. Социокультурные факторы: демографический спад; отсутствие мотивации к обучению у молодого поколения;

  1. Экономические факторы: необходимость развития экономики; реализация приоритетного национального проекта «Образование»;

3. Экономические факторы: дисбаланс в структуре спроса и предложения рабочей силы; низкая заработная плата работников образования; коррупция.

  1. Технологические факторы: затраты на НИОКР из разных источников; защита интеллектуальной собственности;

4. Технологические факторы: отставание уровня технологии от современных требований; отсутствие информационных источников;

Возможности (О)

Угрозы (Т)

  1. Политико-правовые факторы: гармонизация системы образования к мировому уровню

1. Политико-правовые факторы: большое количество контролирующих организаций;

  1. Социокультурные факторы: человеческий потенциал; выбор профессии;

2. Социокультурные факторы: социальная немобильность населения; дифференциация доходов населения; непрестижность профессии педагога.

  1. Экономические факторы: повышение интенсификации экономического развития страны; повышение конкуренции на рынке образовательных услуг;

3. Экономические факторы: неконкурентоспособность российской продукции; отсутствие государственного финансирования;

  1. Технологические факторы: развитие новых форм и видов обучения; производственные инновации

4. Технологические факторы: вариативность обучения; моральный износ материально-технической базы;

Далее выделяют ключевые факторы успеха, представляющие собой подведение итогов проведенного выше анализа. Факторы показывают те аспекты, вопросы, над которыми принципиально работать, которые нельзя оставить без внимания.

Последним этапом является составление различных планов: организационного развития, бюджетный и др.

Важной составляющей процесса стратегического планирования является проведение маркетинговых исследований, которые дают необходимый материал для проведения анализа внешней среды.



© 2010-2022