- Преподавателю
- Информатика
- Пошаговые уроки при работе с базами данных в OpenOffice
Пошаговые уроки при работе с базами данных в OpenOffice
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Костров А.А. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Базы данных
В современном мире человек получает огромное количество информации (считается, что каждые десять лет оно удваивается). С развитием компьютерной техники появилась возможность создавать электронные хранилища данных - базы данных (БД). При этом важнейшей проблемой является не столько само хранение информации, сколько организация быстрого и простого поиска нужных данных. Эта задача решается с помощью специального программного обеспечения - систем управления базами данных (СУБД).
База данных представляет собой поименованную совокупность данных, отражающую состояние объекта или множества объектов, их свойства и взаимоотношения.
Основными понятиями БД являются поле, запись и первичный ключ.
-
Поле - это минимальный элемент данных.
-
Запись - это полный набор данных об определенном объекте.
-
Первичный (главный) ключ - это одно или несколько полей, совокупность значений которых однозначно определяет любую запись. Иначе говоря, значение первичного ключа не должно повторяться в разных записях.
Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных. В настоящее время наиболее распространена реляционная модель. Соответственно, БД, использующие такую модель данных, называются реляционными БД. В реляционных БД данные хранятся в одной или нескольких взаимосвязанных таблицах.
Запись в реляционной БД представляет собой строку таблицы, а поле - столбец. Первичный ключ определяется для каждой таблицы.
С каждым полем связано очень важное свойство - тип поля Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. Основными типами полей являются:
-
Счетчик. Содержит последовательность целых чисел, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем.
-
Текстовый. Содержит символы различных типов.
-
Числовой. Содержит числа различных типов.
-
Дата/Время. Содержит даты или время.
-
Денежный. Содержит числа в денежном формате.
-
Логический. Содержит значения Истина (Да) или Ложь (Нет).
Каждый тип поля имеет свой набор свойств. Наиболее важными свойствами полей являются:
-
Размер поля. Определяет максимальную длину текстового или числового поля.
-
Формат поля. Устанавливает формат данных.
-
Обязательное поле. Указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить.
СУБД OpenOffice.org.Base
Система управления базами данных (СУБД) - это программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных.
Такой системой, в частности является OpenOffice.org.Base (далее - просто Base), входящая в состав пакета OpenOffice.
Способ запуска программы Base зависит от операционной системы и версии OpenOffice. Например, в Windows XP при установленной версии OpenOffice 3.0 запустить программу можно, выполнив щелчок по команде Программы - OpenOffice.org 3.0 - OpenOffice.org Base из Главного меню Windows.
Основные объекты базы данных в Base:
-
Таблицы. Базовый объект БД, в них хранится вся информация, остальные объекты являются производными, т.е. создаются на основе таблиц.
-
Запросы. Осуществляют отбор данных из таблиц БД на основании заданных условий.
-
Формы. Позволяют отображать данные таблиц и запросов в более удобном для восприятия виде, добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать и удалять существующие.
-
Отчеты. Предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.
К началу урока
Создание табличной базы данных
Создадим базу данных по учащимся лицея. Для создания новой БД необходимо выполнить несколько шагов в Мастере баз данных (запускается автоматически после запуска Base):
-
В левой части окна Мастер баз данных в группе Шаги выберем строку Выбор базы данных.
-
В правой части окна для запуска процесса создания новой базы с заданными по умолчанию параметрами активируем пунктСоздать новую базу данных.
-
Щелкнем по кнопке Далее.
-
В окне Мастер баз данных на шаге Сохранить и выполнить в группе Вы хотите, чтобы мастер зарегистрировал базу данных в OpenOffice.org? активируем пункт Нет, не регистрировать базу данных - для сохранения информации только в созданном файле базы данных.
-
В группе Что сделать после сохранения базы данных? активируем пункт Открыть базу данных для редактирования.
-
Щелкнем по кнопке Готово.
-
В окне Сохранить как выберем место на компьютере для размещения создаваемой базы.
-
В графе Имя файла задаем название базы (например, Лицей).
-
Закроем окно кнопкой Сохранить.
После выполнения данной последовательности действий мы увидим на экране основное рабочее окно приложения Base.
В состав окна входят:
-
строка названия и строка меню, которые стандартны для всех приложений OpenOffice;
-
панели инструментов (в Base в качестве основных используются панели Стандартная и Таблица);
-
строка состояния - это служебная панель, которая располагается внизу окна программы Base, в ней отображаются сведения о текущем документе Base, показаны имена документа, библиотеки и модуля, разделенные точками;
-
рабочее поле, где и происходит работа с базами данных.
Рабочее поле, располагающееся в центре окна Base, в свою очередь разделено на пять основных частей:
-
поле База данных - для выбора элемента (таблица, форма, отчет и запрос);
-
поле Задачи - для работы с выбранным элементом (создание, использование);
-
поле Описание - для описания выбранного действия с элементом;
-
поле элемента - для отображения содержимого выбранного элемента (таблица, форма, отчет и запрос);
-
поле документа - для отображения содержимого выбранного документа в поле элемента.
Чтобы перейти к нужному элементу базы данных в окне открытой базы данных необходимо щелкнуть по нужному элементу (таблице, форме или запросу) в поле База данных (в левой части окна).
Если окно Base уже открыто, то для создания новой базы данных необходимо выполнить команду меню Создать - Базу данных…
Щелкнув по элементу Таблицы в области База данных и дважды щелкнув в области Задачи по строке Создать таблицу в режиме дизайна, введем следующие сведения о структуре таблицы:
Тип поля выбирается из предлагаемого списка. В нижней части окна определим некоторые свойства полей: для текстовых полей введем в строке Длина соответствующую длину (например, для поля "Фамилия" - 15, "Имя" - 10, "Группа" - 5). Кроме того, для поля "Дата рождения" в строке Пример формата можно указать формат даты. В качестве ключевого выберем поле "Код ученика", поскольку значения в нем не будут повторяться. Задать ключевое поле можно, щелкнув по первому столбцу правой кнопкой мыши и выбрав в контекстном меню пункт Первичный ключ.
Находясь в режиме конструктора таблиц, можно изменять типы данных и имена полей, добавлять новые поля, а также копировать и удалять существующие поля. Например, для удаления поля нужно маркировать соответствующую строку и выбрать команду Вырезать из меню Правка.
Сохраним таблицу под именем Ученик, воспользовавшись пунктом меню Файл - Сохранить, и закроем окно конструктора.
После создания таблицы ее имя добавляется в окно БД. Теперь таблицу можно открыть в режиме конструктора, щелкнув правой кнопкой мыши по имени нужной таблицы и выбрав в контекстном меню пункт Изменить, или в режиме таблицы (пункт Открыть в контекстном меню или просто двойным щелчком). В режиме таблицы осуществляется ввод и редактирование данных. Заполним созданную таблицу, например, следующим образом:
Перемещение между записями можно осуществлять с помощью мыши, клавиш управления курсором или полосы прокрутки. Для быстрого перемещения между записями в базе данных можно использовать кнопки перемещения на панели Запись, которая находится в нижней части окна таблицы.
Аналогичным образом создадим таблицу «Предметы» со следующей структурой:
и таблицу «Контрольная неделя»:
Затем заполним эти таблицы данными.
К началу урока
Установка связей между таблицами
Отдельные таблицы БД могут быть связаны между собой. Связь между таблицами определяет тип отношения между полями. Как правило, связывают ключевое поле одной таблицы с соответствующим ему полем другой таблицы, которое называют полем внешнего ключа.
Связанные поля могут иметь разные имена, однако у них должны быть одинаковые типы и одинаковые значения свойств.
При наличии связи между таблицами Base будет автоматически выбирать связанные данные из таблиц в отчетах, запросах и формах.
Чтобы связать таблицы в меню Сервис выберем команду Связи… В диалоговом окне Добавление таблицы пометим последовательно каждую из таблиц и нажмем кнопку Добавить. Закроем диалоговое окно. Перетащим мышью поле «Код ученика» из таблицы «Ученик» на место аналогичного поля в таблице «Контрольная неделя». Поле «Код предмета» из таблицы «Предметы» перетащим на место поля «Код предмета» из таблицы «Контрольная неделя».
После этого нужно закрыть схему данных, предварительно сохранив ее (Файл - Сохранить)