МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Методическая  разработка проведения  открытого урока содержит рекомендации по комплексному использованию методов  и средств действенного обучения. Данная тема одна из важнейших по дисциплине <<Информатика>> и является ключевой  в понимании учебного материала. Данная методическая разработка составлена с  целью углубленного изучения учебного материала, обобщения и систематизации опыта проведения занятий. Материал методической разработки поможет преподавателю в профессиональном  росте, ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ ПО «ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА <<Использование прикладных программ общего назначения :Word, Power Point, Excel >>.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ <<ИНФОРМАТИКА>>.





Выполнил преподаватель: Коннова А.В.

Пенза 2014.

Содержание

1. Аннотация.

2. Введение.

3. План открытого урока.

4. Ход урока.

5. Приложение 1.

6. Приложение 2.

7. Приложение 3.

8. Приложение 4.

9 Приложение 5.

10. Список используемой литературы.

11. Заключение



















Аннотация

Методическая разработка проведения открытого урока содержит рекомендации по комплексному использованию методов и средств действенного обучения. Данная тема одна из важнейших по дисциплине <<Информатика>> и является ключевой в понимании учебного материала.

Данная методическая разработка составлена с целью углубленного изучения учебного материала, обобщения и систематизации опыта проведения занятий. Материал методической разработки поможет преподавателю в профессиональном росте, в совершенствование качества преподавания.






















Введение

Мультимедиа - собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Мультимедиа-компьютер - это компьютер, снабженный аппаратными и программными средствами, реализующими технологию мультимедиа. Области применения - обучение с использованием компьютерных технологий - информационная и рекламная служба - развлечения, игры, системы виртуальной реальности.

Технологию мультимедиа составляют два основных компонента: аппаратный и программный. Аппаратные: процессор, память, приводы, тонер… Программные: средства мультимедиа, мультимедийное приложение, средства создания мультимедийных приложений.

Технологии мультимедиа:

Телевизионный прием - вывод телевизионных сигналов на монитор компьютера на фоне работы других программ.

Видео захват - «захват» и «заморозка» в цифровом виде отдельных кадров. Анимация - воспроизведение последовательности картинок.

Звуковые эффекты - сохранение в цифровом виде звучания музыкальных инструментов.

3D графика - графика, создаваемая с помощью изображений, имеющих ширину, длину и глубину.

Музыка Midi - стандарт, позволяющий подсоединять к компьютеру цифровые музыкальные инструменты.

Виртуальная реальность - это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, позволяющая пользователю погрузиться в модельный мир и непосредственно действовать в нем. Имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма" сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD - курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Гипермедиа - это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.

Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.























План открытого урока

Дисциплина: Информатика

Специальность: 110201<<Агрономия>> (210 группа)

Преподаватель: Коннова А.В.

Дата проведения: 09.10.2014.

Место проведения: Учебный корпус № 1, ауд. 56

Время проведения: 09ч. 50мин - 11ч.25мин.

ТЕМА: Использование прикладных программ общего назначения: Word, PowerPoint.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений , навыков.

Вид занятия: Практическое занятие

Форма проведения урока: Урок- конкурс- бизнес проектов

Цели:

Дидактическая:

усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия;

контроль знаний, умений и навыков студентов по разделу «Прикладные программы общего назначения»;

демонстрация тесной связи информатики с другим предметными областями.

Воспитательная:

-воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения -- -(воспитание культуры речи, свободное владение специальной терминологией); - пополнять и активизировать словарный запас учащихся; воспитание уверенности в собственных силах

формирование профессиональных качеств специалиста: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма и здорового соперничества;

контроль и систематизация знаний учащихся о возможностях использования компьютерных программ, изучаемых в разделе, в некоторых сферах деятельности человека;

стимулирование познавательного интереса к предмету<<Информатика>>, к профессиям , связанными с информационными технологиями;

воспитание информационной культуры;

Развивающая:

развитие приёмов умственной деятельности ( обобщение, анализ, синтез, сравнение ) ;

развитие творческой познавательной деятельности ;

развитие у студентов навыков самостоятельной работы;

развитие интереса к предмету;

развитие общетрудовых политехнических умений (контролировать и планировать свои действия, умений оценивать результаты своих действий)

развитие коммуникативно-технических умений.

Приобретаемые умения и навыки:

Должны знать:

назначения и возможности прикладных программ общего назначения (программа подготовки и демонстрации презентаций, текстовый редактор, табличные процессор);

основные приемы работы в среде текстового редактора;

основные приемы работы в программе подготовки и демонстрации презентаций;

основные приемы работы в среде табличного процессора;

Должны уметь:

создавать и выполнять демонстрацию презентаций по предложенной теме;

создавать документ любой сложности в среде текстового редактора;

создавать таблицы, выполнять расчеты с использованием Мастера функций, графически представлять табличные данные в среде табличного процессора.

Метод обучения: компьютерное тестирование; самостоятельная работа студентов (выполнение практических заданий с помощью ПК); защита проектов.

Форма организации учебной работы: в мини-группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методическое обеспечение: папки с текстовой и графической информацией (на рабочем столе ПК) ; тесты компьютерные, инструкция по технике безопасности, интернет.

Оборудование и материалы к уроку: персональные компьютеры, принтер, мультимедийный проектор, лист оценки защиты проектов .

Внутридисциплинарные связи: темы:<<Программное обеспечение ПК>>, <<Архитектура ПК>>,<<Компьютерные сети>>.

Междисциплинарные связи: русский язык, литература, математика.

Мотивация познавательной деятельности: необходимость использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Ход урока

I .Организационный момент.

Взаимное приветствие. Отметка отсутствующих на уроке. Выявление степени готовности студентов и аудитории к уроку. Объявление целей и задач урока. Сообщение плана урока. (цель нашего занятия отработать навыки создания презентации, в учебных целях. Мы будем это делать на примере создания бизнес- проектов по неполному алгоритму (приложение 2 ) . Вид предпринимательской деятельности выбрать самостоятельно.

II. Проверка теоретических знаний по разделу <<Прикладные программы общего назначения>> .

Тест <<Прикладные программы общего назначения>> .

Цель: выявление уровня усвоения теоретического материала по разделу <<Прикладные программы общего назначения>> .

Метод обучения: компьютерное тестирование, тестирование. Приложение 1

Форма организации учебной работы: индивидуальная.

III. Выполнение практического задания на компьютере.

Цель: выявление уровня усвоения теоретических знаний, а также уровня сформированности умений и навыков по теме:<< Основные сведения о Power Point 2007. Оформление презентаций >>.

Метод обучения: самостоятельная практическая работа.

Форма организационной работы: мини-группа.

Проблемная ситуация: создать презентацию бизнес-проекта по алгоритму (Приложение2), вид предпринимательской деятельности выбрать самостоятельно . Приложение 3.

Этапы создания презентаций:

Создание проекта( структуры) презентации, подбор информации, определение последовательности и перехода между слайдами.

Создание и заполнение слайдов различными объектами: текст, таблица, схема, диаграмма, картинка, фото, рисунок, художественный заголовок, анимация.

Оформление слайдов: фон ( цвет или шаблон),анимация к объектам , звуковое сопровождение.

Отладка, просмотр и демонстрация презентаций.

IV. Защита проектов.

Цель: провести контроль знаний, умений и навыков по разделу

Метод обучения: защита проектов.

Форма организации учебной работы : мини-группа.

План защиты проекта :

1.Назовите тему презентации.

2.Почему выбрали именно эту тему ? (укажите цели создания презентации.)

3.Содержание презентации. (Демонстрация презентации с комментариями.)

4.Где и кто может использовать вашу презентацию ? (Для кого может быть полезна информация, содержащаяся в презентации)

Критерии оценивания презентации. Приложение 4.

V. Углубление и расширение знаний, развитие учебно-познавательных интересов студентов (резервный этап) . Приложение 5.

Задание: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.

Цель: повышение учебно - познавательного интереса студентов к информатике.

Метод обучения : рассказ.

Форма организации учебной работы: индивидуально- групповая.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Задание на дом.

Конспект.

Л1.: А.В. Шипунова <<Справочник >>, астрель , Москва 2006г.(стр. 206-212)

Л2: М.В. Борисова <<Основы информатики и вычислительной техники>> Ростов- на -Дону 2006г.(стр. 389- 411).

Приложение 1 Тест

для текущего контроля знаний

Графические программы-оболочки - это

А) Инсталляция

Б) Программы, предоставляющие пользователю графический интерфейс

В) Полезные программы, помогающие в работе с ПК

Г) Глобальная компьютерная сеть

Д) Дистрибутив

Программное обеспечение - это

А) Программа для выполнения конкретных пользовательских задач

Б) Вспомогательная программа

В) Система программирования

Г) Совокупность всех программ и служебных данных, предназначенных для управления компьютером

Д)Это последовательность команд для выполнения компьютером какой-либо операции

Флеш -карты - это

А)CD-ROM

Б) микросхема, быстродействие которой сравнимо со скоростью работы процессора

В)DVD-R

Г) жесткий диск

Д) гибкий магнитный диск

Дигитайзер - это

А) устройство в виде шарика на подставке

Б) устройство ввода информации/, написанной световым пером на специальном электронном планшете

В) устройство для ввода информации в ПК

Г) игровое указательное устройство

Д) специальная микросхема ПК, регулирующая на давлении пальца

Программа PowerPoint - это

А) программа для создания и просмотра презентаций

Б) программа для создания изображения
В) программа вспомогательного назначения

Г) программа для работы с табличными данными

Д) программа для работы с текстами

Чтобы добавить анимацию в слайд нужно:

А) вставка-клип

Б) анимация - настройка анимации

В) дизайн - эффекты

Г) анимация - переход к слайду

Д) вставка - диаграмма

Персональный компьютер - это

А) комплекс взаимосвязанных устройств, каждый из которых выполняет определенную функцию

Б) система по сбору, переработки информации

В) программный продукт, предназначенный для решения каких - либо задач в конкретной функциональной области

Г) процесс, в результате которого осуществляется прием и передача информации

Д) главная микросхема

Для перехода на новый абзац следует нажать клавишу:

А)Esc

Б)Home

В)Enter

Г)Tab

Д)Caps Lock

Инсталляция - это

А) файловая система

Б) удаление программы

В) операционная система

Г) расширение файла

Д) установка программы

Текстовый редактор - это

А) программа для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов

Б) программа для создания презентаций

В) файловая система

Г) программа для создания графического изображение

Д) антивирусная программа

Режим заглавных букв можно включить нажатием клавиши:

А)End
Б)Scroll Lock

В)Caps Lock

Г)Num Lock

Д)Ctrl

Для того чтобы просмотреть презентацию и начать демонстрацию нужно выполнить следующие действия

А) показ слайдов - начать показ

Б)показ слайдов- смена слайдов

В)правка -о чистить

Г)нажатием клавиши Esc

Д) нажатием клавиши F2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Алгоритм составления бизнес - проекта.

1 Резюме.

2 Характеристика предприятия .

3 Описание продукции (услуги).

4.Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. План реализации проекта.

8. Инвестиционный план.

9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

10 Показатели эффективности проекта.

11. Юридический план.

Приложение 3

Задание для первой мини - группы << Создание презентации>>

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<Салон свадебных платьев.>> Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 1>> на рабочем столе.

Задание для второй мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема << Сервис автомобильных услуг>> Необходимый текстовый и графический материал, графические объекты находятся в папке <<Задание 2>> на рабочем столе.

Задание для третьей мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<Кондитерские изделия>>. Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 3>> на рабочем столе

Задание для четвёртой мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<Тепличные комплексы>>. Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 4>> на рабочем столе.

Задание для пятой мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<Салон цветов>>.Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 5 >> на рабочем столе


Задание для шестой мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<Фермерское хозяйство>> Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 6 >> на рабочем столе.

Задание для седьмой мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<Салон вечерней моды>>. Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 7 >> на рабочем столе.

Задание для восьмой мини- группы<< Создание презентации>>.

Требуется разработать и защитить бизнес-план, тема <<АЗС Пензенской области>>. Необходимый текстовый и графический материал , графические объекты находятся в папке <<Задание 8 >> на рабочем столе.

Приложение 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА .

Приложение5


Компьютер - лучший друг.

(Книга - лучший друг.)

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)

Без компьютера жить, только небо коптить.

(Без труда жить, только небо коптить.)

На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива.

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота.

(Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)

Компьютер без программы - что фонарь без свечи.

(Голова без ума - что фонарь без свечи.)

Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру.

(Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)

Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.

(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)

Компьютер памятью не испортишь.

(Кашу маслом не испортишь.)

Компьютер на столе не для одних только игр.

(Голова на плечах не для одной только шапки.)

По ноутбуку встречают, по уму провожают.

(По одёжке встречают, по уму провожают.)

На IBM PC «яблоки» не растут.

(На сосне яблоки не растут.)

Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

(Дарёному коню в зубы не смотрят.)

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

(В Тулу со своим самоваром не ездят.)

Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон.

(Кто старое вспомянет, тому глаз вон.)

Не Intel'ом единым жив процессорный мир.

(Не хлебом единым жив человек.)

Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог.

(Мал золотник, да дорог.)

Всякий кабель своё гнездо любит.

(Всякая птица своё гнездо любит.)

Семь раз подумай - один раз апгрейдируй.

(Семь раз подумай - один раз скажи.)

Утопающий за «F1» хватается.

(Утопающий за соломинку хватается.)

DOS - всему начало.

(Голова - всему начало.)

DOS-матушка - WINDOWSа бабушка.

(Соха-матушка - тракторова бабушка.)

Не всё WINDOWS, что висит.

(Не всё золото, что блестит.)

Семь бед - один «Reset».

(Семь бед - один ответ.)

Ищущий ОС без изъяна останется без ОС.

(Ищущий друга без изъяна останется без друга.)

Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет.

(Плоха та мышка, которая одну норку имеет.)

Бит байт бережёт.

(Копейка рубль бережёт.)








Список используемой литературы

1 Голицина О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. «Информационные технологии: «учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.

2 Дубина А.Г., Орлова С.С., Шубина И.Ю. «Excel для экономистов и менеджеров.» Экономические расчеты и оптимизационное моделирование в среде Excel. - Питер, 2004 - 304 с.

3 Информатика: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. - М.: "Академия", 2001. - 816 с.

4 Левина Н.С., Харджиева С.В., Цветкова А.Л.2»MS Excel и MS Project в решении экономических задач. - М.: Солон-Пресс, 2006 - 112 с.

5 Халафян А.А. Статистический анализ данных. STATISTICA 6.0.2-е изд. испр. и доп. Краснодар: КубГУ, 2005 - 308 с.

6 Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. доктора юридических наук, профессора М.М. Рассолова. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2004 - 252 с.

7 Информатика (В.А. Острейковский. Москва, "Высшая школа", 1999 год).
8 Математика и программирование (Ю.Г. Хацкевич. Минск, ТОО "ХАРВЕСТ", 1996 год).

9 Самоучитель работы на компьютере - 2-е издание (А. Левин. "Питер", 2003 год).
10 Справочник по информатике (К.А. Рывкин. Москва, "ОНИКС 21 век": "Мир и






Заключение.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Данная методическая разработка поможет подготовить и провести урок в разных предметных областях.




© 2010-2022