Элективный курс по информатике Мне нравится Паскаль

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено

на заседании мотодсовета

МОУ «Атемарская СОШ»

Протокол № 3 от 22.12 2010 г.

Председатель метод совета

Дворникова Н.В.

зам.директора по УР









Программа

факультативного курса

для учащихся 6 -7 класса

«Мне нравится Паскаль»

название факультативного курса




Автор-составитель программы

учитель математики и информатики

название преподаваемого предмета

МОУ «Атемарская СОШ»

Шкилёва И.И.








2011 г.

Пояснительная записка

В меняющемся курсе информатики всё меньше места отводится разделу «Алгоритмизация и программирование», а предметные олимпиады проводятся для учащихся 7-11 классов и требуют знание языков программирования. Актуальность данной программы состоит в том, что учитель должен заложить основы знания одного из языков программирования для подготовки детей к участию в олимпиадах уже в 6 классе.

Программа факультативного курса соответствует концепции информатизации и предназначена для учащихся 6 - 7 классов, изучающих информатику. При этом учитывается, что учащиеся прошли факультативный курс «Азы информационных технологий» в начальной школе и имеют представление об основных алгоритмических структурах, составляли алгоритмы на «алгоритмическом языке стрелок». При разработке программ использовалась литература по информационным технологиям, школьному алгоритмическому языку и языку программирования Turbo Pascal, описание интегрированной среды Turbo Pascal, сборники задач.

Реализация содержание курса требует интенсивного применения ПК, занятия проводятся в форме практических занятий в сочетании с лекциями, построенными как диалог между учителем и учащимися. Контроль осуществляется в ходе занятий, по результатам опроса, зачетов, тестов, выполнения практических работ.

Большую роль при изучении курса играют межпредметные связи. В результате обучения по данной программе учащиеся получают знания и умения необходимые им для последующего усвоения курса информатики, математики и физики. Учащиеся знакомятся с основными типами данных и способами решения типовых задач на языке программирования «Паскаль».

Данная программа обеспечивает пропедевтическую подготовку учащихся с ориентацией на поступление на информационный про­филь, где углубленно изучаются методы и средства информационных технологий решения задач и программирование, что реализует принцип преемственности.

Цели курса

  • раскрыть основные возможности, приемы и методы работы с многозадачной средой Windows и языком программирования Turbo Pascal;

  • реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к изучению информационных техноло­гий, углубленному изучению программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;

  • обеспечить пропедевтическую подготовку учащихся с ориентацией на поступление на информационный про­филь, где углубленно изучаются методы и средства информационных технологий решения задач и программирование.

Курс «Мне нравится Паскаль» призван способствовать решению следующих задач:

  • дать чёткие знания и навыки по основным темам алгоритмизации, в том числе программирования на языке Turbo Pascal;

  • акцентировать внимание учащихся на разделах, связанных с обучением и применением полученных знаний при изучении других школьных предметов;

  • выработать у учащихся умения и навыки программирования;

Сроки реализации программы:

содержание курса включает 8 тем, на изучение курса отводится 34 часа.

Основные принципы отбора и структурирования программы:

  • модульность;

  • практическая направленность;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • использование новых технологий в обучении;

  • выбор индивидуального образовательного маршрута.

Методы обучения строятся на основе нового понимания целей и ценностей образования, в условиях возрастающей роли подготовки молодёжи в области информатики и информационно-коммуникационных технологий: работа со справочной литературой, электронными пособиями, поиск информации в Интернет. Модульный принцип обучения позволяет обеспечить вариативность и осуществить реальную профилизацию обучения.

Формы обучения: лекции, практика, зачёты, создание и тестирование программ.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня знаний учащихся,

  • развитие творческих способностей,

  • умение выделять проблемы и находить пути их решения;

  • умение анализировать информацию;

  • систематизация полученных данных;

  • повышение гибкости мышления (способность понять и принять чужую точку зрения;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение задавать вопросы в контексте поставленной проблемы.

Инструментарий для оценивания результатов: оценка знаний проводится путём зачётных работ в виде тестов, работы программ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

После прохождения курса учащиеся должны:

знать:

  • что такое алгоритм,

  • что такое программа, из каких этапов состоит процесс создания программы, приоритет выполнения операций;

  • как запустить программу в среде Паскаль;

  • что такое данные, операции с различными типами данных;

  • формат описания символьных данных, назначение основных стандартных функций для работы с символьными данными;

  • чем отличается линейный алгоритм от ветвления и цикла;

  • как организуется на Паскале циклы с заданным числом повторений, с пред условием и постусловием;

  • формат и порядок описания процедур и функций;

уметь:

  • использовать операторы ввода и вывода, просматривать результаты работы программы;

  • описывать типы числовых данных, изменять порядок выполнения операций;

  • пользоваться стандартными функциями для обработки символьных данных;

  • вычислять логические выражения при заданном наборе данных;

  • реализовывать простые алгоритмы с использованием ветвления на языке Паскаль;

  • решать задачи с использованием циклов;

  • выполнять ввод и вывод массива;

  • решать задачи с использованием подпрограмм.

Тематический план


Тема

Кол-во

часов

Первая программа на Паскале

3

Работа с числовыми данными

7

Работа с символьными данными

2

Логический тип данных и логические операции

3

Разветвляющиеся алгоритмы

3

Циклические алгоритмы

6

Работа с массивами

6

Вспомогательные алгоритмы

4

ВСЕГО:

34

Поурочное планирование

тема

Распределение часов между

видами учебной работы

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Первая программа на Паскале

1

2

3

2

Работа с числовыми данными

2

5

7

3

Работа с символьными данными

1

1

2

4

Логический тип данных и логические операции

1

2

3

5

Разветвляющиеся алгоритмы

1

2

3

6

Циклические алгоритмы

2

4

6

7

Работа с массивами

2

4

6

8

Вспомогательные алгоритмы

1

3

4

Всего по курсу

11

23

34


Содержание программы курса

ТЕМА 1. Первая программа на Паскале (3 часа)

Программирование. Язык программирования. Система программирования. Среда программирования. Программа, разделы программы, алфавит языка Паскаль. Вывод сообщения на экран монитора. Этапы создания компьютерной программы. Оформление текста на экране.

Учащиеся должны знать: что такое программа, из каких этапов состоит процесс создания программы, как запустить программу в среде Паскаль, как выйти из Паскаля, что такое линейный алгоритм.

Учащиеся должны уметь: использовать операторы вывода, просмотреть результаты работы программы.

ТЕМА 2. Работа с числовыми данными (7 часов)

Данные. Типы данных. Операции с целыми числами. Понятие переменной. Тип Integer. Оператор присваивания. Вывод на экран. Операции с типом Integer. Стандартные функции типа Integer. Представляются переменных целого типа в памяти компьютера. Вещественные числа. Описание вещественного типа данных (Real). Форматы записи вещественных переменных. Вещественные операции. Стандартные функции типа Real. Запись математических выражений. Представление переменных вещественного типа в памяти компьютера.

Совместимость переменных целого и вещественного типа. Преобразование типов. Правила приоритета в выполняемых действиях. Действия над данными разных типов. Ввод и вывод данных. Ввод переменных с клавиатуры. Вывод на экран. Датчик случайных чисел. Константы в программе.

Учащиеся должны знать: что такое данные, типы данных, операции с различными типами данных, приоритеты выполнения операций

Учащиеся должны уметь: описывать типы числовых данных, изменять порядок выполнения операций.

ТЕМА 3. Работа с символьными данными (2 часа)

Символы. Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции.

Учащиеся должны знать: формат описания символьных данных, как кодируются символы таблицей ASCII, назначение основных стандартных функций для работы с символьными данными.

Учащиеся должны уметь: пользоваться стандартными функциями для обработки символьных данных

ТЕМА 4. Логический тип данных и логические операции (3 часа)

Логический тип данных. Операции отношения Ввод-вывод булевских переменных. Логические операции: логическое умножение (конъюнкция), логическое сложение (дизъюнкция), исключающее ИЛИ, логическое отрицание (инверсия), применение логических операций в программе. Приоритет логических операций.

Учащиеся должны знать: какие значения могут принимать данные этого типа, операции отношений, логические операции, чем определяется порядок выполнения логических операций.

Учащиеся должны уметь: вычислять логические выражения при заданном наборе данных

ТЕМА 5. Разветвляющиеся алгоритмы (3 часа)

Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма оператора IF. Оформление программ. Блоки операторов. Ветвление по ряду условий. Оператор case.

Учащиеся должны знать: чем отличается линейный алгоритм от ветвления, служебные слова для организации ветвления, чем отличается полное ветвление от неполного, когда применяется оператор case.

Учащиеся должны уметь: реализовывать простые алгоритмы с использованием ветвления на языке Паскаль

ТЕМА 6. Циклические алгоритмы (6 часов)

Оператор цикла for с увеличением счетчика, с уменьшением счетчика. Применение циклов со счетчиком. Цикл в цикле. Трассировка. Вычисление суммы ряда.

Циклы с условием.
Цикл с предусловием. Описание цикла с предусловием. Цикл с постусловием. Описание цикла с постусловием. Использование циклов repeat и while.

Учащиеся должны знать: как организуются на Паскале циклы с заданным числом повторений, с пред условием и постусловием

Учащиеся должны уметь: решать задачи с использованием циклов

ТЕМА 7. Работа с массивами (6 часов)

Хранение однотипных данных в виде таблицы. Основные операции с массивами. Описание массива на языке Паскаль. Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран. Поиск в массиве

Учащиеся должны знать: что такое массив, формат описания массивов.

Учащиеся должны уметь: выполнять ввод, вывод массива.

ТЕМА 8. Вспомогательные алгоритмы (4 часа)

Структурное программирование. Задачи с использованием вспомогательных алгоритмов.

Учащиеся должны знать: формат и порядок описания процедур и функций пользователя, принципы структурного программирования.

Учащиеся должны уметь: решать задачи с использованием подпрограмм.

План - конспект

занятия по факультативному курсу

«Мне нравится Паскаль»


Тема занятия: Программирование. Языки программирования.

Цель занятия:

  • дать основные понятия о языках программирования,

  • рассмотреть этапы создания программы,

Тип занятия: урок-диалог.

Ход занятия


  1. Организационный момент. Постановка цели.

  2. Изучение нового материала.

1) Основные сведения о языках программирования

У нас в гостях два друга: Фока и Дока (роль Доки играет учитель, учащийся старших классов играет роль Фоки). Дока - полиглот. Он знает много языков программирования и на наших занятиях он постарается научить Фоку и вас ребята легко общаться с компьютером и составлять программы на простые задачи.

Дока: Под языком понимают любую систему знаков (Знак - это объект, специально выделенный для передачи информации: буква, жест, положение переключателя и т.п.).

И здесь возникает следующая проблема - язык ЭВМ (машинный язык) весьма далек от понятий, которыми оперирует человек: регистр, переслать, перейти по адресу и т. д., и все это записывается в машинных кодах. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный самому компьютеру.

2) ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении любых текстов. Набор таких символов называют алфавитом языка.

Алфавит (набор символов) Turbo Pascal 7.0. включает:

  • все латинские прописные и строчные буквы

(A-Z,a-z);

  • арабские цифры 0-9;

  • знаки + - * \ / < > ^ , . ; : ' ( ) _ и др.;

  • служебные слова .

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 предусматривают набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три категории:

- операторы (коды операций);

- функции (имена функций);

- ключевые слова;

3) Первая программа на Паскале.

Дока: Вот если я хочу попросить вас найти периметр прямоугольника, то, как я смогу это сделать? Ну, допустим, скажу:

- Вычислите, пожалуйста, периметр прямоугольника со сторонами 25 и 38 см.

- А вот к компьютеру так обратиться нельзя! Хотя современный компьютер владеет многими языками программирования, он не в состоянии понять наши просьбы. Компьютер понимает и решает задачу, если её условие записано на конкретном языке программирования, например Паскале. Этот язык основан на английских словах.

Фока: Значит, если я выучу язык паскаль, то смогу свободно говорить по-английски?

Дока: К сожалению нет! В состав языка Паскаль входит только небольшое число английских слов, и существуют строгие правила их написания и использования.

Фока: Ну, ты меня заинтересовал! Любопытно было бы посмотреть, как выглядит программа вычисления периметра прямоугольника на этом языке!

Дока: Пожалуйста, посмотри:

Рrogram perimetr;

Uses Crt;

Описываем переменные.

Var a,b,p: real;

Производим очистку экрана

Begin

clrscr;

Присваиваем переменным значения

a:=25;

b:=38;

Вычисляем периметр прямоугольника

p:=(a+b)*2;

Выводим значения периметра на экран.

Write('perimetr' ,p);

END.(обязательный оператор)

Фока: Интересно! И что с этой программой надо делать: вот компьютер, вот программа, как их объединить?

Дока: Для этого существует среда программирования, но как там надо работать мы с тобой посмотрим на следующем занятии!

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание:

Подготовить ответы на вопросы:

  • Для чего служит компьютер?

  • Что называется алгоритмом?

  • Что называется алфавитом языка?

  • Что представляет собой программа?

  • Что включает в себя алфавит языка Turbo Pascal 7.0?

Список литературы


  1. Л.М. Поддубная, В.Ф. Шаньгин Мне нравится Паскаль - Москва «Радио и связь», 1992.

  2. С. И. Довгаль, Б. Ю. Литвинов Турбопаскаль V 7.0 - киев «Информсистема сервис», 1993.

  3. Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова Паскаль для школьников - С-Пб, «Питер», 2006.

  4. Т.Н. Поддубная, И. Л. Фукс Информатика в задачах и упражнениях - Томск: МП «Раско», 1992.

  5. Н.А. Переверзева, И. Н. Ревчук, Решение задач на алгоритмическом языке - Минск: Народная асвета,1990.

  6. Никлаус Вирт, Алгоритмы и структуры данных с примерами на Паскале -
    С-ПБ, Невский диалект, 2005.

Терминологический словарь

Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении любых текстов.

Алфавит - набор символов.

Переменная - это величина, которая может меняться при выполнении программы.

Целые (INTEGER) -занимают в памяти 2 байта.

Длинные целые (LONG) - занимают в памяти 4 байта.

Переменные символьного типа (STRING) - это последовательность длиной до 32567 символов.

Логический тип и логические выражения (BOOLEAN) - переменные, константы и выражения логического типа имеют только два значения: TRUE (истина) или FALSE (ложь).

ОПЕРАТОРЫ ВЫВОДА

1) WRITE(а1,а2,...,аn) - выводит последовательно значения переменных а1,а2, ... ,аn

Переход на следующую строку не происходит.

2) WRITELN(а1,а2,..,аn) выводит последовательно значения а1,а2,.. ,аn.

Переход на следующую строку происходит.

3) WRITELN - осуществляет переход на новую строку.

Последовательное расположение операторов 1) и 3) равносильно одному оператору 2).

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА

  1. READ(а1,а2,...,аn) - каждое вводимое значение получают последовательно переменные а1,а2,... ,аn;

  2. READLN(а1,а2,..,аn) - каждое вводимое значение получают последовательно переменные а1,а2,...,аn.

  3. READLN - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.

Условный оператор - if условие then <операторы1> [Else <операторы2>]

Оператор варианта - если необходимо осуществить проверку более сложных условий, чем ДА/НЕТ, целесообразно использовать условный оператор

Case переменная Of

For <параметр>:=А То В Do <тело цикла> - Цикл с параметром

While ... Do - Цикл с предусловием

Repeat (повторять) Until (до тех пор, пока…)- Оператор цикла с постусловием

Массив - совокупность конечного числа данных одного типа.

Тип индекса - только в разделе описания массива.

Индекс - в разделе операторов для обозначения конкретных элементов массива. При этом индекс должен быть того же типа, что и описание типа индекса.

Функция Random [(x)] - Формирует случайное число от 0 до Х целого или вещественного типа


© 2010-2022