- Преподавателю
- Информатика
- Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания
Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильясова Б.О. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Средняя школа №15 имени Кенена Азербаева
Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания
Учитель информатики
Ильясова Ботакоз Орынбасаровна
2013-2014 уч.г.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
В условиях модернизации образования, когда в качестве основной задачи выдвигается обеспечение устойчивости его развития, одним из главных ресурсов такого развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.
Современный учитель должен активно использовать в своей профессиональной деятельности все технические средства, которыми оборудована школа; постоянно совершенствовать свое мастерство.
Как правило, профессионализм преподавателя оценивается через уровень его предметной квалификации и имеющиеся педагогические компетенции. Между тем в условиях многоформатности информационных ресурсов, развития электронных библиотек и информатизации всей системы профессионального образования необходимым компонентом качественного преподавания становится также и наличие информационных компетенций, которые, с одной стороны, органично взаимосвязаны с остальными профессиональными категориями, а с другой - представляют собой самостоятельный блок компетенций преподавателя.
Информационная компетентность педагога рассматривается как часть профессиональной компетентности педагога, является необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции
• методическая компетентность;
• исследовательская компетентность;
• управленческая компетентность;
• информационно-коммуникационная компетентность;
• образовательная компетентность.
Информационно-коммуникационная компетентность-
o способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).
o осуществлять поиск и переработку найденной информации посредством информационных технологий; критический относится к этой информации;на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.
o компетентность в использовании современных средств и методов преподавания
Признаки комптентности:
o владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
o знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
o умение представить информацию в Интернет;
o умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
o владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;
o владение соответствующими предметной области приемами текстового редактирования (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т. п.);
o владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;
o владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках в сети Интернет;
Организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет учителям:
o повысить уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности;
o развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;
o освоить новые технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе;
o более гибко изменять содержания курсов, набор учебных задач;
o сочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы;
o легко распространять свой опыт, свою модель обучения;
o реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся;
o осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
o уменьшить количество рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;
o сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится контролируемой и управляемой.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
o 2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
o 3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
o 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
o 6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
o 1) При изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
o 2) Проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";
o 3) Закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
o 4) Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
o 5) Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
o 6) При возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование
o 7) Тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Вывод:
-
Создание электронного портфолио учителя
-
Начать формирование личных страниц учителя на школьном сайте
-
Определить свой стартовый уровень готовности к использованию ИКТ, эффективные методы и приёмы применения ИКТ средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.
-
Спланировать работу по систематизации своего опыта с целью создания банка данных для уроков с применением ИКТ и формированию банка методических разработок уроков с использованием ИКТ по предметам на электронных носителях
-
Начать подготовку к школьному смотру - конкурсу для учителей по применению и использованию ИКТ на уроках