РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Теоретическая подготовка трактористов категорий «С» и «Е»

Так, как обучающиеся по данной специальности не получают профессию «Водитель категории «С»», а получают профессию «Тракторист категорий «С» и «Е»», то программа разработана для этой профессии на основе ПМ «Транспортировка грузов» Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессиям начального профессионального образования (далее - НПО) 110800.04 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».    На изучение междисциплинарного курса от...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Министерство образования и науки республики хакасия

Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования

«Аграрный техникум»


Утверждаю:

Зам.директора по УПР

________Арасланов А.В.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Теоретическая подготовка трактористов категорий «С» и «Е»

110800.04. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП








Шира 2013

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110800.04. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП

программа обсуждена на заседании ПЦК

Протокол № ___ от "____" 2013г.

Председатель ПЦК ____________ А.Г. Саламатов.

Разработчик:

Преподаватель первой категории Сафронов А.Г.

Ф.И.О., должность,




1. Пояснительная записка

Так, как обучающиеся по данной специальности не получают профессию «Водитель категории «С»», а получают профессию «Тракторист категорий «С» и «Е»», то программа разработана для этой профессии на основе ПМ «Транспортировка грузов»

Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО) 110800.04 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».

На изучение междисциплинарного курса отводится 106 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в журналах теоретического обучения. Продолжительность учебного часа теоретических занятий -1 академический час (45 минут), а при обучении вождению - 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Индивидуальное обучение вождению проводится вне сетки учебного процесса (т.е. в дни теоретического обучения) мастером производственного обучения с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на учебном транспортном средстве). Количество часов- 30 часов на каждого обучающегося в группе. Занятия проводятся на трактородроме техникума и по дорогам района, согласно маршрутных карт.

На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению транспортного средства.

Зачет проводится по междисциплинарному курсу «Теоретическая подготовка трактористов категории «С» и «Е».

Итоговой аттестацией по профессиональному модулю «Транспортировка грузов» является экзамен с использованием экзаменационных билетов.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины


1

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины



2

3. условия реализации учебной дисциплины


10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


11








2. паспорт УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретическая подготовка трактористов категории «C» и «Е»

2.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с

ФГОС по специальности НПО: 110800. 04. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- Соблюдать Правила дорожного движения;

- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно решать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

- выполнять контрольный осмотр транспортных средств (ТС) перед выездом и при выполнении поездки;

- заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

- устранять возникшие во время эксплуатации ТС мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

- соблюдать режим труда и отдыха;

- обеспечивать прием, размещения, крепления и перевозку грузов;

- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

- принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при ДТП;

- соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

- использовать средства пожаротушения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- Основы законодательства в сфере дорожного движения и Правила дорожного движения;

- правила эксплуатации ТС;

- правила перевозки грузов и пассажиров;

- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, прав эксплуатации ТС и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;

- правила техники безопасности при проверке технического состояния ТС, проведении погрузочно-разгрузочных работ;

- порядок выполнения контрольного осмотра ТС перед поездкой и работ по их техническому обслуживанию;

- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС или их дальнейшее движение;

- приемы выполнения работ по техническому обслуживанию;

- правила обращения с эксплуатационными материалами;

- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и норма отдыха труда и техники безопасности;

- основы безопасного управления транспортными средствами;

- порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

- порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

- комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

- приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП;

- правила применения средств пожаротушения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 4.1. Управлять тракторами категории «С» и «Е».

ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути

следования

ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникшие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

OK 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часов; самостоятельной работы обучающегося 34 часа.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

140

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

106

в том числе:


практические работы

30

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

Итоговая аттестация в форме экзамена

4. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретическая подготовка трактористов категории «C» и «Е»».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения.

48


Тема 1.1. Введение, обзор законодательных актов.

Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).

1

2

Тема 1.2. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязательности водителей, пешеходов и пассажиров.



Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязательности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции.

Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.2

2














2


2















2

Тема 1.3. Дорожные знаки.






Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, поворотные и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.

Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.

Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.

Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.3.

6


























3

2


























2

Тема 1.4. Дорожная разметка и ее характеристики.


Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

2

2








Практическое занятие по темам 1.2-1.4

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.4

6




2

3




2

Тема 1.5. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.







Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.

Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот.

Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.

Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.

Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.

Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.

Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничение скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.

Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен.

Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдение правил обгона и встречного разъезда.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенного пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены.

Опасные последствия несоблюдение правил остановки и стоянки.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.5

4































3

2































2

Тема 1.6. Регулирование дорожного движения.




Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе.

Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора и регулировщика, запрещающих движение.

Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Практическое занятие по темам 1,5-1,6

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.6

4








2



8








2



3








2


Тема 1.7. Проезд перекрестков.



Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействия сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.

Действия водителя в случае, если он не может определить наличия покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.7

2









2

2












2

Тема 1.8. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.




Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

Железнодорожные проезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на проездах. Порядок движения транспортных средств.

Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Случаи, требующие согласование условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги.

Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

4

2

Практическое занятие по темам 1,7-1,8.

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.8

6




2

3




2

Тема 1.9. Особые условия движения.






Движения по автомагистралям. Запрещение, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине.

Движение в жилых зонах.

Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестках.

Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.

Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов.

Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки. Случаи, когда буксировка запрещена.

Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.

Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.

Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз с которого разрешается управление).

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.9.

2





























2

2





























2

Тема 1.10. Перевозка людей и грузов.


Требования к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед

началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.

Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласование условий движения транспортных средств с ГИБДД.

Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов. Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.10


1











2

2











2

Тема 1.11. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.


Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.11

1








2

2








2

Тема 1.12. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения.

Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.

1

2

Тема 1.13. Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения. Административное право.

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность.

Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие водительского удостоверения, задержание транспортного средства и т.д.).

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение экзаменационных билетов по теме 1.13

1










2

2










2

Тема 1.14. Уголовное право.


Понятия об уголовной ответственности.

Состав преступления. Виды наказаний.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности).

Условия наступления уголовной ответственности.

1

2

Тема 1.15. Гражданское право.



Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятия о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владение транспортным средством.

Налог с владельца транспортного средства.

1

2

Тема 1.16. Правовые основы охраны окружающей среды.


Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.

Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух и заповедные природные объекты.

Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность За нарушение законодательства об охране природы.

1

2

Тема 1.17. Закон об ОСАГО.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

1

2

Практическое занятие по теме 1.17

Заполнение бланка извещения о ДТП.

1

3

Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения.

18


Тема 2.1. Психологические основы деятельности водителя.





Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении транспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). основные признаки потери внимания.

Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

2



















2

Тема 2.2. Основы саморегуляции психических состоящий в процессе управления транспортным средством.

Психические состояния, влияющие на управлением транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

2

2

Тема 2.3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

2

2

Тема 2.4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состоянии дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим фактором.

2

2

Тема 2.5. Оценка условия опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя (12 -15 секунд) и ближняя (4 -6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

2

2

Тема 2.6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.

Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. уровни допускаемого риска при выборе дистанции. время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

2

2

Тема 2.7. Техника управления транспортным средством.

Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Контроль за соблюдением безопасности при перевозки пассажиров, включая детей и животных.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол, очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечение комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.

Действия педалью тормоза, обеспечивающее плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.

Специфика управления транспортным средством с АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.

3

2

Тема 2.8. Действия водителя при управлении транспортным средством.

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

2

2

Тема 2.9. Действия водителя в нештатных ситуациях.

Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

1

2

Раздел 5. Устройство ТРАКТОРОВ

22


Тема 5.1. Общее устройство.

Назначение и квалификация тракторов. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики тракторов. Органы управления

.

1


2

Тема 5.2. Общее устройство и работа двигателя.

Назначение, устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей.

Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма.

Назначение, устройство и работа механизма газораспределения.

Назначение, устройство и работа системы охлаждения. Способы охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости

Предпусковой подогреватель.

Назначение, устройство и работа системы смазки двигателя. Масла применяемые для двигателей, их основные свойства. Контроль давления масла.

Назначение, устройство и работа пускового устройства.

2














2

Тема 5.3. Источники и потребители электроэнергии.

Назначение аккумуляторной батареи. Основные характеристики, свойства и маркировка аккумуляторных батарей. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним. Обслуживание и хранение аккумуляторных батарей.

Назначение, устройство и работа стартера.

Назначение, устройство и работа генератора.

Назначение, устройство и работа системы зажигания.

Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, систем отопления и кондиционирования (вентиляции).

1

2

Тема 5.4. Устройство, назначение и работа трансмиссии.

Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами. Способы смазки агрегатов, сборочных единиц и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка.

Сцепление, его назначение, общее устройство и принцип действия. Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Передаточное число. Схемы механизма переключения передач. Общее устройство и работа коробки передач. Назначение, устройство и работа двигателя передач. Управление коробкой передач с двигателем. Назначение, принцип действия, устройство и работа синхронизатора.

Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности.

Особенности эксплуатации различных типов коробок передач (механической, автоматической и др.).

Назначение, устройство и работа карданной передачи и приводов ведущих колес. Главная передача, дифференциал и полуоси.

2

2

Тема 5.5. Несущая система.

Ходовая часть колесного трактора. Назначение и общее устройство рамы. Виды подвесок, назначение и устройство. Назначение и работа амортизаторов. Назначение и устройство подвески. Устройство колес, их установка и крепление. Устройство шин, их классификация. Нормы давления воздуха в шинах

Ходовая часть гусеничного трактора.

2

2

Тема 5.6. Тормозная система.

Назначение тормозной системы. Принципиальная схема тормозной системы.

Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в системе пневматического привода тормозов.

Назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы.

1

2

Тема 5.7. Рулевое управление.

Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, привода управляемых колес.

Основные требования, предъявляемые к рулевому управлению.

1

2

Раздел 6. ТО и ремонт машин

18


Тема 6.1. Организация и технология ТО и ремонта машин

Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин: периодичность, параметры технического состояния, виды ТО и ремонта, типовые правила обслуживания и ремонта

1

2

Тема 6.2. Технологии технического обслуживания и ремонта двигателей тракторов

Обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, смазочной системы, топливной системы, воздухоочистителя и турбокомпрессора, система охлаждения, пускового двигателя, номенклатура операций и периодичность их проведения, инструмент и приспособления, неисправности и способы их устранения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Составить таблицы возможных неисправностей механизмов и систем двигателя, их признаки, причины и способы устранения

6





2

2

Тема 6.3. Технологии обслуживания и ремонта трансмиссии тракторов

Обслуживание и ремонт сцеплений, коробки передач, раздаточной коробки, задних и передних мостов. Номенклатура операций и периодичность их проведения. Инструмент и приспособления. Неисправности и способы их устранения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Составить таблицы возможных неисправностей механизмов трансмиссии, их признаки, причины и способы устранения

4



2

2

Тема 6.4. Технологии обслуживания и ремонта ходовой части и механизмов управления

Обслуживание и ремонт ходовой части колесного и гусеничного тракторов. Обслуживание и ремонт рулевого управления и тормозных систем. Номенклатура операций и периодичность их проведения. Инструмент и приспособления. Неисправности и способы их устранения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Составить таблицы возможных неисправностей ходовой части и механизмов управления, их признаки, причины и способы устранения

4





2

2

Тема 6.5. Технологии обслуживания и ремонта электрооборудования машин

Номенклатура операций и периодичность их проведений. Технология проведения. Инструмент и приспособления. Неисправности и способы их устранения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Составить таблицы возможных неисправностей электрооборудования, их признаки, причины и способы устранения.

4



2

2

Тема 6.6. Технологии обслуживания и ремонта гидравлических систем машин

Номенклатура операций и периодичность их проведения. Технологии проведения. Инструмент и приспособления. Неисправности и способы их устранения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Составить таблицы возможных неисправностей гидравлических систем, их признаки, причины и способы устранения

2




2

2

Тема 1.12. Правила и нормы охраны труда

Основные документы, регламентирующие охрану труда. Рабочее время и время отдыха. Организация охраны труда

Безопасность при проведении техобслуживания. Безопасность при эксплуатации передвижных средств техобслуживания. Безопасность при работе с ручным слесарным инструментом, приспособлениями и электроинструментом. Безопасность при работе на заправочных агрегатах.

1

2

4. Условия реализации учебной дисциплины

4.1 Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

кабинетов

  • устройство, техническое обслуживание тракторов и организация перевозок (теория);

  • основы законодательства в сфере дорожного движения и основы безопасного управления транспортным средством


  • техническое обслуживание и ремонт тракторов;

  • автодрома (со всеми предусмотренными элементами);

  • учебных тракторов (соответствующих марок).

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Устройство тракторов»:

- комплекты деталей по всем механизмам и системам изучаемых марок тракторов;

  • приборы, инструменты и приспособления для технического обслуживания и ремонта тракторов;

  • агрегаты и узлы изучаемых марок тракторов;, в разрезе;

- наглядные пособия по устройству и техническому обслуживанию
тракторов;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект бланков технологической и дорожно-транспортной документации;

Технические средства обучения кабинета:

  • мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, телевизор, видеоплеер);

  • лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.

Оборудование учебного кабинета «Основы законодательства в сфере дорожного движения и основ безопасного управления транспортными средствами»:

  • учебно-наглядное пособие «Светофор с дополнительными секциями»;

  • учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;

  • учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»;

  • учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»;

  • учебно-наглядное пособие «Схема перекрёстка»;


  • учебно-наглядное пособие «Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населённом пункте»;

  • учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств на

проезжей части».

Технические средства обучения кабинета:

  • мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, телевизор, видеоплеер);

  • ПК для обучающихся;

  • лицензионное программное обеспечение профессионального назначен

Оборудование кабинета «Техническое обслуживание и ремонт тракторов»:

  • тракторы для регулировки

  • двигатели для регулировки

  • комплекты водительского и специального инструмента - не менее 8 шт.

  • инструкционные карты или планы-задания по всем темам, стенды;

  • ванны для слива масла из картера;

  • нагнетатели, шприцы;

  • домкраты, съёмники;

  • приспособления и диагностическое оборудование;

  • ёмкости для охлаждающей жидкости;

  • планшеты с образцами топлива, масла и других технических жидкостей и смазок;

  • пуско-зарядное устройство.

4.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. «Техническое обслуживание и ремонт МТП» - Родичев В.А.; - 2006г.

2. «Тракторы» - Родичев В.А.; Академия 2005г.

  1. «Справочник мастера-наладчика» - Слон Ю.М. «Феникс» 2011г.

  2. «Правила дорожного движения Российской федерации с комментариями и иллюстрациями ». М ООО Атберг. 2013г.

5. Поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств».

6. Ответственность за нарушение правил дорожного движения «КОАП РФ в редакции от 01.11. 2013 г.

  1. Н.Я. Жульнев. «Правила дорожного движения». Учебник водителя М ООО «Книжное издательство». М. 2010 г.

Дополнительные источники:

1. Справочник тракториста-машиниста - Чумаченко Ю.Т.; Феникс. 2002г.


5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Профессиональные компетенции

Результаты (освоенные профессиональные компетенции).

Основные показатели оценки результата.

Формы и методы контроля и оценки.

ПК 2.1. Управлять тракторами.

Соблюдение Правил дорожного движения,

Управление транспортными средствами

- тестирование

- оценка выполнения
практических работ
на занятиях по
вождению
тракторов на
автодроме.

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

Прием, размещение, крепление и перевозка грузов

Перевозка пассажиров

Соблюдение требований безопасности труда

- тестирование.

- оценка на
практических
занятиях по
вождению
тракторов на
автодроме.

ПК 2.3 Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

Выполнение технического обслуживания транспортных средств перед выездом

Выполнение технического обслуживания транспортных средств в пути следования

Соблюдение требований безопасности труда

Организация рабочего места

- тестирование.

- наблюдение и
оценка выполнения
работ на
практических
занятиях.

ПК 2.4 Устранять мелкие

неисправности, возникшие во время эксплуатации транспортных средств.

Устранение мелких неисправностей

Соблюдение требований безопасности труда

Организация рабочего места

- тестирование.

- оценка выполнения
работ на
практических
занятиях.

ПК 2.5 Работать с до-кументацией уста-новленной формы.

Оформление путевой и транспортной документации

- тестирование.

- наблюдение и
оценка выполнения
работ на
практических
занятиях.

ПК 2.7 Проводить первоочередные ме-роприятия на месте дорожно-

транспортного про-исшествия.

Оказание первой помощи и транспортировка пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях

Использование средств пожаротушения

Соблюдение требований безопасности труда

- тестирование.

- наблюдение и
оценка выполнения
работ на
практических
занятиях.

Общие компетенции

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчи-вый интерес.

Анализ ситуации на рынке труда.

Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы.

Участие в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства,

- наблюдение за выпол-нением практических ра-бот, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.



профессиональных олимпиадах.

- Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.


ОК 2 Организовывать собственную деятель-ность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных ру-ководителем.

Определение цели и порядка работы.

Обобщение результата.

Использование в работе полученные ранее знания и умения.

Рациональное распределение времени при выполнении работ.

- наблюдение за выполне-нием практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной де-ятельности.

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результа-ты своей работы.

Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности

Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производ-ственных ситуациях

Ответственность за свой труд.

- наблюдение за выполне-нием практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной де-ятельности.

ОК 4 Осуществлять по-

иск информации, необ-

ходимой

для эффективного вы-

полнения профессио-

нальных задач.

Обработка и структурирование информации.

Нахождение и использование источников информации.

- наблюдение за выполне-нием практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.

ОК 5 Использовать ин-формационно-коммуникационные технологии в профес-сиональной деятельности.

Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий.

Работа с различными прикладными программами

- наблюдение за выполне-нием практических работ, конкурсных работ, уча-стием во внеучебной де-ятельности.

ОК 6 Работать в кол-лективе и команде, эф-фективно общаться с коллегами, руковод-ством, клиентами.

Терпимость к другим мнениям и позициям.

Оказание помощи участникам команды.

Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях.

Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности.

- наблюдение за выполне-нием практических работ, конкурсных работ, уча-стием во внеучебной де-ятельности.

ОК 7 Исполнять воин-скую обязанность, в том числе с применением полученных про-фессиональных знаний (для юношей).

Уровень физической подготовки.

Стремление к здоровому образу жизни.

Активная гражданская позиция будущего военнослужащего.

Занятия в спортивных секциях.

- наблюдение за выполне-нием конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.


© 2010-2022