- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике В мире кодов. Способы кодирования информации
Конспект урока по информатике В мире кодов. Способы кодирования информации
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочарникова Г.М. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока № 8 в 5-м классе
Учитель: Бочарникова Галина Михайловна, МОАУ «Гимназия № 8» г.Оренбурга
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
5
Номер урока в теме
4
Тема урока: "В мире кодов. Способы кодирования информации".
Задачи урока:
Обучающие:
-
Помочь учащимся выявить многообразие окружающих человека кодов;
-
Сформировать представления о кодировании информации.
-
Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак.
-
Подвести к выводу о роли кодирования информации
-
Сформировать правила кодирования/декодировать информации.
Развивающие:
-
Способствовать развитию умений реализовывать последовательности действий (план) в программных средах через развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Воспитательные:
-
Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральных норм поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования
-
Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральных норм поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования
-
воспитать уважение к товарищам через совместную работу, интерес к знаниям, добытым человеком; формировать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Цели урока:
-
развитие умения кодировать и декодировать информацию,
-
изучение многообразия окружающих человека кодов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Приёмы обучения: объяснительно-побуждающий, инструктивно-практический, частично-поисковый, фронтальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
Техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, локальная сеть, раздаточный материал
Электронные пособия: ЭОР files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf, files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf (кодирование звуковой информации человеком)
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf (кодирование символьной
Дидактический материал: раздаточный материал - тесты, карточки с заданиями по теме.
Литература основная и дополнительная для учителя
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Литература основная и дополнительная для учащихся
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
Планируемые результаты:
Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения
Развитие умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.
Развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
подведение под понятия.
Формирование умения использовать термины «кодирование/декодирование», «код», «условный знак»; кодировать/декодировать информацию.
Основное содержание урока: Кодирование информации. Формы представления информации
Основные понятия:
-
условный знак;
-
код;
-
кодирование.
Технология деятельностного метода
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||
1 | Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент | Приветствие, организация внимания. Сегодня у нас урок открытия нового знания.
| Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Дети отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свои ответы схемой «Открытия» |
| способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | - планирование учебного сотрудничества | - самоопределение |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Проблемная ситуация. Формулирование темы урока | 2.1 На прошлых уроках мы рассматривали с вами понятие «информация», действия с ней. Давайте вспомним основные сведения
2.2 А теперь поработаем в группах
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf (кодирование звуковой информации человеком) files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf (кодирование символьной информации) На ваших партах лежат карточки с какими-то символьными текстами (нотная запись, формула химической реакции, шифровка азбукой Морзе, ребус. Сможете ли вы прочитать их? Аргументируйте свой ответ. Для того чтобы узнать тему нашего урока вам необходимо будет объединиться в пары, разгадать ребус. - Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока? | Дети отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свои ответы.
Учащиеся обсуждают в парах, отвечают на поставленный вопрос, высказывая свое мнение
Дети после просмотра выдвигают свои гипотезы цели урока (кодирование информации, коды, шифрование)
Дети рассматривают карточки, обсуждают, сообщают о своих затруднениях в некоторых случаях декодирования информации.
Записывают тему урока: «В мире кодов. Способы кодирования информации» | - умение классифицировать, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности - рефлексия. - определение соответствия. - умение осознанно строить речевое высказывание | - планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, - целеполагание, - коррекция полученного результата. | - умение слушать и вступать в диалог - формулирование и аргументация своего мнения - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
| - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения |
3 | Выявление места и причины затруднения |
Физминутка. На слайде отображен флажковый алфавит. (№ 85 из РТ) Учитель показывает детям движения, кодирующие сообщение «Мы изучаем информатику»
|
Дети выдвигают предположения, чему они должны научиться. Дети работают в группах над заданием, обсуждая решение. Сообщают свои затруднения.
Невербальная разгрузка, снятие напряжения, переключение внимания.
Дети предполагают, что в физминутке было визуальное кодирование информации | - извлечение необходимой информации из проведенной необычной физминутки - подведение понятия - анализ, классификация, аналогия | - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем - волевая саморегуляция | - умение слушать и вступать в диалог - умение задавать вопросы - формулирование и аргументация своего мнения - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Забота о здоровье | - мотивационная основа учебной деятельности - смыслообразование
|
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Вспомните различные ситуации, факы, обсудите с товарищем по парте следующие понятия: Кодирование Код Условный знак Сформулируйте их определения. | Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат. Учащиеся высказывают свои определения, анализируют их. |
|
|
|
|
5 | Реализация построенного проекта.
| Давайте посмотрим видеоматериал, определяющий понятия. Правильно ли мы с вами дали им определения?
| Ученики самостоятельно анализируют, насколько они были близки к научному определению понятий. Корректируют свой понятийный аппарат. |
|
|
| |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Посмотрите предложенный вам ЭОР, определите по какому правилу выполнено кодирование информации, декодируйте ее по этому правилу. Что у вас получилось и почему?
| Дети на компьютерах открывают файл с ссылками на ЦОРы, кодируют/ декодируют пословицы, определяют правило кодирования.
Дети, обсудив в группе (два соседних компьютера), предлагают по одному способу кодирования информации. Дети отвечают - правило, способ, алгоритм кодирования. | - умение анализировать - классифицировать знания. - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
| - целеполагание, - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона | - умение слушать - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
| - возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполните задание в рабочей тетради стр.56-57 №83 (по вариантам), - 84 (флажковая азбука).
Мне было легко Было немного сложно Мне было сложно
| Дети самостоятельно выполняют задание, затем сверяют свое решение с эталоном (демонстрацией ответов на доске) Учащиеся оценивают свою работу.
Проблема с вниманием. Да (продолжают работать) | - умение анализировать - классифицировать знания. - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
| - целеполагание, - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона | - умение слушать - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
| - возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов, выберите верный по-вашему мнению. Обоснуйте свой выбор. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90e8d57a-1cad-4a6b-b444-2209d4c4dd13/%5BINF_020%5D_%5BQS_01%5D.html кодирование files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27dc0ec5-e938-48c7-85f7-2bd2b031f899/%5BINF_020%5D_%5BQS_02%5D.html декодирование | Учащиеся переносят полученные знания на метапредметный материал. | - умение анализировать - классифицировать знания. - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
| - целеполагание, - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона | - умение слушать - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
| - возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
| Учащиеся отвечают на вопросы Кодирование/декодирование Код, кодирование/декодирование, условный знак Кодировать/декодировать информацию Дети выдвигают предположения применения кодирования в практической деятельности человека. Дети дают оценку собственным действиям на уроке. Фиксируют свою деятельность (индивидуально) | Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. | построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
|
| умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
|
10 | Подведение итогов | Объявление оценок. Сегодня на уроке мы с вами освоили правила кодирования/декодировать информации, узнали, что информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном виде. Оценки вы тоже получаете в виде кодов с помощью цифр. | Подают дневники для выставления оценок. | - смысловое чтение, извлечение необходимой информации, - построение речевого высказывания в устной форме, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
| - умение слушать и вступать в диалог, - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера - формулирование и аргументация своего мнения | - внутренняя позиция школьника, - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности |
11 | Домашнее задание | Сообщение домашнего задания, разъяснение его выполнения. Упражнения, заданные на дом включают задания, соответствующие работе в классе и задания по ранее изученному материалу. Выучить § 7 (стр. 46-49) В рабочей тетради выполнить задания № 85 (2), 86 (любые 5)., 87, 88, 89 | Прослушивают домашнее задание, задают вопросы. Записывают в дневник |
| - целеполагание, - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | - умение слушать - умение задавать вопросы
|
|