Рабочая программа по информатике (5 класс, Босова Л. Л.)

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Невьянского городского округа


г. Невьянск, ул Долгих, 69___________________тел. 2-17-36, факс 4-20-09

Согласовано: Утверждаю:

Председатель методического Директор ОУ

совета_____________(Бусыгина И.М.) __________(Колногоров С.Г.) протокол № приказ №

от «___»____________2015 г. от «___»_____________2015 г.







Рабочая программа

по информатике

в 5 классе

на 2015 - 2016 учебный год



Учитель: Рукавишникова Наталья Евгеньевна,

1 кв. категория









г.Невьянск

2015 год



Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5 класса (далее - рабочая программа) составлена на основании:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

Областного Закона «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года №78-ОЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ

Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года №1089);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897);

приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 09 марта 2004 года № 1312;

приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования № 1312 от 09 марта 2004 года» от 03 июня 2011 года № 1994;

положения о рабочей программе учебного предмета (курса), реализующей государственный образовательный стандарт общего образования (Приказ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 Невьянского городского округа от 21 июня 2013 года №158-од);

основной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 Невьянского городского округа на 2011/2012 - 2015/2016 учебные годы;

учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 Невьянского городского округа на 2015/2016 учебный год;

годового учебного календарного графика образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год;

санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010года № 189);

примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в учебный год, на 1 час в учебную неделю, в том числе на практические и лабораторные работы - 21 час, контрольные работы - 3 часа.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе школы.

Учебный предмет «Информатика» в 5 классе имеет своей целью:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Изучение настоящей учебной дисциплины способствует решению следующих задач:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

В содержании учебного предмета рассматриваются следующие темы:

  1. Компьютер для начинающих.

  2. Информация вокруг нас.

  3. Информационные технологии.

Особенностью учебного предмета в 5 классе является его направленность - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Настоящая рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта.

Многие темы изучаемого предмета связаны с другими дисциплинами (математика, природоведение, технология).

В настоящее время в современной школе происходит переходный этап от федерального компонента ГОС к ФГОС. В связи с этим в рабочей программе учебного предмета предусмотрены активные формы обучения и технологии системно - деятельностного подхода, спланированы предметные и метапредметные результаты с целью формирования универсальных учебных действий ученика на каждом уроке, обозначены формы контроля и информационное сопровождение на учебных занятиях

При проведении уроков по учебному предмету используются такие формы организации учебного процесса, как:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Также используются интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, деловые игры, уроки-презентации.

Применяются такие методы обучения, как: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, игровой, метод проектной деятельности, проблемный метод.

Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа; практикум.

Итоговый контроль проводится в формах: тест, самостоятельная теоретическая работа, самостоятельная практическая работа, самостоятельный или групповой проект, творческая работа.

Материалы контроля представлены в приложении к рабочей программе.

Для реализации рабочей программы используется учебно - методический комплект (далее - УМК), включающий:

учебник Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с. : ил.

электронный учебник Антонова А.М., 2012

видеоуроки по Босовой Л.Л. (разработчик Тарасов Д.)

электронное приложение по Босовой Л.Л. (разработчик БИНОМ)

электронная тетрадь по Босовой (разработчик Тарасов Д.)


  • При организации образовательного процесса используются материально - технические средства обучения (далее - ТСО): компьютер учащегося, глобальная сеть, ПО: ОС Windows XP, приложения, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов schcool-colection.edu.ru, sc.edu.ru, презентации по темам курса, электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru, электронное мультимедийное пособие «Мир информатики» (2-4 год обучения), развивающие игры, тренажеры.

Рабочая учебная программа предусматривает настоящую пояснительную записку, краткое содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся 5 класса, результаты изучения данного предмета, критерии оценки знаний и умений обучающихся, тематический план и календарно - тематическое планирование на учебный год, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, список литературы.




















Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе часов

Теория

Практика

Контроль

1.

Информация - Компьютер - Информатика

1

0,5

0,5


2.

Компьютер для начинающих

8

3,5

3,5

1

3.

Информация вокруг нас

7

3

3

1

4.

Информационные технологии

18

3

14

1

5.

Итого:

34

10

21

3















Требования к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа курса «Информатика» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.





Содержание и требования уровня подготовки курса информатики для 5 класса

Тема 1.1. Информация- Компьютер- Информатика.(1 ч.)

Содержание учебного материала

Изучение структуры учебника «Информатика 5 класс». Понятие «Информация» на бытовом уровне. Виды информации. Формы представления информации. Информатика как наука. Компьютер - универсальное средство для работы с информацией.

Практические работы

  • Знакомство учеников с учебником.

  • Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности, правила поведения и организация рабочего места в компьютерном классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • какой смысл вкладывается в понятие информации;

  • правила поведения, ТБ и организации рабочего места в компьютерном классе;

Уметь:

  • работать с учебником.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект».

  • выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе,

уметь организовать рабочее место в компьютерном классе

Тема 1.2. Компьютер для начинающих (8 часов)

Содержание учебного материала

Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.

Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.

Контроль ЗУН: тест по теме «Компьютер для начинающих»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • основные устройства компьютера

  • основные типы устройств компьютера: устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации

  • понятие программного обеспечения, операционной системы, прикладных программ

  • понятия графического интерфейса: рабочий стол, значок, ярлык

  • группы клавиш

  • принципы десятипальцевого набора текста.

Уметь:

  • взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;

  • освоить основные действия с мышью

  • запускать и закрывать программы через главное меню

  • перемещать объекты, оперировать с окнами

  • выполнять основные управляющие операции

  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

  • определять тип файлов по пиктограмме и расширению.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера

  • запускать программы из меню «Пуск»;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

Тема 1.3. Информация вокруг нас (7 часов)

Содержание учебного материала

Хранение информации. Носители информации. Носи­тели информации. Передача информации. Электронная почта. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №3. Создаем и сохраняем файлы.

Практическая работа №4. Работаем с электронной почтой.

Контроль ЗУН: тест по теме «Информация вокруг нас»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • основные действия оперирования с информацией

  • основные виды носителей информации;

  • схему передачи информации;

  • формы представления информации;

  • основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).

Уметь:

  • сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации

  • выделять информационный носитель и форму представления информации;

  • передавать информацию с помощью электронной почты

  • кодировать или декодировать информацию, используя таблицу кодов

  • читать информацию, представленную на координатной плоскости

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать информацию;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить различные жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, обществе и технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • представлять информацию в различных видах.

Тема 1.4. Информационные технологии (18 часов)

Содержание учебного материала

Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Форматирование текста. Наглядные формы представления информации. Представление информации в форме таблиц. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Графический фрагмент. Обработка графической информации. Разработка плана действий и его запись. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации путем рассуждений. Разнообразие задач обработки информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа №5. Ввод текста

Практическая работа №6. Редактируем текст.

Практическая работа №7. Работаем с фрагментами текста.

Практическая работа №8. Форматируем текст.

Практическая работа №9. Создаем простые таблицы.

Практическая работа №10. Строим диаграммы.

Практическая работа № 11. Изучаем инструменты графического редактора.

Практическая работа №12. Работаем с графическими фрагментами.

Практическая работа №13. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №14. Создаем списки.

Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.

Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Практическая работа №17. Создаем анимацию.

Практическая работа №18 . Создаем слайд-шоу.

Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные технологии»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы обработки текстовой, графической, числовой информации

  • основные операции с текстом

  • формы представления информации; способы систематизации информации

  • виды инструментов рисования

  • способы записи алгоритмов

Уметь:

  • выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора

  • осуществлять ввод тестовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

  • редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

  • систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы

  • форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта

  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта

  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта

  • создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру

  • создавать комбинированные документы, содер­жащие текстовую и графическую инфор­мацию

  • представлять информацию в табличном виде

  • представлять информацию в виде диаграммы

  • структуриро­вать текстовый доку­мент, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов

  • выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов

  • пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем

  • в презентации задать анимацию объектов, смену слайдов

  • осуществлять поиск информации в сети Интенет

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор»;

  • уметь искать информацию в сети Интернет.










Календарно - тематическое планирование


урока

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Формы контроля

Информационное сопровождение

Предметные

Метапредметные

план

факт

I. Информация- Компьютер- Информатика (1 час)

1

1. Информация Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами И КТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места.

Уметь вести себя в компьютерном классе в соответствии с правилами техники безопасности, включать и выключать компьютер, набирать слова, используя клавиатуру


  • осознавать необходимость соблюдения правил техники безопасности

  • осознавать значение ОС, программного обеспечения

  • осознавать значение компьютерной техники

Текущий

(практическая работа)

Учебник

II. Компьютер для начинающих (8 часов)

2

1. Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Иметь представление об архитектуре компьютера;

знать основные элементы компьютера и их назначение

Уметь набирать слова, используя клавиатуру

Осознавать важность практических умений вводить информацию с помощью компьютера


Текущий

Учебник

Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Электронная тетрадь


Презентации


Мультимедийные диски


Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронная тетрадь

3

2. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру»

Иметь представление о способах введения информации в память компьютера;

знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.

Уметь набирать слова, используя клавиатуру.


Исследование несложных практических ситуаций, понимание необходимости их проверки на практике

Формирование навыков оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей

Текущий

(практическая работа)

4

3. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер

Иметь представление об основных позициях пальцев на клавиатуре;

принципы десятипальцевого набора текста, клавиатуру.

Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.



Организация рабочего места, соблюдение требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Текущий

5

4. Программы и документы. Клавиатурный тренажер в режиме игры

Знать понятия файл, программы, программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение)

Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению;

уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.


Организация рабочего места, соблюдение требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Текущий

6

5. Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

Знать элементы рабочего стола

Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить)

Формирование навыков оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей

Текущий

(практическая работа)

7

6.Главное меню. Запуск программ.

Знать понятия: меню, главное меню, окно.

Уметь запускать и закрывать программы и приложения

Формирование навыков оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей

Текущий

8

7. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню»

Знать понятия: раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

Уметь выполнять основные управляющие операции.


Формирование навыков оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей

Текущий

(практическая работа)

9

8. Проверочная работа «Компьютер для начинающих»

Объективное оценивание своих учебных достижений

Тематический

III. Информация вокруг нас (7 часов)

10

1. Хранение информации. Память человека и память компьютера. Носитель информации.

Логическая игра (тренировка памяти)

Знать понятие памяти, оперативная и долговременная память, носитель

Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации.

Формирование адекватного восприятия устной речи и способность передавать содержание прослушанного в сжатом виде

Текущий

Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Электронная тетрадь

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Электронная тетрадь

Презентации

Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Электронная тетрадь

11

2. Файлы и папки.

Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы»

Знать понятие файла, имя файла, расширение; понятие папка

Уметь создавать файл

Уметь сохранять информацию в виде файла или папки

Уметь определять тип файла

Осознать важность практических умений работать с файлами папками

Текущий

12

3. Передача информации. Электронная почта.

Знать схему передачи информации понятие источник, приемник, другие способы передачи; понятие электронная почта, адрес почты

Уметь регистрировать электронный ящик, оправлять и принимать письма отвечать на письма

Формирование адекватного восприятия устной речи и способность передавать содержание прослушанного в сжатом виде

Осознать важность практических умений общаться посредство электронного письма

Текущий

13

4. Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой»


14

5. В мире кодов. Способы кодирования.

Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации; понятия условный знак, код, кодирование.

Уметь кодировать и декодировать информацию.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую

Текущий

15

6. Метод координат.

Знать формы представления информации, суть метода координат

Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости

Осознать важность умения читать информацию, представленную в разных формах

Текущий

7. Проверочная работа «Информация вокруг нас»

Объективное оценивание своих учебных достижений

Тематический

IV. Информационные технологии (18 часов)

16

1. Текст как форма представления информации. Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 5 «Ввод текста»

Знать понятия: текст, текстовая информация, текстовый редактор, документ

Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

Осознать важность практических умений вводить, редактировать и форматировать текст в текстовом редакторе

Текущий

(практическая работа)

Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Электронная тетрадь

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронная тетрадь

17

2. Редактирование текста. Практическая работа № 6 «Редактируем текст»

Иметь представление о редактировании, приемах редактирования

Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Текущий

(практическая работа)

Электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

Практикум

18

3. Фрагмент текста. Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста»

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Текущий

(практическая работа)

Практикум

19

4.Форматирование. Практическая работа № 8 «Форматируем текст»

Иметь представление о форматировании, приемах форматирования

Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Текущий

(практическая работа)

Практикум

20

5. Представление информации в форме таблиц.

Иметь представление табличной форме представления данных, знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец)

Уметь представлять информацию в табличном виде

Осознавать важность умения представлять информацию в табличном виде

Текущий

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронная тетрадь

21

6. Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы»

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Текущий

(практическая работа)

Практикум

22

7. Наглядные формы представления информации. Практическая работа № 10 «Строим диаграммы»

Иметь представление о наглядных формах представления информации;

знать понятия: схема, диаграмма, наглядная форма представления информации.

Уметь представлять информацию в виде диаграммы

Осознавать важность умения представлять информацию в виде диаграммы, схемы, графика

Текущий

(практическая работа)

Практикум

23

8. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора.

Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке;

знать виды инструментов рисования;

иметь представление графическом фрагменте, приемах работы с ним

Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

Уметь выполнять операции с графическим фрагментом

Строить с использованием инструментов графического редактора

Осознавать важность практических умений обрабатывать графическую информацию

Текущий

(практическая работа)

Практикум

24

9. Графический фрагмент.

Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

Исследование несложных практических ситуаций, понимание необходимости их проверки на практике

Текущий

(практическая работа)

Практикум

25

10. Обработка графической информации.

Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Формирование адекватного восприятия устной речи и способность передавать содержание прослушанного в сжатом виде

Текущий

(практическая работа)

Практикум

26

11. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

Практическая работа № 14 «Создаем списки»

Иметь представление о разнообразных приемах обработки информации; знать формы представления информации; способы систематизации информации

Уметь приводить простейшие примеры обработки информации

Уметь систематизировать информацию в виде списка, плана, схемы, таблицы.

Осознать многообразие приемов для обработки информации

Осознать важность умения систематизировать информацию

Текущий

(практическая работа)

Практикум

27

12. Поиск информации.

Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Иметь представление о виде обработки информации - поиске

Уметь осуществлять поиск информации из учебника, презентации, сети Интернет

Осознать важность умения искать и добывать нужную информацию из разны источников

Текущий

(практическая работа)

Практикум

28

13. Изменение формы представления информации.

Иметь представление об обработке информации, изменяющей форму, но не меняющей содержание информации

Уметь изменять форму представленной информации

Осознать важность умения преобразовывать данную информацию

Текущий

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронная тетрадь

29

14.Пребразование информации по заданным правилам.

Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Знать понятия: входная, выходная информация, правило преобразования

Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий

Формирование навыков работы по алгоритму

Текущий

(практическая работа)

Практикум

30

15.Преобразование информации путем рассуждений.

Логическая игра

Знать понятия: входная информация, выходная информация, логические рассуждения

Уметь решать задачи путем рассуждений

Формирование стратегии поиска, качество синтаксиса, выбор ресурсов согласно указанным критериям

Текущий

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронная тетрадь

31

16. Разработка плана действий и его запись.

Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи;

знать способы записи алгоритмов.

Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем.

Осознавать необходимость умения составлять алгоритмы в повседневной деятельности человека

Текущий

Коллекция ЕЦОР

sc.edu.ru

Электронная тетрадь

32

17. Создание движущихся изображений. Практическая работа № 13 «Создаем анимацию»

Иметь представление о движении изобра­жений, о программном средстве для создания движущихся изображений; знать понятия: анимация, настройка анимации

Уметь в презентации задать анимацию объектов.

Осознавать практическую важность умения создавать презентацию с анимацией для дальнейшего применения

Текущий

(практическая работа)

Практикум

33

18. Создание движущихся изображений. Практическая работа № 15 «Создаем слайд-шоу»

Приемы настройки смены слайдов в программе Роwer Роint.

Уметь в презентации задать смену слайдов.

Формирование навыков оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей

Текущий

(практическая работа)

Практикум

34

Проверочная работа «Информационные технологии»

Объективное оценивание своих учебных достижений

Тематический


Итого: 34 часа

Учебно - методическое обеспечение


1. Учебно-методический комплект для ученика:


  • примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).

  • учебник Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.: ил.

  • электронный учебник Антонова А.М., 2012

  • видеоуроки по Босовой Л.Л. (разработчик Тарасов Д.)

  • электронное приложение по Босовой Л.Л. (разработчик БИНОМ)

  • электронная тетрадь по Босовой (разработчик Тарасов Д.)

  • презентации по темам курса

2. Учебно-методический комплект для учителя:


  • примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • учебник Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.: ил.

  • электронный учебник Антонова А.М., 2012

  • видеоуроки по Босовой Л.Л. (разработчик Тарасов Д.)

  • электронное приложение по Босовой Л.Л. (разработчик БИНОМ)

  • электронная тетрадь по Босовой (разработчик Тарасов Д.)













Материально-техническое обеспечение


1. Технические средства обучения:

  • компьютер ученика

  • ПО: операционная система, файловый менеджер (в составе операционной системы или др.), клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро­вый графический редактор, программу разработки презентаций, браузер (входит в состав операционных систем или др.).

2. Интернет-ресурсы:

  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов schcool-colection.edu.ru.

  • электронное приложение к учебнику metodist.Lbz.ru

  • материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.: презентации, плакаты, разно уровневые практические работы, тесты, тексты контрольных работ (metodist.lbz.ru)

3. Информационно-коммуникативные средства:

  • электронное мультимедийное пособие «Мир информатики» (2-4 год обучения).

  • развивающие игры (на развитие внимания, памяти, воображения и др.)

  • электронное мультимедийное приложение «Дракоша и занимательная информатика»

  • глобальная сеть










Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» - ученик грамотно формулирует определения, понятия, понимает их смысл; излагает материал последовательно, правильно, делает вывод.

Оценка «4» - ученик грамотно формулирует определения, понятия, понимает их смысл, но излагает материал непоследовательно, затрудняется сделать вывод.

Оценка «3» - формулирует определения, понятия неточно, излагает материал непоследовательно, затрудняется сделать вывод.

Оценка «2» - не знает ни одного определения, понятия.








Критерии оценки знаний и умений учащихся

при выполнении

практической работы по информационным технологиям

Оценка «5» ставится, когда ученик:

- самостоятельно выполняет все практические задания, иногда допускает незначительные ошибки, которые сам исправляет

- свободно оперирует усвоенной теорией в практической деятельности

- работает консультантом на уроке

- проводит самооценку своей деятельности

Оценка «4» ставится, когда ученик:

- самостоятельно выполняет почти все практические задания, иногда допускает незначительные ошибки, которые сам исправляет

- оперирует усвоенной теорией в практической деятельности

- может провести самооценку своей деятельности

Оценка «3» ставится, когда ученик:

- выполняет практические задания по образцу или при помощи учителя, допускает ошибки

- усвоил теорию на уровне стандарта

- не проводит самооценку своей деятельности

Оценка «2» ставится, когда ученик:

- не усвоил основной материал

- не выполняет практических заданий



Литература



  1. Бородин М.Н. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика» в 5-9 классах (ФГОС), методическое пособие для учителя, 2013 г.

2) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3) Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/Босова Л. Л., Босова А. Ю. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;

4) Методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория знаний metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

5) Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

6) Нормативные документы по ФГОС ООО fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm

7) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897) xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

8) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/

9) Электронное приложении к учебнику 5 класса metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php































Приложения к рабочей программе


1. Контрольно - измерительные материалы:

  • Электронная тетрадь для 5 класса по Босовой (разработчик Тарасов Д.,2013 г.)

  • Электронные тесты из электронного учебника Антонова А.М., 2012 г.

  • Практические работы из практикума учебника Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.: ил.














Результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 5 классе отражают:

  • формирование информационной культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки

  • информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств: мышь, клавиатура, принтер;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, - и их свойствах;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные результаты и личностные результаты

Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности.

В структуре УУД принято выделять четыре блока:

  • личностные УУД;

  • регулятивные УУД;

  • познавательные УУД;

  • коммуникативные УУД.

Виды УУД

Тема урока

Личностный блок УУД

Действия смыслообразования,

нравственно-этического

оценивания

Самопознание и самоопределение

Управление компьютером

Хранение информации

Передача информации

Обработка информации

Регулятивный блок УУД

Целеполагание как постановка

учебной задачи; планирование;

прогнозирование; контроль;

коррекция; оценка;

способность к волевому усилию

Планируем работу в графическом

редакторе.

Преобразование информации по

заданным правилам.

Разработка плана действий и его запись.

Запись плана действий в табличной

форме.

Познавательный блок УУД

Общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных

средств;

Поиск информации.

знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из

чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную

область);

умение структурировать знания;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

В мире кодов.

Текстовая информация.

Таблицы.

Компьютерная графика.

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие

текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

Текстовая информация.

Работа. Вводим текст.

Работа. Редактируем текст.

Работа. Работаем с фрагментами текста.

Работа. Форматируем текст.

действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и

поискового характера.

Обработка информации.

Работа. Планируем работу в графическом редакторе.

Работа. Ищем информацию в сети Интернет.

Работа. Создаём анимацию.

Работа. Создаём слайд-шоу.

Коммуникативный блок УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных

способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка.

Передача информации.

Обработка информации.








© 2010-2022