Статья по организации учебно-исследовательской деятельности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Учебно-исследовательская деятельность как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС ООО







Автор учитель физики и информатики 1КК Акатова Татьяна Владимировна



















Пояснительная записка

XXI век - эпоха перемен. Сегодня происходит реформирование российского общества, которое сопровождается изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, и, в первую очередь, образования. В современных условиях наблюдается повышение спроса на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сказано: «…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» .

Рассуждая о приоритетных направлениях обновления системы образования можно говорить об усилении практической ориентации и инструментальной направленности образования.

Практическая направленность образования усиливается посредством увеличения внимания к современным технологиям обучения, которые формируют практические навыки работы с информацией, ее анализа; стимулируют самостоятельную работу учащихся; формируют опыт ответственного выбора и поведения.

Ведущее место среди новых технологий в педагогической практике принадлежит методу проектов, исследовательской деятельности, технологии критического мышления и пр.

Не секрет, что ребята ассоциируют уроки информатики с работой за компьютером, но при изучении некоторых важных тем из курса информатики не предполагается использование компьютера на уроке. И можно наблюдать как падает настроение у ребят, и, как следствие, активность школьников. Вот тут-то на помощь учителю и приходят современные образовательные технологии. На этих уроках просто незаменима проектная деятельность, которая позволяет более полно изучить материал и поддержать интерес и активность учащихся. При этом свои способности могут показать абсолютно все ученики.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Особое значение пропедевтического изучения информатики связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей- таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Главное в «новой школе» - это фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет зависеть успех реализации ФГОС.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность - первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Но здесь нельзя не сказать о качестве электронных пособий. Учитель сегодня не имеет тех необходимых электронных приложений к учебникам, которые бы соответствовали всем требованиям. Чаще всего сегодняшнее электронное пособие - это просто электронный вариант учебника. Мой кабинет оборудован компьютерной техникой - персональными компьютерами, видеопроектором, сканером, принтером, позволяющими перенести информацию из периодических печатных изданий в информацию удобную для работы преподавателей и учащихся.
В своей работе использую стандартный набор программного обеспечения - это стандартные программы MSWindows и MSOffice, а также программное обеспечение для СПО - КонсультантПлюс, Компас3D и некоторые другие программы. Интернет предоставляет возможность поиска материала по любому предмету.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Применения ИКТ обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе на теоретических или практических занятиях. Учащиеся формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

Организация учебного процесса, связанная с повышением социальной активности, развитием склонностей к критическому мышлению, интеграция с информационно-коммуникационными технологиями, позволит реализовать большинство педагогических задач, стоящих перед современным образованием в период перехода на образовательные стандарты второго поколения.

«Организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности» - сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте.



Перечень

тем учебно-исследовательских работ по предмету или межпредметных работ для учащихся 5-9-х классов

Темы учебно-исследовательских работ по предмету или межпредметных работ

Класс

Комментарии

1.

Информационная безопасность

7 - 9

Цель

1. На основе статистических данных оценить приоритеты в использовании современных источников информации.

2. Обратить внимание пользователей интернета на необходимость критической оценки используемой информации.

Гипотеза

1. Интернет − самый популярный источник информации в современном обществе.

2. Большинство пользователей интернета не задумываются об оценке достоверности используемой информации и могут стать жертвой манипуляторов в сети.

2.

Механизмы в MineCraft

5-7

Цель

1. Много-ли детей играет в игры жанра песочница.

2. На сколько популярна игра MineCraft среди школьников.

Гипотеза

Считается что в игры где игроку предоставлена полная свобода действий, играет очень большое количество детей школьного возраста.

3.

Реальность и миф компьютерных игр

8-9

Цель

Установить взаимосвязь между увлечением компьютерными играми и желанием научиться программированию.

Гипотеза

Существует прямая взаимосвязь между количеством проводимого времени за компьютером и желанием изучать программирование.

Мужчины чаще чем женщины интересуются программированием.

4.

Роботы вокруг нас

5-7

Цель

Выяснить, как выглядят роботы в современном мире.

Гипотеза

Роботы - это не обязательно человекоподобное устройство. Их внешний вид и конструкция могут быть самыми разнообразными.

5.

Планшет в школе

5-9

Цель

Понять, применяют ли школьники планшеты для учебы и как именно.

Гипотеза

С помощью планшета можно не просто выходить в интернет, но и иметь доступ к электронному дневнику, подключаться к дистанционным урокам, пользоваться электронными учебниками и книгами по школьной программе, готовить домашние задания. И это далеко не весь перечень возможностей, планшет постепенно становится полноценным рабочим инструментом школьника.


© 2010-2022