Конспект урока по информатике В мире кодов. Способы кодирования информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока № 8 в 5-м классе

Учитель: Бочарникова Галина Михайловна, МОАУ «Гимназия № 8» г.Оренбурга

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Номер урока в теме

4

Тема урока: "В мире кодов. Способы кодирования информации".

Задачи урока:

Обучающие:

  • Помочь учащимся выявить многообразие окружающих человека кодов;

  • Сформировать представления о кодировании информации.

  • Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак.

  • Подвести к выводу о роли кодирования информации

  • Сформировать правила кодирования/декодировать информации.

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений реализовывать последовательности действий (план) в программных средах через развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральных норм поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования

  • Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральных норм поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования

  • воспитать уважение к товарищам через совместную работу, интерес к знаниям, добытым человеком; формировать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Цели урока:

  • развитие умения кодировать и декодировать информацию,

  • изучение многообразия окружающих человека кодов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Приёмы обучения: объяснительно-побуждающий, инструктивно-практический, частично-поисковый, фронтальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, локальная сеть, раздаточный материал

Электронные пособия: ЭОР files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf, files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf (кодирование звуковой информации человеком)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf (кодирование символьной

Дидактический материал: раздаточный материал - тесты, карточки с заданиями по теме.

Литература основная и дополнительная для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

Литература основная и дополнительная для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

Планируемые результаты:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Развитие умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.

Развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

подведение под понятия.

Формирование умения использовать термины «кодирование/декодирование», «код», «условный знак»; кодировать/декодировать информацию.

Основное содержание урока: Кодирование информации. Формы представления информации

Основные понятия:

  • условный знак;

  • код;

  • кодирование.

Технология деятельностного метода

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Приветствие, организация внимания. Сегодня у нас урок открытия нового знания.

  • Напомните, пожалуйста, как происходит познание нового?

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Дети отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свои ответы схемой «Открытия»


способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

- планирование учебного сотрудничества

- самоопределение

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.














Проблемная ситуация.

Формулирование темы урока

2.1

На прошлых уроках мы рассматривали с вами понятие «информация», действия с ней. Давайте вспомним основные сведения

  • Что такое информация?

  • Вспомните, какие действия человек может совершать с информацией, классифицируйте их и обоснуйте почему вы выбрали именно такие признаки для классификации?

  • Как человек хранит информацию?

  • Какие современные носители информации вам известны?

  • Сколько информации человек воспринимает каждым из органов чувств? Аргументируйте свой ответ.

  • Посмотрите видеоролик, обсудите в парах личный опыт и обоснуйте ответ на вопрос: «согласны ли вы с данными видеоролика?» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf

2.2 А теперь поработаем в группах

  • Подумайте и обсудите в группах вопрос «Как вы думаете, что человек делает с различными видами информации, чтобы ее передать, сохранить, обработать?», предложите свои гипотезы и аргументируйте свой ответ.

  • Посмотрите видеоролики, обсудите в группах, определите общее в них и предположите цель нашего урока.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf (кодирование звуковой информации человеком)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf (кодирование символьной информации)

На ваших партах лежат карточки с какими-то символьными текстами (нотная запись, формула химической реакции, шифровка азбукой Морзе, ребус. Сможете ли вы прочитать их? Аргументируйте свой ответ.

Для того чтобы узнать тему нашего урока вам необходимо будет объединиться в пары, разгадать ребус.

- Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока?

Дети отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свои ответы.



Учащиеся обсуждают в парах, отвечают на поставленный вопрос, высказывая свое мнение






Дети после просмотра выдвигают свои гипотезы цели урока (кодирование информации, коды, шифрование)




Дети рассматривают карточки, обсуждают, сообщают о своих затруднениях в некоторых случаях декодирования информации.


Записывают тему урока:

«В мире кодов. Способы кодирования информации»

- умение классифицировать,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- рефлексия.

- определение соответствия.

- умение осознанно строить речевое высказывание

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,

- целеполагание,

- коррекция полученного результата.

- умение слушать и вступать в диалог

- формулирование и аргументация своего мнения

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера



- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

3

Выявление места и причины затруднения

  • Цели нашего урока: Сформировать представления о кодировании информации. Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак. Сформировать правила кодирования/декодировать информации.

  • Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему?

  • Совместно в группах выполните задание № 81 в рабочей тетради. Какие затруднения у вас возникли

Физминутка.

На слайде отображен флажковый алфавит. (№ 85 из РТ) Учитель показывает детям движения, кодирующие сообщение «Мы изучаем информатику»

Конспект урока по информатике В мире кодов. Способы кодирования информации

  • Подумайте, простые ли действия мы с вами выполняли или они каким-то образом относятся к теме нашего урока? Обоснуйте свое мнение.


Дети выдвигают предположения, чему они должны научиться.

Дети работают в группах над заданием, обсуждая решение. Сообщают свои затруднения.


Невербальная разгрузка, снятие напряжения, переключение внимания.


Дети предполагают, что в физминутке было визуальное кодирование информации

- извлечение необходимой информации из проведенной необычной физминутки

- подведение понятия

- анализ, классификация, аналогия

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем

- волевая саморегуляция

- умение слушать и вступать в диалог

- умение задавать вопросы

- формулирование и аргументация своего мнения

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций


Забота о здоровье

- мотивационная основа учебной деятельности

- смыслообразование


4

Построение проекта выхода из затруднения.

Вспомните различные ситуации, факы, обсудите с товарищем по парте следующие понятия:

Кодирование

Код

Условный знак

Сформулируйте их определения.

Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат.

Учащиеся высказывают свои определения, анализируют их.





5

Реализация построенного проекта.


Давайте посмотрим видеоматериал, определяющий понятия. Правильно ли мы с вами дали им определения?

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afcf60d4-23f2-4216-bb17-10bd4fca4fb9/%5BINF_026%5D_%5BAM_02%5D.swf кодирование

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97a00c97-10e5-489c-a841-2563cbc24e25/%5BINF_026%5D_%5BAM_08%5D.swf код

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3b5d602-c47f-4b80-b41e-e07df85b446c/%5BINF_026%5D_%5BAM_09%5D.swf кодирование информации

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf46eb70-1807-4f74-afa9-177c135625d1/%5BINF_025%5D_%5BAM_01%5D.swf знаки и символы

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64624b05-4b2a-4dc0-bbf7-765a4d5a8f12/%5BINF_025%5D_%5BAM_04%5D.swf знаковые системы

Ученики самостоятельно анализируют, насколько они были близки к научному определению понятий. Корректируют свой понятийный аппарат.




6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Посмотрите предложенный вам ЭОР, определите по какому правилу выполнено кодирование информации, декодируйте ее по этому правилу. Что у вас получилось и почему?

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c521f6aa-2560-4c11-833b-7b51afc8df32/%5BINF_020%5D_%5BQS_06%5D.html разгадываем пословицы

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/45feebc1-25f8-4065-a4fd-d88ee19b66c0/%5BINF_020%5D_%5BQS_05%5D.html декодируем пословицы

  • Обсудите в группе и предложите один способ (правило) кодирования/декодирования информации? Учитель фиксирует их на доске.

  • Вы - молодцы! Существует огромное количество кодов. Что же главное при кодировании/декодировании информации?

Дети на компьютерах открывают файл с ссылками на ЦОРы, кодируют/ декодируют пословицы, определяют правило кодирования.




Дети, обсудив в группе (два соседних компьютера), предлагают по одному способу кодирования информации.

Дети отвечают - правило, способ, алгоритм кодирования.

- умение анализировать

- классифицировать знания.

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов


- целеполагание,

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона

- умение слушать

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера


- возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполните задание в рабочей тетради стр.56-57 №83 (по вариантам), - 84 (флажковая азбука).

  • У каждого имеются карточки со смайликами. Оцените себя. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая отражает вашу работу

Мне было легко 

Было немного сложно 

Мне было сложно 

  • Что не получилось?

  • Надо ли еще потренироваться?

  • задание в рабочей тетради стр.58-59 №85 (флажковая азбука - 1,3).

Дети самостоятельно выполняют задание, затем сверяют свое решение с эталоном (демонстрацией ответов на доске)

Учащиеся оценивают свою работу.


Проблема с вниманием.

Да (продолжают работать)

- умение анализировать

- классифицировать знания.

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов


- целеполагание,

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона

- умение слушать

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера


- возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

8

Включение в систему знаний и повторение.

Прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов, выберите верный по-вашему мнению. Обоснуйте свой выбор.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90e8d57a-1cad-4a6b-b444-2209d4c4dd13/%5BINF_020%5D_%5BQS_01%5D.html кодирование

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27dc0ec5-e938-48c7-85f7-2bd2b031f899/%5BINF_020%5D_%5BQS_02%5D.html декодирование

Учащиеся переносят полученные знания на метапредметный материал.

- умение анализировать

- классифицировать знания.

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов


- целеполагание,

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона

- умение слушать

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера


- возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какому действию над информацией был посвящен наш урок сегодня?

  • Какие ключевые понятия относятся к этому действию?


  • Чему мы с вами сегодня научились?

  • Где можно применять полученные знания?


  • Как вы оцените свой вклад в урок? Оценочное суждение, детям предлагается оценить свою работу на уроке рисунков

Конспект урока по информатике В мире кодов. Способы кодирования информации

Учащиеся отвечают на вопросы

Кодирование/декодирование Код, кодирование/декодирование, условный знак

Кодировать/декодировать информацию

Дети выдвигают предположения применения кодирования в практической деятельности человека.

Дети дают оценку собственным действиям на уроке.

Фиксируют свою деятельность (индивидуально)

Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

построение логической цепочки рассуждений и доказательство.



умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).


10

Подведение итогов

Объявление оценок.

Сегодня на уроке мы с вами освоили правила кодирования/декодировать информации, узнали, что информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном виде. Оценки вы тоже получаете в виде кодов с помощью цифр.

Подают дневники для выставления оценок.

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации,

- построение речевого высказывания в устной форме,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока


- умение слушать и вступать в диалог,

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

- формулирование и аргументация своего мнения

- внутренняя позиция школьника,

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

11

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания, разъяснение его выполнения. Упражнения, заданные на дом включают задания, соответствующие работе в классе и задания по ранее изученному материалу.

Выучить § 7 (стр. 46-49) В рабочей тетради выполнить задания № 85 (2), 86 (любые 5)., 87, 88, 89

Прослушивают домашнее задание, задают вопросы. Записывают в дневник


- целеполагание,

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

- умение слушать

- умение задавать вопросы




© 2010-2022