Методическая разработка классного часа на тему: «Этика сетевого общения» 8-11 класс

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа на тему:

«Этика сетевого общения»

(8 - 11 класс).

Цель мероприятия:

- познакомить ребят с основными нормами поведения в сети Интернет, особенностями общения в чатах, по электронной почте.


Лучше построить классный час в форме беседы, в которой учащиеся должны привести примеры непорядочного поведения в сети Интернет: нетерпимости, навязывания своих убеждений, экстремизма.

В качестве вступительного слова ребятам можно предложить ситуации, часто встречающиеся в последнее время при пользовании сетью Интернет, и выяснить мнение ребят по той или иной проблеме (ситуации).

Например:

1. В последнее время чешские школьники, как и учащиеся в других странах, частенько шантажируют одноклассников и учителей, выкладывая нелицеприятные видеоролики о них в Интернете. Для рассылки фотографий, звуковых и видеофайлов дети также пользуются электронной почтой и мобильными телефонами.

Чтобы решить эту проблему, чиновники предлагают учителям просто конфисковывать у детей сотовые аппараты или же запрещать их использование во время уроков. Кроме того, преподавателям рекомендуется приглашать родителей в школу и обсуждать с ними поведение малолетних шантажистов; есть и более радикальная мера - перевод провинившегося в другой класс. Ну, а, если школьник упорствует, продолжая выкладывать фотографии и видео, чиновники советуют педагогам обращаться в полицию.

- Как вы оцениваете такое поведение своих сверстников в других странах?

- Какие методы воздействия на Интернет-шантажистов можете предложить?

2.Онлайновое запугивание - к сожалению, довольно распространенное сегодня явление. Согласно недавнему исследованию, в США трое из четырех подростков подвергались запугиванию в Сети в течение последнего года. И только один ребенок из десяти рассказал об онлайновых угрозах родителям или другим взрослым. Многие подростки не говорят о происшедшем родителям, поскольку намерены сами решать подобные проблемы. 31% опрошенных не обсуждают инциденты, так как боятся, что родители ограничат им доступ в Интернет. Треть респондентов заявили, что не говорили со взрослыми об онлайновых угрозах, поскольку опасались, что в результате у них могут возникнуть проблемы с родителями.

- Подвергались ли вы подобному воздействию?

- Как нужно правильно вести себя в подобной ситуации, по вашему мнению?

3. В связи с развитием электронного государства, идея электронного школьного журнала становится все более популярной. Подобные журналы успеваемости востребованы в Америке (программа Pinnacle Gradebook) и набирают обороты в России. На заседании президиума Госсовета УР летом текущего года, на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, президент России Дмитрий Медведев одобрил ввод электронных версий школьных журналов наряду с бумажными. Многие родители с энтузиазмом восприняли эту идею.

В правительстве Калининградской области активно обсуждается вопрос о введении электронных карточек для контроля за школьниками. Об этом министр образования правительства Калининградской области Наталья Шерри сообщила на состоявшейся 22 августа пресс-конференции на тему: "Реализация в Калининградской области проекта по совершенствованию организации школьного питания".

По словам министра, данное нововведение позволит обеспечить контроль как школьной администрации, так и родителей за посещением занятий, приёмом пищи и получением материалов в библиотеке их детьми. Также разрабатываются варианты ведения электронного журнала, причём в некоторых школах такие журналы уже используются.

- Выскажите свое отношение к таким формам контроля за детьми со стороны родителей и учителей.

Хотя Интернет - специфическая среда для общения, в ней существуют определенные правила вежливости, которые получили название «сетевой этикет». Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остается на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям. В связи с этим, необходимо рассмотреть пример крайне негативного сетевого поведения, предложить дать ему нравственную оценку и указать на недопустимость такого поведения. Например, сообщение в новостях: «Группа хакеров повредила на этой неделе несколько церковных страниц, поместив на них высказывания почитателей культа Сатаны, его изображения и другие символы Сатанизма». Предложить учащимся дать им оценку.

Работая в Интернете, учащиеся обязательно должны столкнуться с проблемой виртуального общения (чат, форум, электронная почта, телеконференции). Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменять свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту, а также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни. Для того чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете, следует придерживаться определенных правил:

  • не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе;

  • следите за своими словами (не употребляйте грубых выражений);

  • не сообщайте незнакомому лично человеку ваш домашний адрес, телефонный номер;

  • если вы чувствуете дискомфорт в общении, уходите.

Можно предложить учащимся составить свои принципы общения в Интернете.

Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет, регулирующий общение пользователей друг с другом и так называемый сетевой этикет (netiquette - от слияния англ. слов net - сеть и etiquette - этикет). Сетевой этикет - это некоторое количество базовых правил поведения в сети, однако эти правила время от времени подвергаются изменениям, что-то устаревает и теряет свою актуальность в связи с развитием технологий Интернет, а что-то добавляется новое.

Сетевой этикет регулирует:

  • правила обмена сообщениями по электронной почте

  • стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях

  • общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.

При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах.

  • Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.

  • По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.

  • Пишите кратко, грамотно и аккуратно.

  • Отвечая на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.

  • Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой «подписью», автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырех-пяти строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обратиться к Вам. Если указаны только инициалы, то отвечающему придётся искать имена в других источниках, на это потребуется время. Подразумевать же, что все точно помнят наше имя-отчество, - это неверно. У всех свои особенности памяти и объёмы информации, а также круг общения.

Например:

С уважением,

Петров Иван Сергеевич

преподаватель ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Тел.8(3412)10-20-30

E-mail: [email protected]

  • В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.

  • Не следует переправлять чье-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.

  • Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.

  • Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. В первом случае - ответить в течение трех дней. Во втором - не отвечать.

  • Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.

  • Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (то есть, имеет ли он на своем компьютере нужную программу-архиватор).

  • Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.

  • Нежелательно посылать письма большого объема - около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатным почтовым ящиком, может такое послание не прочитать из-за ограничений на объем входящей корреспонденции.

    • К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.

    • Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.

    • При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты.

    • Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно был указано, что приложено и зачем.

И наконец, существуют общие Правила общения в Сети :

  1. Помните, что Вы говорите с человеком.

  2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

  3. Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.

  4. Уважайте время и возможности других.

  5. Сохраняйте лицо.

  6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать.

  7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.

  8. Уважайте право на частную переписку.

  9. Не злоупотребляйте своими возможностями.

  10. Учитесь прощать другим их ошибки.







© 2010-2022