Проектные методы обучения на уроках информатики

Проектные методы обучения оказывают наиболее эффективный метод передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современном обществе изменения  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творчеством, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем  — профессиональной деятельн...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема работы учителя информатики Котовой Инессы Викторовны

«Проектные методы обучения на уроках информатики»

Организация проектной деятельности учащихся

Проектные методы обучения оказывают наиболее эффективный метод передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творчеством, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход - один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта для решения значимых практико-ориентированных проблем. На мой взгляд, метод проектов как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, поскольку оно:

  • личностно ориентировано;

  • реализует деятельностный подход в обучении;

  • построено на принципах проблемного обучения;

  • использует множество дидактических подходов;

  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле;

  • приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда.

В проектной деятельности использую совокупность следующих методов

Проектная деятельность

Исследовательские

Поисковые

Научный метод

Дискуссии, эвристические беседы

Мозговые атаки

Ролевые игры


Рефлексивные


Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой и другими источниками информации. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволяет:

  • индивидуализировать обучение;

  • актуализировать знания и умения;

  • изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;

  • выполнять работу каждому ребенку в собственном ритме;

  • организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов

Умение дискутировать, принимать решениеКоммуникативные умения

Интеллектуальные умения критического мышления

Умения предметной области знания

Совокуп-ность соответствующих компетент-ностей

Умения совместной деятель-ности

Поиск информа-ции


Осмысле-ние

Анализ

Применение

Оценка

Синтез

Ключевые компетенции

Предлагаемая мной технология направлена на формирование целостной личности, характеризующейся определенным уровнем компетентности.

Целью педагогической технологии является повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов к информатике через применение проектных методов работы.

В рамках поставленной цели решаю следующие задачи:

  1. усиление практической направленности обучения;

  2. дифференцирование процесса обучения;

3. формирование:

  • навыков решения проблемных заданий;

  • навыков поведения в нестандартных ситуациях;

  • надпредметных навыков, позволяющих ученикам совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни;

  • « информационного мышления»;

  1. использование таких форм работы, которые позволяют обеспечить каждому ученику максимальные условия для раскрытия его умственного потенциала;

  2. способствование развитию познавательной активности ученика с любым уровнем интеллектуального развития;

  3. использование учащимися теоретических знаний по информатике в практике.

Главная идея предлагаемой мною технологии: формирование и развитие ключевых компетенций учеников через применение проектных методов работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Основные принципы технологии

  1. Принцип психологического обеспечения.

  2. Принцип проблемного обучения.

  3. Принцип самоорганизации.

  4. Принцип самопознания.

  5. Принцип соучения.

  6. Принцип личной ответственности.

  7. Принцип самореализации.

  8. Принцип саморазвития.

Совместное развитие с другими людьми, развитие себя через развитие другого.

У меня сложилась следующая система работы. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по курсу информатики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Для работы на начальном этапе ознакомления с методом проектов стараюсь применять темы для наиболее полного ознакомления учащихся с возможностями этого метода и для того, чтобы показать применение различных информационных сред в работе. Со старшими школьниками при работе над проектами стараюсь учитывать профориентационные наклонности учеников и, в особенности, выпускников.

Использую следующие информационные среды для разработки проектов.

Проект

Текстовый редактор МS WORD

MS POWER POINT

Табличный редактор EXСEL

Язык HTML

MS ACCESS

Языки программирования Бейсик, Паскаль,VB

MS PUBLISHER

Перед началом работы над проектами необходимо научить учащихся самой технологии метода проектов. Так как времени на это не отводится, то решаю эту проблему частично за счет экономии урочного времени, частично за счет факультативных и кружковых занятий.

Работа по данной технологии дает положительные результаты.

Успеваемость за последние 3 года в 7-11 классах составляет 100%.

Ученики успешно выступают на районных олимпиадах по информатике.

Выпускники поступают в ВУЗы и не испытывают затруднений в изучении информатики.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлена очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Проектная методика сохраняет свою актуальность и соответствует требованиям.

  3. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше, а также способствует формированию метапредметных компетенций.

  4. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.


© 2010-2022