- Преподавателю
- Информатика
- НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Оспанова З.К. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Новые подходы в преподавании и обучении информатики
Оспанова З.К. СШ №16
В Программе первого уровня определены базовые функции учителей, которая включает в себя разработку программы развития школы, внедрение новых подходов в обучении и преподавании.
В связи с внедрением изменений в школьную практику, появилась потребность в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем. Поэтому стало важным и необходимым создать сетевое сообщество «Интеграция», с целью совершенствования ключевых компетентностей образовательного характера в процессе совместной деятельности членов сетевого сообщества, предоставление им дополнительных возможностей для обмена опытом, совместного решения профессиональных проблем. (1) Для функционирования сетевых сообществ школ совместно с творческой группой учителей СШ №53, Кызылжарской СШ, СШ №16, СШ №3 п.Мартук (Мартукского района), Ащелисайской МКШ (Каргалинского района) разработали структуру нашего сетевого сообщества, Положение, определились с количеством групп.
За 2014-2015 учебный год сетевое сообщество «Интеграция» расширилось. Возникла идея развития педагогического сетевого сообщества по предметам и создана сетевое сообщество учителей информатики «Информатика и ИКТ». Членами СС являются школы: №13, №11, п. Новый, №40, №29, №53, п. Пригородный.
Создание сетевого сообщества это не конкуренция, а взаимовыгодное сотрудничество. Сотрудничество по возникшим вопросам при составлении среднесрочного планирования, краткосрочного планирования в режиме он-лайн, обсуждения и решения. Учителя Бекмухамбетова Н.Р. СШ №40 и Куртасова Л.В. СШ №29 приняли активное участие в областном семинаре-практикуме «Внедрение новых подходов в преподавании и обучении - необходимость преобразований школьной практики» на базе СШ №16.
Сегодня важным является практические навыки учащихся, умение реализовать полученные знания в жизни. Здесь уместно высказывание А. Дистервега «Со знанием должно быть обязательно связано умение...», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ученик должен уметь критически мыслить, приобрести навыки широкого диапазона знаний. От уровня развития конкретных субъектов и группы субъектов зависит динамика развития мировой экономики. Как говорится в руководстве "Чтобы стать успешными в современном информационном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости" (1, с. 103).
Основные идеи Кембриджского подхода в обучении Конструктивистская теория - развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, полученными из разных источников. Учитель помогает преодолеть ЗБР, строит «леса», «подмостки» для перехода ученика на другой уровень знания и понимания. Коллаборативное познание - философия сотрудничества, кооперация учителей, учеников, родителей - климат, активность, взаимодействие, взаимопомошь, групповая работа. Учитель - главная фигура в школе. Учитель-лидер.
В соответствии с этим у каждого педагога, закончившего трехуровневые курсы по Программе 7 Модулей, изменилось видение планирования, как среднесрочного, так и краткосрочного: если раньше планирование создавалось с учетом учебных целей, то теперь главный упор необходимо делать на постановку целей для обучающихся, так как в центре процесса обучения по-новому - именно ученик.
7 модулей Кембриджского подхода в обучении: 1. Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание обучения. Оценивание для обучения. 4. ИКТ в преподавании и обучении.5. Управление и лидерство в обучении. 6. Обучение талантливых и одаренных.7. Обучение с учетом возрастных особенностей.
Цель среднесрочного планирования или планирования серии последовательных уроков заключается в следующем:
• организация последовательности этапов работы;
• интегрирование семи модулей в практику преподавания в классе;
• определение цели преподавания и обучения каждого урока;
• утверждение методики измерения результатов преподавания и обучения;
•определение задач обучения и преподавания с целью достижения ожидаемых результатов;
•обеспечение целенаправленной положительной динамики на протяжении всех этапов обучения;
•стратегическое планирование с целью вовлечения в процесс обучения всех учащихся.
В этой связи определяющими в формулировке цели преподавания и обучения должны стать вопросы:
- Какими знаниями должны, на Ваш взгляд, обладать ученики?
Какие ключевые идеи должны понять ученики?
Какие вопросы должны быть исследованы и проанализированы учениками?
Результаты обучения предоставят учителю информацию о том, был ли он успешен в достижении поставленных им целей обучения на уроке.
Результаты обучения:
должны быть ориентированы на ученика;
выражены в форме глагола, описывающего какой либо навык;
должны соответствовать результатам успеваемости учеников.
Ожидаемым результатом реализации приемов и стратегий технологии в среднесрочном и краткосрочном планировании по информатике является повышение уровня качества знаний у учащихся 5-х-11-х классов средней школы, формирование высокоинтеллектуальной и развитой личности при использовании гуманистического подхода в образовательном процессе.
К примеру, реализация приемов и стратегий технологии развития критического мышления в среднесрочном и краткосрочном планировании по информатике для 5-х-11-х классов средней школы направлены на поддержку психологической комфортности, развитие когнитивных, эмоциональных и волевых процессов, поощрение творческой активности учащихся, а именно - создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Используемая литература:
1. Руководство для учителя, второе издание, 2012год.
2. Қусаинов А.Қ. Әлемдегі және Қазақстандағы білім берудің сапасы. Алматы 2013ж.
3. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира».