Рабочая программа по предмету «Информатика» 5-9 классы

Рабочая программа по информатике для 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным и предметным), фундаментального ядра содержания основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российск...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СОГЛАСОВАНО

И.о. зам. директора по УВР

____________________О.В.Степаненко

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»

_______________________Е.О. Агаева

(Приказ МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» №424

от 15.09.2014)


ПРИНЯТО на НМС

МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»

(Протокол №2 от 10.09.2014)













Рабочая программа

по предмету «Информатика»

5-9 классы


Составители:

Степаненко О.В., учитель информатики, ВКК

Мячина С.А., учитель информатики, I КК


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время отчетливей стала видна роль информати­ки в формировании современной научной картины мира, фун­даментальный характер ее основных понятий, законов, все­общность ее методологии. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, при­чем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне ин­струментария, т. е. методов и средств познания реальности. Со­временная информатика представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пониманию много­численных явлений и процессов окружающего мира (в естест­веннонаучных областях, социологии, экономике, языке, лите­ратуре и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования инфор­мационных коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современ­ной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, спо­собность к ним образует ИКТ-компетентность.

Рабочая программа по информатике для 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным и предметным), фундаментального ядра содержания основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и коммуникативных качеств личности. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандар­том начального общего образования (ФГОС НОО); учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются меж­предметные связи.

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» на 2011-2015 учебный год и авторской программы по информатике для основной школы авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (издатель­ство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).


Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о за­кономерностях протекания информационных процессов в си­стемах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассма­триваются как основа создания и использования информаци­онных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивили­зации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число меж­дисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предмет­ные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жиз­ненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапли­вался опыт формирования образовательных результатов, кото­рые в настоящее время принято называть современными обра­зовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозра­стающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающе­го профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятель­ностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесо­образно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непре­рывного курса информатики, который включает также про­педевтический курс в начальной школе и обучение информа­тике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального обще­го образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейше­го обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теорети­ческое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Информатика» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013) в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

  • основными подходами к развитию и формиро­ванию универсальных учебных действий (УУД) для основно­го общего образования.

В соответствии с учебным планом МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1» предмет «Информатика» представлен как расширенный курс в 5-9 классах по 1 часу в неделю: всего за 5 лет обучения - 174 часа, из них в 5-8-х классах по 35 часов, всего 140 часов, в 9 классе - 34 часа согласно годовому календарному учебному графику.

С целью расширения содержания предмета «Информатика», форм и видов учебной деятельности для достижения планируемых результатов (познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД) в соответствии с ФГОС ООО

  • в 5-7-х классах введен внутрипредметный модуль «Создание и редактирование текстов на компьютере», на изучение которого в 5 классе отводится 10 часов в год, в 6 классе - 10 часов в год, в 7 классе - 10 часов в год;

  • в 8-9-х классах - внутрипредметный модуль «Алгоритмизация и программирование», на изучение которого в 8 классе отводится 10 часов в год, в 9 классе - 10 часов в год.

Распределение учебного времени представлено в таблице:

Класс

Предмет

Количество часов на ступени основного образования

5

Информатика

35

(в т.ч. 10 ч. - внутрипредметный модуль «Создание и редактирование текстов на компьютере»)

6

35

(в т.ч. 10 ч. - внутрипредметный модуль «Создание и редактирование текстов на компьютере»)

7

35

(в т.ч. 10 ч. - внутрипредметный модуль «Создание и редактирование текстов на компьютере»)

8

35

(в т.ч. 10 ч. - внутрипредметный модуль «Алгоритмизация и программирование»)

9

34

(в т.ч. 10 ч. - внутрипредметный модуль «Алгоритмизация и программирование»)

Всего

174


Используемый учебно-методический комплект:

5 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 6 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

7 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

8 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

9 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в про­цессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходи­мым условием формирования информационной культуры со­временного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использова­ния информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с ис­пользованием той же технологии, которую учащиеся применя­ют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном инфор­мационном обществе), но и создают условия для индивидуали­зации учебного процесса, повышения его эффективности и ре­зультативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образова­ния: именно в рамках курса информатики школьники знако­мились с теоретическими основами информационных техно­логий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при из­учении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подрост­ками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически проис­ходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Из вышеизложенного следует, что цели изучения информа­тики в основной школе должны:

  1. быть в максимальной степени ориентированы на реализа­цию потенциала предмета в достижении современных образо­вательных результатов;

  2. конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучение информатики вносит значительный вклад в дости­жение главных целей основного общего образования, способ­ствуя

в 5-6 классах:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению уме­ниями работать с различными видами информации, само­стоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представ­лять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формированию таких общеучебных поня­тий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отноше­ния к информации; развитию познавательных, интеллекту­альных и творческих способностей учащихся;

в 7-9 классах:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекулътурных на­выков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, уме­ний и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, ис­следовательской деятельности и т. д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отноше­ния к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

  • ценностей семьи и общества и их уважение,

  • чувства прекрасного и эстетических чувств,

  • способности к организации своей учебной деятельности,

  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образо­вательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными ре­зультатами, формируемыми при изучении информатики в ос­новной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, об­щества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оцен­ки получаемой информации ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окру­жающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жиз­ненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и мето­дов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, об- щественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эрго­номических и технических условий безопасной эксплуата­ции средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов спосо­бы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изуче­нии информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «систе­ма», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: опреде­лять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало­гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути до­стижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предлоясенных усло­вий, корректировать свои действия в соответствии с изме­няющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информа­ционного характера; постановка и формулирование пробле­мы; поиск и выделение необходимой информации, приме­нение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных усло­вий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объ­ект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разно­образные информационные структуры для описания объек­тов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схе­мы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей зада­чи, проверять адекватность модели объекту и цели модели­рования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навы­ков использования средств информационных и коммуника­ционных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки созда­ния личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; созда­ние письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; комму­никация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающи­мися в ходе изучения учебного предмета умения, специфиче­ские для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изуче­ния информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической куль­туры; формирование представления о компьютере как уни­версальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых поня­тиях - «информация», «алгоритм», «модель» - и их свой­ствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для кон­кретного исполнителя; формирование знаний об алгоритми­ческих конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основны­ми алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления дан­ных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схе­мы, графики, диаграммы, с использованием соответствую­щих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообраз­ного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной эти­ки и права.

Требования к уровню подготовки обучающихся (перечень формируемых компетенций, определяющих готовность обучающихся к использованию средств ИКТ в учебном процессе)

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

  • научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;

  • переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Перечень умений, характеризующих достижений планируемых результатов

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ

Планируемый результат:

декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования

Умения, характеризующие достижение результата:

умение декодировать информацию при заданных правилах кодирования;

умение кодировать информацию при заданных правилах кодирования

Планируемый результат:

оперировать единицами измерения коли­чества информации

Умения, характеризующие достижение результата:

переводить биты в байты, байты в ки­лобайты, килобайты в мегабайты, мега­байты в гигабайты;

соотносить результаты измерения ко­личества информации, выраженные в разных единицах;

применять свойства степеней при опе­рировании единицами измерения ин­формации

Планируемый результат:

оценивать количественные параметры ин­формационных объектов и процессов (объ­ем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информа­ции и др.)

Умения, характеризующие достижение результата:

оценивать информационный объем сооб­щения при известном информационном весе его символов;

определять мощность алфавита, исполь­зуемого для записи сообщения;

определять информационный вес симво­ла произвольного алфавита;

оценивать информационный объем со­общения, записанного символами про­извольного алфавита;

соотносить емкость информационных носителей и размеры предполагаемых для хранения на них информационных объектов;

оценивать время передачи информации

Планируемый результат:

записывать в двоичной системе целые чис­ла от 0 до 256.

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать особенности двоичной систе­мы счисления; записывать двоичные числа в развернутой форме; вычислять десятичный эквивалент двоичного чис­ла;

представлять целые десятичные числа от 0 до 256 в виде суммы степеней двой­ки;

переводить целые десятичные числа от 0 до 256 в двоичную систему

Планируемый результат:

вычислять значения арифметических вы­ражений с целыми числами, представлен­ными в двоичной, восьмеричной и шест­надцатеричной системах счисления

Умения, характеризующие достижение результата:

вычислять десятичный эквивалент це­лых чисел, представленных в двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системах счисления;

сравнивать значения целых чисел, пред­ставленных в двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системах счис­ления;

вычислять и представлять в десятичной системе счисления значение арифмети­ческого выражения с целыми числами, представленными в двоичной, восьме­ричной и шестнадцатеричной системах счисления

Планируемый результат:

составлять логические выражения и опреде­лять их значения

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать смысл понятия «высказывание», логических операций «конъюнкция», «дизъ­юнкция», «инверсия»;

выделять в сложном (составном) высказы­вании простые высказывания, записывать сложные высказывания в форме логических выражений - с помощью букв и знаков логи­ческих операций;

определять значение логического выраже­ния;

строить таблицы истинности для логического выражения;

решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логиче­ских операций

Планируемый результат:

умение использовать готовые и создавать про­стые информационные модели для решения по­ставленных задач

Умения, характеризующие достижение результата:

умение анализировать информационные мо­дели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

умение перекодировать информацию из од­ной пространственно-графической или зна- ково-символической формы в другую;

умение выбирать форму представления ин­формации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

умение строить информационные модели объектов для решения задач

АЛГОРИТМЫ И НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Планируемый результат:

ученик научится использовать понятие «алго­ритм» при решении учебных и практических задач

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать смысл понятия «алгоритм» и ши­роту сферы его применения;

формулировать простейшие алгоритмы в виде последовательности команд;

анализировать предлагаемые последователь­ности команд на предмет наличия у них та­ких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результа­тивность, массовость

Планируемый результат:

ученик научится оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»

Умения, характеризующие достижение результата:

различать алгоритмические конструкции «следо­вание», «ветвление», «цикл»;

подбирать алгоритмическую конструкцию, соот­ветствующую той или иной ситуации;

переходить от записи алгоритмической конструк­ции на алгоритмическом языке к блок-схеме и об­ратно

Планируемый результат:

ученик научится исполнять алгоритм для формаль­ного исполнителя с заданной системой команд

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система ко­манд исполнителя» и др.;

понимать смысл команд, входящих в систему ко­манд исполнителя;

понимать ограничения, накладываемые средой ис­полнителя и системой команд, на круг задач, ре­шаемых исполнителем;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с за­данной системой команд

Планируемый результат:

ученик научится составлять простые (короткие) ли­нейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд

Умения, характеризующие достижение результата:

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

составлять всевозможные алгоритмы фиксирован­ной длины для формального исполнителя с задан­ной системой команд;

определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд

Планируемый результат:

ученик научится исполнять записанный на есте­ственном языке алгоритм, обрабатывающий цепоч­ки символов

Умения, характеризующие достижение результата:

исполнять записанный на естественном языке ли­нейный алгоритм, обрабатывающий цепочки сим­волов;

исполнять записанный на естественном языке ал­горитм с ветвлением, обрабатывающий цепочки символов;

подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом ра­боты алгоритма

Планируемый результат:

ученик научится исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгорит­мическом языке

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать смысл понятий «полная фор­ма ветвления», «сокращенная форма ветвления», «простое условие», «со­ставное условие» и др.;

понимать правила записи и выполне­ния алгоритмов с ветвлениями;

определять значения переменных после исполнения алгоритмов с ветвлениями, записанных на алгоритмическом языке

Планируемый результат:

ученик научится исполнять простейшие циклические алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать смысл понятий «цикл», «тело цикла», «параметр цикла», «условие продолжения работы цикла» и др.;

понимать правила записи и выполне­ния алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием про­должения работы;

определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритми­ческом языке

Планируемый результат:

ученик научится исполнять циклический алгоритм обработки одномерного массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

Умения, характеризующие достижение результата:

понимать смысл понятий «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»;

по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназна­чен;

исполнять записанные на алгоритми­ческом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов масси­ва; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммиро­вание элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свой­ствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.)

Планируемый результат:

ученик научится разрабатывать в среде фор­мального исполнителя короткие алгорит­мы, содержащие базовые алгоритмические конструкции

Умения, характеризующие достижение результата:

представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укруп­ненными шагами (модулями);

разбивать детализированный алгоритм для формального исполнителя на отдель­ные укрупненные шаги;

осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального испол­нителя с помощью понятных ему команд

Планируемый результат:

ученик научится разрабатывать и записы­вать на языке программирования алгорит­мы, содержащие базовые алгоритмические конструкции

Умения, характеризующие достижение результата:

разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алго­ритмы, содержащие базовые алгоритми­ческие конструкции

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планируемый результат:

ученик научится использовать базовый на­бор понятий, позволяющих описывать ап­паратное и программное обеспечение ком­пьютера

Умения, характеризующие достижение результата:

называть функции и характеристики ос­новных устройств компьютера;

описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

подбирать программное обеспечение, со­ответствующее решаемой задаче

Планируемый результат:

ученик научится оперировать объектами файловой системы.

Умения, характеризующие достижение результата:

записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу/каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторо­го информационного носителя;

строить графическое изображение файло­вой структуры некоторого носителя на ос­новании имеющейся информации;

использовать маску для операций с фай­лами

Планируемый результат:

ученик научится использовать основные при­емы создания текстов в текстовых редакторах

Умения, характеризующие достижение результата:

владеть терминологией, связанной с техноло­гиями обработки текстовой информации;

применять основные правила создания тек­стовых документов;

использовать средства автоматизации инфор­мационной деятельности при создании тек­стовых документов

Планируемый результат:

ученик научится проводить обработку число­вых данных с помощью электронных таблиц

Умения, характеризующие достижение результата:

понимание сущности основных приёмов об­работки информации в электронных табли­цах;

умение работать с формулами;

умение проводить обработку большого мас­сива данных с использованием средств элек­тронной таблицы;

умение визуализировать соотношения между числовыми величинами

Планируемый результат:

ученик научится осуществлять поиск инфор­мации в готовой базе данных

Умения, характеризующие достижение результата:

понимание основных правил организации данных в реляционных базах данных;

умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

Планируемый результат:

ученик научится использовать коммуникаци­онные технологии

Умения, характеризующие достижение результата:

понимание основ организации и функциони­рования компьютерных сетей;

умение составлять запросы для поиска ин­формации в Интернете;

умение оценивать возможное количество ре­зультатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам

Планируемый результат:

ученик научится использовать основные при­емы создания презентаций в редакторах пре­зентаций

Умения, характеризующие достижение результата:

подбирать дизайн презентации в соответ­ствии с ее тематикой;

подбирать макеты слайдов в соответствии с их содержанием;

размещать на слайде тексты, таблицы, схе­мы, фотографии и др. объекты;

использовать гиперссылки


Формирование и развитие универсальных учебных действий

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики осуществляется на основе системы задач, построенных по следующей схеме:

а) выделяются действия, в разной форме присущие всем видам УУД: «выделять», «называть», «читать», «описывать», «объяснять», «формализовать», «моделировать», «создавать», «оценивать», «корректировать», «использовать», «прогнозировать»;

б) основные виды информационной деятельности, которые осваиваются в курсе информатики 5-6 классов (сбор, хранение, преобразование, передача информации, моделирование, управление) раскрываются через названные виды действий. При этом уточняется понятийный аппарат. В частности, при обучении моделированию вводится изучение понятий «знака», «системы», «знаковой системы».

На протяжении школьного курса информатики учащиеся осуществляют переход от одной изучаемой знаково-символической системы к другой, что требует: понимания значения знаково-символических средств и скрываемой в них информации, умения перекодировать информацию и переносить ее в новые условия, сознательного оперирования знаковыми системами и творческой реализации их функций в учебно-познавательной деятельности - расширения операционального состава знаково-символической деятельности, упрочения и обобщения умений осуществлять эту деятельность.

Анализируя содержание каждого из аспектов процессов накопления, хранения, передачи и обработки информации, можно заметить, что он связан с определенным аспектом формализма. Задача накопления и хранения информации связана с задачей ее знакового представления. Обработка информации основана на возможности формального преобразования знаковых систем. Наконец, коммуникативный аспект информации связан с задачей интерпретации этих систем.

Под знаково-символической деятельностью понимается деятельность со знаково-символическими средствами, имеющая следующую структуру: выделение 2-х планов - реального и символического (построение модели), выделение алфавита и синтаксиса, способов оперирования знаково-символическими средствами, т.е. преобразование модели. С точки зрения информационной деятельности знаково-символические УУД являются системообразующими для всех остальных видов УУД, поскольку все они, в той или иной мере, обращаются к информационным, знаково-символическим моделям.

Рабочая программа по предмету «Информатика» 5-9 классы






В 7-9 классах информатика входит в блок дисциплин, формирующих естественно-научную картину мира на основе триады: вещество - энергия - информация. Процесс формирования УУД в этом случае выходит на новый уровень, «обрастает» конкретными примерами из информатики и других учебных дисциплин.

Модель системы задач, направленная на формирование УУД.

Выделенные

универсальные

учебные

действия.

Ключевые понятия темы «Знаковые системы».

Знак.

Система.

Знаковая система.

Выделять

Выделять из набора элементов-знаков знаки, относящиеся к разным видам.

Выделять элементы, относящиеся к

одной системе.

Выделять из набора элементов-знаков знаки, относящиеся к одной знаковой системе.

Называть

Называть знаки разных знаковых систем.

Называть системы, использующие представленные знаки.

Называть знаковые системы, с которыми учащиеся работают на уроках информатики, русского языка, истории, естествознания и др.

Читать

Читать перечисленные знаки.

Читать текст, содержащий описание определённой системы, содержащий названия элементов системы, а также отношения между элементами (например, солнечная система, компьютерная система и т.п.); выделять ключевые слова, относящиеся к описанию связей элементов системы.

Читать тексты, составленные с использованием разных знаковых систем.

Описывать

Описывать знаки представленных знаковых систем.

Описывать систему, используя перечисленные знаки.

Описывать данную знаковую систему (например, незнакомого иностранного языка, интерфейса текстового редактора и т.п.).

Объяснять

Объяснять какие структурные элементы позволяют говорить о принадлежности знаков к одной знаковой системе.

Объяснять назначение знаков представленных знаковых систем (например, системы дорожных знаков, обозначений на географических картах, знаков, которые используются в графической операционной системе, звуковых сигналов в спортивном судействе и др.).

Объяснять назначение представленных знаковых систем, их функции, где они используются.

Формализовать

Разрабатывать или использовать существующие знаки для формализации информации об объекте, процессе или явлении.

Разрабатывать или использовать систему знаков, позволяющую осуществлять формализацию информации об объекте, процессе или явлении.

Осуществлять формализацию информации об объекте или явлении с помощью разных знаковых систем.

Моделировать

Осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов с использованием определённых знаков.

Осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов в разных системах с использованием определённых знаков.

Осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов, которые описываются различными знаковыми системами.

Создавать

Создавать знаки, отражающие разные понятия, отношения, свойства и т.п.

Создавать знаковые системы для достижения определённой цели (решение задачи).

Создавать информационный объект с использованием определённых знаковых систем.

Оценивать

Оценивать эффективность данного набора знаков.

Оценивать свойства данной системы для достижения определённой цели (решение задачи).

Оценивать свойства знаковых систем, используемых для моделирования объектов, процессов или явлений.

Использовать

Использовать адекватные обозначения при осуществлении конкретной деятельности.

Использовать системный подход при описании объектов, явлений или процессов.

Использовать адекватные знаковые системы для достижения определённой цели (решение задачи).

Корректировать

Корректировать введенные обозначения при осуществлении конкретной деятельности.

Корректировать систему в процессе решения задачи.

Корректировать знаковую систему в процессе решения задачи.

Прогнозировать

Прогнозировать деятельность с точки зрения использования знаков/символов.

Прогнозировать деятельность с точки зрения использования определённых систем.

Прогнозировать деятельность с точки зрения использования определённых знаковых систем.

Хотя данные формы УУД строятся на основе знаково-символических УУД, в рамках предмета информатика они являются значимыми и для других форм УУД. Это определяется:

  • системообразующим характером знаково-символических УУД для других видов УУД в рамках информационной деятельности;

  • «представительным» характером выделенных УУД, присущих в той или иной форме всем видам УУД.

Примеры задач, формирующих УУД

Выделенный вид УУД/
ключевое понятие

(модели задач)

Примеры задач



формализовать/
знак

«разрабатывать или использовать существующие знаки для формализации информации об объекте, процессе, явлении»

1. Составьте коллаж из фотографий (иконические знаки) на тему «Мое будущее». Выполните работу с использованием компьютера или без него.

2. Приведите примеры разных знаков, изображающих один и тот же объект или явление, но по-разному.

3. Попробуйте по эмблемам описать деятельность, которой занимаются люди, работающие в компаниях, чьи логотипы вам представлены. Какой логотип вы считаете удачно отражающим соответствующий вид деятельности? Какой вам больше нравится?

формализовать/
знаковая система

«разрабатывать или использовать систему знаков, позволяющую осуществлять формализацию информации об объекте, процессе или явлении»

1. Данный текст [текст из области информатики, математики, географии, истории и др.] представить в виде: 1) таблицы, 2) рисунка, 3) рассказа, 4) др.

2. Создайте рекламу класса, школы, любимой книги и т.д., используя знаки-символы. Выполните задание с использованием любой изученной компьютерной программы по выбору.

3. Проанализируйте представленные эмблемы. Какой вид деятельности они отражают? Создайте эмблему ветеринарной клиники, используя библиотеку символов текстового процессора (используйте соответствующее меню командной строки).

комплексные задачи
(объединяющие несколько моделей задач)

1. Составьте послание, которое можно отправить на космическом корабле вглубь Вселенной, несущее информацию о жизни на планете Земля. На каком языке будет представлена эта информация? Сравните своё послание с тем, которое действительно было отправлено. Чего, с вашей точки зрения, там не хватает или что лишнее?

2. Посмотрите ежедневную программу новостей по трём разным каналам телевидения. Программу новостей какого канала Вам было смотреть интереснее? Почему? Проведите опрос среди членов Вашей семьи о том, какие новости смотрят они? Сравните полученные Вами результаты в классе. Определите, новости какого канала пользуются популярностью. Оформите результаты в виде диаграммы. Сравните результаты своего исследования с результатами рейтинга, которые публикуются в СМИ.


Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся

Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:

  1. задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;

  2. задания с открытым ответом;

  3. задания на установление соответствия;

  4. задание на установление правильной последовательности.

Обучающимся объясняются критерии оценивания:

  • за каждый правильный ответ начисляется один балл;

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 - 70% - «3»; 71 - 85% - «4»; 86 - 100 - «5».

Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Практические навыки работы на компьютере проверяются с помощью контрольно-измерительных процедур - компьютерного тестирования, упражнений, контрольных и практических работ.

Средства контроля

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.

Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Основные технологии обучения: ИКТ, интерактивные технологии (интерактивная доска, интерактивные тесты), проблемно-поисковые, личностно-ориентированные. При изучении предмета используются электронные образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы.

Содержание курса информатики для 5-9 класса

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе определе­на тремя укрупненными разделами:

  • введение в информатику;

  • алгоритмы и начала программирования;

  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зави­сящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «до­стоверность», «актуальность» и т. п.

Представление информации. Формы представления инфор­мации Язык как способ представления информации: естест­венные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодиро­вания. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счис­ления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцате­ричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Ко­довые таблицы. Американский стандартный код для обме­на информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуаль- ных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, му­зыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержа­щейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информа­ции. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, пе­редача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современ­ном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и коли­чественные характеристики современных носителей информа­ции: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сете­вое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Про­пускная способность канала. Передача информации в совре­менных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получе­нием новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, пря­мая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информа­ционной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра­фик, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделирова­нии природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических за­дач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализа­ция, проведение компьютерного эксперимента, анализ его ре­зультатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логиче­ские значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные испол­нители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последова­тельности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмиче­ском языке. Непосредственное и программное управление ис­полнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Раз­работка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещест­венные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массива­ми). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из про­цедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваива­ние, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - запись программы - компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению про­грамм в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки ин­формации.

Основные компоненты персонального компьютера (процес­сор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристи­ки (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспече­ние, системы программирования. Правовые нормы использо­вания программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, орга­низация их семейств. Стандартизация пользовательского ин­терфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии

создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и за­мена символов, работа с фрагментами текстов, проверка право­писания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный ин­тервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над докумен­том. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматиро­вание страниц документа. Ориентация, размеры страницы, ве­личина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Ком­пьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графи­ческих редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы дан­ных, системы управления базами данных и принципы рабо­ты с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ком­пьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возмож­ные неформальные подходы к оценке достоверности инфор­мации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Фор­мальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электрон­ная подпись, центры сертификации, сертифицированные сай­ты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследо­вания, управление производством и проектирование промыш­ленных изделий, анализ экспериментальных данных, образо­вание (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, об­щества. Защита собственной информации от несанкциониро­ванного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная про­филактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (меди­цинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в со­временном обществе.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Основные технологии обучения: ИКТ, интерактивные технологии (интерактивная доска, интерактивные тесты), проблемно-поисковые, личностно-ориентированные. При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы.

Индивидуальная работа с обучающимися: подготовка и защита мультимедийной презентации, публичная защита итоговой работы по проекту, выступление с докладом.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики оборудованы: одно рабочее места преподавателя и 13 рабочих мест обучающихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера обеспечивает пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведением видеоизображений, качественным стереозвуком в наушниках, речевым вводом с микрофона и др. Обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети Wi-Fi.

Компьютерное оборудование представлено какв стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров (ноутбуков и планшетов).

Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);

  • мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  • интерактивная доска Smart;

  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

  • управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  • операционная система;

  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  • браузер (в составе операционных систем или др.);

  • мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  • антивирусная программа;

  • программа-архиватор;

  • программа-переводчик;

  • система оптического распознавания текста;

  • программа интерактивного общения;

  • клавиатурный тренажер;

  • виртуальные компьютерные лаборатории;

  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

  • растровый и векторный графические редакторы;

  • звуковой редактор;

  • система автоматизированного проектирования;

  • система программирования;

  • геоинформационная система;

  • редактор web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.)/

  • учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

  • научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

  • информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Учебно-методические средства обучения

  1. Литература

1.1.Основная литература

5 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 6 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

7 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

8 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

9 класс

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

1.2.Дополнительная литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  3. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. - СПб: БХВ-Петербург, 2004 . - 448 с.

  4. Нурмухамедов Г. М. Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики (+ CD-ROM). Элективный курс: учебное пособие/ Г.М. Нурмухамедов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 125 с.

  5. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / ав.-сост. Э.С. Ларина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 155 с.

  6. Информатика. 9-11 классы: Контрольные и самостоятельные работы по программированию / ав.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.

  7. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г Хлебостроев, Л.А. Обухова; Под ред. Л.А. Обуховой. - М.: 5 за знания, 2005 - 112 с.

  8. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 230 с.

  9. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: методическое пособие для учителя. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. -93 с.

  10. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. - 383 с.

  11. Берлинер Э.М., Глазырина И.Б., Глазырин Б.Э. Microsoft Windows XP. Самоучитель. Специальное издание. - М.: ООО «Бином-Пресс», 2004. - 416 с.

  12. Третьяк Т.М., Кубарева М.В. Практикум Web-дизайна. - М.: СОЛОН-ПЕРСС, 2007 . - 176 с.

Программирование Турбо Паскаль

  1. Окулов С.М. Основы программирования /М.С. Окулов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 440 с.

  2. Окулов М.С. Программирование в алгоритмах/ М.С. Окулов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 383 с.

  3. Рапаков Г.Г. Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007 . - 352 с.

Учебные пособия для подготовки к ГИА

  1. ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Информатика: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме/ав.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. - М.: Астель, 2013. - 78 с. (Федеральный институт педагогических измерений)

  2. ГИА-2013: Информатика: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме/ав.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. - М.: Астель, 2013. - 94 с. (Федеральный институт педагогических измерений)

  3. Готовимся к ГИА. Информатика. 8 класс. Итоговое тестирование в форме экзамена/ ав.-сост. О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина. - Ярославль: академия развития, 2011. - 64 с. (Экзамен в новой форме)

  4. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Информатика: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ав.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. - М.: Астель, 2011. - 112 с. (Федеральный институт педагогических измерений)

Учебно-методические пособия для подготовки к ЕГЭ

  1. ЕГЭ-2013: Информатика: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт.-сост. Д.М. Ушаков, А.П.Якушкин.- М.: Стель, 2013. - 316 с. (Федеральный институт педагогических измерений)

  2. ЕГЭ-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/С.С.Крылов, Т.Е. Чуркина. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - 176 с. (ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе).

  3. Готовимся к ЕГЭ. Информатика и ИКТ. 10-й класс. Итоговое тестирование в формате экзамена/ авт.-сост. Н.В. Маслеников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 64 с. (Единый государственный экзамен)

  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Информатика /авт-.-сост. П.А.Якушкин, Д.М. Ушаков. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 251 с.

  5. Чуркина Т.Е. ЕГЭ. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 182 с.

  6. Зорина Е.М. ЕГЭ 2010: Информатика: сборник заданий. - М.: Эксмо, 2009. - 208 с.

  7. ЕГЭ 2009. Информатика. Сборник экзаменационных заданий. /авт-сост. П.А, Якушкин, С.С. Крылов. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с.

  8. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 298 с.

  9. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009. - 336 с.

  10. Трофимова И.А. ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

  11. Крылов С.С. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 151 с.

  12. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач /ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 152 с.

  13. Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2010. Информатика: Тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2009. - 208 с.

Учебные пособия для подготовки к олимпиаде

  1. Олимпиадные задания по информатике. 9-11 классы/ авт.-сост. Э.С. Ларина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 111 с.

  2. Мендель А.В., Колегаева Е.М. Информатика. 9-11 классы: подготовка учащихся к олимпиадам. Задачи, упражнения, методические рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2009. - 167 с.

Учебные пособия по робототехнике

  1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наука, 2013. - 319 с.

  2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 286 с.

  3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 87 с.

2.Дидактический материал

  1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Степаненко О.В. Разработка цифровых образовательных ресурсов во Flash: практикум/ О.В.Степаненко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 158 с.

  3. Цифровой дизайн: основы веб-проектирования с помощью инструментов Adobe. - М.: Рид Групп, 2011. - 768 с. (Учебный курс Adobe)

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

3. Оборудование и приборы

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Интерактивная доска - это экран для проектора с возможностью сенсорного управления компьютером, в режиме реального времени можно управлять любым ЦОРом, выполнять интерактивные задания и открывать любые программы, установленные на компьютере.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: микрофон, сканер; фотоаппарат; видеокамера, web-камера - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.



© 2010-2022