Рабочая программа для 9 класса по курсу «Информатика»

Рабочая программа по «Информатике» для 9 класса составлена на 66 часа (2 часа в неделю).Рабочая программа определена следующими укрупненными разделами:1. Информационная картина мира.2.Программное обеспечение информационных технологий.3.Техническое обеспечение информационных технологий.В программе описаны личностные, предметные и метапредметные результаты освоения информатики.Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (Информатика. Уче...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение


«Нужъяльская основная общеобразовательная школа»



«Принято»

на педагогическом совете

Протокол № __

от «____» _____________2013г.

«Согласовано»

зам.директора по УВР

__________________/Смирнова И.М./

«____» _____________2013г.

«Утверждаю»

директор школы

__________________/Гордеева Е.С./

«____» _____________2013г.







Рабочая программа

по курсу «Информатика»

для 9 класса основного общего образования



Учитель: Емельянова Т.Е.










2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделять в курсе информатики большое внимание вопросам алгоритмитизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмитизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатики в старших классах.

В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.





Общая характеристика учебного предмета


Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значительными для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатах. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развития алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализация учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (Информатика. Учебник 7-9 класс, Часть 1 (Теория) авторы Н.В.Макарова, Е.Г.Кочурова, Г.С.Николайчук, Ю.Н.Нилова,Ю.Ф.Титова; издательство ООО «Питер.Пресс», Информатика. Учебник 7-9 класс, Часть 2 (Практикум) авторы Н.В.Макарова, Е.Г.Кочурова, Г.С.Николайчук, Ю.Н.Нилова, Ю.Ф.Титова; издательство ООО «Питер.Пресс», Информатикаи ИКТ. Задачник по моделированию 9-11 класс. Базовый уровень, авторы Н.В.Макарова, Е.Г.Кочурова, Г.С.Николайчук, Ю.Ф.Титова; издательство ООО «Питер.Пресс»)1.

Цели изучение информатики в основной школе:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и право.



























Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа по «Информатике» для 9 класса составлена на 66 часа (2 часа в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы. При этом рабочая программа составлялась:

  • с учётом особенностей класса;

  • с учётом особенностей авторской программы;

  • с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, предполагаемым Федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 9 классе можно определить следующими укрупненными разделами:

  • информационная картина мира;

  • программное обеспечение информационных технологий;

  • техническое обеспечение информационных технологий.






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения;

  • развитее чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществить контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описывания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства ( обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях - «информация», «алгоритм», «модель» - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической.

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, графики, диаграммы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Календарно-тематическое планирование

2 часа в неделю, 66 часов в год


№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Параграф учебника

планируемая

фактически

Информационная картина мира

1

07.09

Инструктаж по ТБ. Место моделирования в деятельности человека.

Аналитическая деятельность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требованиям безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.

§11

2

07.09

Основные этапы моделирования: постановка задачи, формализация задачи.

§11

3

14.09

Основные этапы моделирования: разработка модели.

§11

4

14.09

Компьютерный эксперимент.

§11

5

21.09

Моделирование геометрических операций.

§1

(практикум)

6

21.09

Моделирование геометрических фигур с разными свойствами.

§1

(практикум)

7

28.09

Конструирование как разновидность моделирования

§1

(практикум)

8

28.09

Алгоритм построения типовых совместимых деталей.

§1

(практикум)

9

05.10

Конструирование из плоских деталей.

§1

(практикум)

10

05.10

Разработка алгоритма построения геометрических моделей.

§1

(практикум)

11

12.10

Конструирование из объемных деталей.

§1

(практикум)

12

12.10

Моделирование составного документа.

§2

(практикум)

13

19.10

Структурные модели в текстовом процессоре: деловые документы.

§2

(практикум)

14

19.10

Структурные модели в текстовом процессоре: классификация.

§2

(практикум)

15

26.10

Структурные модели в текстовом процессоре: алгоритмические модели.

§2

(практикум)

16

26.10

Основы классификации объектов.

§9

17

02.11

Виды классификации моделей.

§10

18

02.11

Абстрактные модели. Инструменты моделирования.

§1

(практикум)

Программное обеспечение информационных технологий


19

16.11

Классификация программного обеспечения. Основы алгоритмитизации.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предлагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

§13 (учебник)

§8 (практикум)

20

16.11

Классификация языков программирования.

§12

21

23.11

Состав системы программирования.

§12,13

22

23.11

Свойства алгоритмов.

§12

23

30.11

Данные о программах.

§13

24

30.11

Программная реализация линейных алгоритмов.

§8(практикум)

25

07.12

Общая характеристика прикладной среды. Прикладная среда табличного процессора Excel.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

§15(учебник)

§4(практикум)

26

07.12

Общая характеристика табличного процессора.

§4(практикум)

27

14.12

Создание и редактирование табличного документа.

§4(практикум)

28

14.12

Представление о формуле и правилах её записи в электронной таблице. Вычисление по формулам.

§4(практикум)

29

21.12

Использование в формулах встроенных функций.

§4(практикум)

30

21.12

Вычисления с использованием в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок.

§4(практикум)

31

28.12

Логические функции.

§4(практикум)

32

28.12

Использование в вычислениях логических функций.

§4(практикум)

33

18.01

Выполнение расчетов в среде электронных таблиц.

§4(практикум)

§4(практикум)

34

18.01

Форматирование табличного документа.

§4(практикум)

35

25.01

Объектный подход к диаграмме как форме представления данных табличного документа.

§4(практикум)

36

25.01

Создание и настройка диаграмм. Построение графиков функций.

§4(практикум)

37

01.02

Контрольное занятие по теме «Технология работы в среде табличного процессора»

§4(практикум)

38

01.02

Представление о базе данных и её системах.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

§5(практикум)

39

08.02

Знакомство с интерфейсом системы управления базой данных.

§5(практикум)

40

08.02

Заполнение, редактирование и форматирование базы данных.

§5(практикум)

41

15.02

Инструменты отображение и обработки данных. Создание форм.

§5(практикум)

42

15.02

Сортировка и фильтрация данных.

§5(практикум)

43

22.02

Запрос как инструмент обработки данных. Отчет как инструмент вывода данных.

§5(практикум)

44

22.02

Создание запросов.

§5(практикум)

45

01.03

Создание и редактирование отчета.

§5(практикум)

46

01.03

Контрольное занятие по теме «Разработка однотабличной базы данных».

§5(практикум)

47

08.03

Возможности Интернета

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страниц, включающей графические объекты.

§6(практикум)

48

08.03

Среда браузера Internet Explorer

§6(практикум)

49

15.03

Поиск информации в сети Интернет.

§6(практикум)

50

15.03

Язык разметки гипертекста HTML

§6(практикум)

51

22.03

Веб-страница с графическими объектами.

§6(практикум)

52

22.03

Веб-страница с гиперссылками.

§6(практикум)

53

29.03

Возможности электронной почты.

§6(практикум)

54

29.03

Контрольное занятие по теме «Коммуникации в глобальной сети Интернет»


Техническое обеспечение информационных технологий

55

12.04

Взаимодействие устройств компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражение;

  • вычислять истинное значение логического выражения.

§21 (учебник)

56

12.04

Основные понятия алгебры логики.

§23 (учебник)

57

19.04

Логические операции.

§23 (учебник)

58

19.04

Составление таблиц истинности по логической формуле.

§23 (учебник)

59

26.04

Некоторые законы булевой алгебры, упрощение логических выражений.

§23 (учебник)

60

26.04

Определение логических выражений по таблице истинности.

§23 (учебник)

61

03.05

Логические элементы и логические схемы компьютера. Проектирование логических схем.

§23 (учебник)

62

03.05

Контрольной занятие по теме «Логические основы построения компьютера»


63-66

10.05-24.05

Резерв учебного времени.




Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 9-15 рабочих мест обучающихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);

  • принтер (цветной печати, формата А4);

  • мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление, подсоединяемый к компьютеру преподавателя);

  • экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

  • управляемые компьютером устройства, дающие обучающимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управление (обратная связь и т.д.);

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  • операционная система;

  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  • браузер (в составе операционных систем или др.);

  • мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  • антивирусная программа;

  • программа-архиватор;

  • программа-переводчик;

  • система оптического распознавания текста;

  • программа интерактивного общения;

  • клавиатурный тренажер;

  • виртуальные компьютерные лаборатории;

  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

  • растровый и векторный графические редакторы;

  • звуковой редактор;

  • система автоматизированного проектирования;

  • система программирования;

  • геоинформационная система;

  • редактор web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатики и пр.);

  • учебно-методическую литературу (учебники2, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

  • научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатики должны быть организованы библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • комплект презентационных слайдов по курсу информатики;

  • информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах формированию коммуникативной культуры обучащихся;

  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебниках по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы обучающимися для самостоятельного изучения.



Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют или конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Информационная картина мира

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, график, диаграмма, схема) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развивать представление о современной научной картине мира об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять разницу между математической моделью объекта и его натуральной моделью, между математической моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

  • научиться оценивать информационный объем сообщения записанного символами произвольного алфавита;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

  • научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схемам и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

разрабатывать записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основами организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

  • научиться систематизировать знания и принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функции программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требования информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • составлять простые логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

Выпускник получит возможность:

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;





1 Полное описание УМК представлено в разделе программы «Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

2В состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, целесообразно включать не толь УМК, используемый в данной школе, но и по нескольку экземпляров других УМК; эти учебники и учебные пособия могут быть использованы обучающимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения учебного процесса.

© 2010-2022