Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания

Этот материал был разработан для педагогического чтения. В ней рассматривается роль информационно-коммуникационной компетентности учителя в повышении качества знаний в школе.   На примере различий между традиционным обучением и обучением с применением ИКТ на уроках. А также преимущества использования ИКТ при организации учебного процесса и подсказаны основные направленияиспользования ИКТ в учебном процессе.На примере использования электронного обучения можно проявить свою информационно-коммуника...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа №15 имени Кенена Азербаева



Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания

Учитель информатики

Ильясова Ботакоз Орынбасаровна





2013-2014 уч.г.


Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

В условиях модернизации образования, когда в качестве основной задачи выдвигается обеспечение устойчивости его развития, одним из главных ресурсов такого развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.

Современный учитель должен активно использовать в своей профессиональной деятельности все технические средства, которыми оборудована школа; постоянно совершенствовать свое мастерство.

Как правило, профессионализм преподавателя оценивается через уровень его предметной квалификации и имеющиеся педагогические компетенции. Между тем в условиях многоформатности информационных ресурсов, развития электронных библиотек и информатизации всей системы профессионального образования необходимым компонентом качественного преподавания становится также и наличие информационных компетенций, которые, с одной стороны, органично взаимосвязаны с остальными профессиональными категориями, а с другой - представляют собой самостоятельный блок компетенций преподавателя.

Информационная компетентность педагога рассматривается как часть профессиональной компетентности педагога, является необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции

• методическая компетентность;

• исследовательская компетентность;

• управленческая компетентность;

• информационно-коммуникационная компетентность;

• образовательная компетентность.

Информационно-коммуникационная компетентность-

o способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).

o осуществлять поиск и переработку найденной информации посредством информационных технологий; критический относится к этой информации;на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.

o компетентность в использовании современных средств и методов преподавания

Признаки комптентности:

o владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;

o знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

o умение представить информацию в Интернет;

o умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

o владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;

o владение соответствующими предметной области приемами текстового редактирования (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т. п.);

o владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;

o владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках в сети Интернет;

Организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет учителям:

o повысить уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности;

o развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;

o освоить новые технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе;

o более гибко изменять содержания курсов, набор учебных задач;

o сочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы;

o легко распространять свой опыт, свою модель обучения;

o реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся;

o осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;

o уменьшить количество рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;

o сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится контролируемой и управляемой.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

o 2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

o 3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

o 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

o 6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

o 1) При изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

o 2) Проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";

o 3) Закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

o 4) Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

o 5) Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

o 6) При возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование

o 7) Тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Вывод:


  1. Создание электронного портфолио учителя

  2. Начать формирование личных страниц учителя на школьном сайте

  3. Определить свой стартовый уровень готовности к использованию ИКТ, эффективные методы и приёмы применения ИКТ средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.

  4. Спланировать работу по систематизации своего опыта с целью создания банка данных для уроков с применением ИКТ и формированию банка методических разработок уроков с использованием ИКТ по предметам на электронных носителях

  5. Начать подготовку к школьному смотру - конкурсу для учителей по применению и использованию ИКТ на уроках



© 2010-2022