План урока, конспект на тему: КЛАССИФИКАЦИЯ АСУ ПО ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по дисциплине «Автоматизированные системы управления

(по направлениям)»

для студентов 3 курса

«Классификация АСУ по их функциональной принадлежности»

Цели:

а) Образовательные: познакомить студентов с определением автоматизированных систем управления и их применением на предприятиях.

б) Развивающие: развитие памяти, самостоятельное мышление.

в) Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся.

Методы проведения урока.

  1. Словесные: лекция с элементами беседы.

  2. Наглядные: компьютер, иллюстрация схем.

Межпредметные связи. Технические дисциплины.

Содержание урока

  1. Организационный момент (1-3 минуты). Запись урока в журнал: постановка познавательных целей и задач, создание проблемных ситуаций, подготовка рабочего места.

  2. Изложение нового материала.

Методы изложения: лекция с элементами беседы.

На параметры и особенности АСУ накладываются достаточно жесткие ограничения, диктуемые характером технологических процессов, нормативными актами, инструкциями и приказами вышестоящих органов, установленными формами документации и документооборота на предприятии.

Следовательно, создание каждой конкретной ИС управления должно рассматриваться и решаться комплексно, в нескольких аспектах:

• организационный (принципы организации ИС и взаимодействия ее элементов);

• технологический (методы обработки информации и технология реализации этих методов);

• технический (возможности современных средств вычислительной и организационной техники).

Оптимальная организация системы информационного обеспечения является одним из основных факторов, определяющих надежность и эффективность управления в целом.

В научных трудах ученых выделяются следующие виды информационных систем:

• информационно-поисковые;

• информационно-справочные;

• информационно-советующие;

• банки данных.

Основаниями для такой классификации, как правило, служат комплексы используемых методов и средств их реализации, технологические процессы обработки данных, виды и формы обрабатываемой информации, функциональная ориентация системы.

С позиции указанных признаков классификации перечень самостоятельных видов информационных систем можно было бы продолжить, включив в него, например, такие, как диалоговые, запросные и др. Однако такой подход в методологическом плане нельзя признать правильным. В рамках управления одним и тем же промышленным предприятием пришлось бы конструировать множество различных информационных систем. Очевидно, речь должна идти о различных режимах функционирования единой информационной системы предприятия или ее элементов: информационно-поисковом, диалоговом, запросном, режиме реального времени. Что касается банков данных, то они представляют собой ядро информационного обеспечения.

Отметим некоторые особенности информационно-поисковых систем. Принятые в настоящее время определения информационно-поисковых систем неоднозначны, они, как правило, раскрывают техническую сторону ее реализации.

Особый интерес представляет классификация информационно-поисковых систем, конкретизирующая различные аспекты их назначения и использования. Такая классификация может быть осуществлена по режиму работы (методу информационного обеспечения пользователей системы, виду обрабатываемой и выдаваемой информации), по степени автоматизации информационных процессов (процедур обработки информации), по типу информационно-поискового языка, способам организации информационных процессов (процедур обработки информации), информационных массивов и поискового массива.

По виду работы информационно-поисковых систем можно подразделять на системы справочно-информационного обслуживания и справочно-библиографичекие, по режиму работы - на системы избирательного распространения информации и ретроспективного ее поиска. С точки зрения накопления и обработки информационных массивов, классифицируемые системы можно представить схемой.

Если множество элементов объединено в систему по определенному признаку, то всегда можно ввести некоторые дополнительные признаки для разделения этого множества на подмножества, выделяя тем самым из системы ее составные части - подсистемы. Любая система содержит ряд подсистем, полученных выделением из исходной системы. В свою очередь, эти подсистемы состоят из более мелких подсистем и т.д.

Подсистемы, полученные выделением из одной исходной системы, относят к подсистемам одного уровня или ранга. При дальнейшем делении получаем подсистемы более низкого уровня. Такое деление называют иерархией (деление должностей на высшие и низшие, порядок подчинения низших по должности лиц высшим и т. п.). Одну и ту же систему можно делить на подсистемы по-разному - это зависит от выбранных правил объединения элементов в подсистемы. Наилучшим, очевидно, будет набор правил, который обеспечивает системе в целом наиболее эффективное достижение цели.

При делении системы на подсистемы следует помнить о правилах такого деления:

• каждая подсистема должна реализовывать единственную функцию системы;

• связь между подсистемами должна вводиться только при наличии связи между соответствующими функциями системы;

• связи между подсистемами должны быть простыми (насколько это возможно).

Число уровней и число подсистем каждого уровня может быть различным. Однако всегда необходимо соблюдать одно важное правило: подсистемы, непосредственно входящие в одну систему более высокого уровня, действуя совместно, должны выполнять все функции той системы, в которую они входят.

Управление любой организацией, производящей товары или оказывающей услуги, строится по иерархическому принципу.

В иерархической системе управления любая подсистема некоторого уровня подчинена подсистеме более высокого уровня, в состав которой она входит и которой управляется. Для систем управления деление системы возможно до тех пор, пока полученная при очередном делении подсистема не перестает выполнять функции управления. С этой точки зрения системой управления низшего иерархического уровня являются такие подсистемы, которые осуществляют непосредственное управление конкретными орудиями труда, механизмами, устройствами или технологическими процессами. Система управления любого другого уровня, кроме низшего, всегда осуществляет управление технологическими процессами не непосредственно, а через подсистемы промежуточных, более низких уровней.

Одно из главных средств преодоления организованной сложности системы - это декомпозиция, т.е. деление системы на части (подсистемы) и организация этих частей в иерархическую систему. Расчленение системы на соподчиненные части производится так, чтобы каждая часть содержала объекты, наиболее тесно связанные друг с другом.

Декомпозиция является условным приемом, позволяющим в конечном итоге оценить степень сложности объекта и привести его к некоторым конечным элементам, анализ которых может быть выполнен известными методами. Будем считать, что элемент - это минимальная часть системы.

Универсальность принципа декомпозиции позволяет использовать его и при определении организационной структуры управления.

Организационная структура управления - это система взаимодействия управленческих звеньев, состоящая из отдельных работников и групп работников с четкой регламентацией функциональных обязанностей в соответствии с местом и ролью этих звеньев в процессе управления. 

Практика показывает, что чем выше уровень руководителей (пользователей ИС), тем меньше информации они используют для принятия решения, при этом значимость решений возрастает. Разделение функций управления между различными пользователями ведет к повышению специализации в области принятия решений.

Управленческие решения для устранения наиболее часто возникающих «отрицательных» ситуаций определяются как стандартные и могут накапливаться в ИС в библиотеке стандартных решений. К таким решениям относятся действия пользователя в случаях невыхода ПС на линию, необходимость изменения количества или сроков выпуска автомобилей и т.д. Для каждого конкретного пользователя данная информация детализируется, устанавливается форма и временные параметры ее представления.

В дальнейшем под регламентной информацией будем понимать информацию, выдаваемую пользователям для принятия управленческих решений, координируемых во времени. На практике выдача такой информации предусматривается календарным графиком обработки и использования данных ИС. Как правило, документация, в которой зафиксирована регламентная информация, имеет типовое содержание и формируется в конкретные сроки. При формировании регламентной информации, представляемой пользователю в виде документов, определение сроков их подготовки не представляет особой сложности (они заранее обусловлены условиями производства, его организацией). Намного сложнее выделить временные параметры представления информации при возникающих отклонениях в производственном процессе. В этом случае многое определяется характером отклонений, анализом их причин и, как следствие, сложностью управленческого решения по их устранению. 

Другую необходимую информацию пользователь ИС, напри-мер диспетчер, должен иметь возможность получить в требуемое время в виде запросов или путем прямого диалога в оперативном режиме. Располагая требуемой информацией, он может принимать решения по формированию сменных заданий на период планирования, о переносе выполнения тех или иных позиций плана при отсутствии заявленного к выходу ПС, отсутствия водителя и т.д.

Такой подход позволяет:

• исключить дублирование в управленческой деятельности пользователей разных рангов;

• конкретизировать функциональные обязанности каждого пользователя при принятии управленческих решений;

• выявить полный состав и структуру информации для управления производственным процессом на всех его стадиях;

• рационально спроектировать соответствующие формы выдачи информации пользователям;

• определить сроки обработки данных в информационной системе и получения итоговой информации;

• разработать рациональный технологический процесс обработки информации в ИС.

Информационные системы управления производственными объектами (предприятиями, объединениями, в том числе и авто-мобильного транспорта) характеризуются специфическими при-знаками. Они ориентированы главным образом на реализацию управленческих решений на базе широкого использования средств ВТ и экономико-математического моделирования. Такие системы характеризуются также непосредственным взаимодействием с ними пользователей различных рангов, функционированием режима реального времени получения и использования информации.

Режим реального времени ассоциируется с понятием «мгновенности», а использование в реальном времени - с понятием «своевременности» получения информации для принятия оперативных управленческих решений. Следовательно, информационный подход обусловливается возможностью оперативного отбора необходимого количества информации и представления ее пользователю для принятия управленческих решений.

Любая сфера управленческой деятельности базируется на определённой системе информации. Однако в качестве системы она может рассматриваться только тогда, когда четко регламентировано информационное взаимодействие между людьми, подразделениями, организациями, когда выделены информационные потоки и имеется возможность их регулирования. Само по себе наличие таких видов деятельности, как сбор, передача, обработка информации, еще не определяет понятия ИС. Только когда определены методы и способы использования имеющейся информации, можно говорить о понятии «информационной системы».

В настоящее время можно говорить не столько о недостаточности, сколько об избыточности информации, поступающей в распоряжение пользователей. В то же время несмотря на избыточность информации, циркулирующей в системах управления, во многих случаях пользователи (чаще всего управленческие работники службы эксплуатации) испытывают недостаток в оперативных данных для принятия управленческих решений. Таким образом, например, при изменении сроков доставки или количественном изменении отгрузок по номенклатуре и клиентуре в плановом периоде возни-кают определенные затруднения, так как почти невозможно получить информацию в оперативном режиме об уровне готовности ПС, его дислокации и укомплектованности водителями.

Большое значение имеют опыт и интуиция, квалификация диспетчера, его умение четко определять необходимые количественные и качественные характеристики требуемой информации. Оказывает также определенное влияние и типичность возникающих ситуаций, возможность их формализации. Управленческие решения, которые возможно запрограммировать, принято называть программными решениями.

Это обстоятельство следует учитывать при проектировании информационных систем, работающих в режиме реального времени, при этом возникает целый ряд вопросов, от решения которых зависит эффективность функционирования производственных систем: должна ли вся система, работающая в реальном времени, быть непосредственно связанной с объектами управления, как быстро система должна реагировать на различные сообщения и т.п.

Рассмотрим пример работы АСУ АТП в реальном масштабе времени. Выполнение расчета заработной платы не производится в оперативном режиме. Регистрация данных о выполнении сменных заданий, для которых важны не только даты, но и временной промежуток обслуживания клиента, всегда производится в реальном масштабе времени.

Одним из основных направлений проектирования ИС реального времени является разработка диалога пользователя с ЭВМ. Диалоговый режим - один из способов эксплуатации ИС, при котором человек ведет диалог непосредственно с устройством обработки возник как симбиоз новых возможностей обработки информации в реальном времени и передачи сообщений.

Возможность работы в диалоговом режиме прежде всего обусловливает необходимые изменения в методах управления и является наиболее важным фактором внедрения АСУ. Диалог пользователя с ЭВМ может существенно влиять:

• на децентрализацию ответственности пользователей в системе управления;

• улучшение достоверности и полноты информации для принятия управленческих решений;

• стандартизацию представления информации для внутренних информационных обменов и для различных пользователей;

• расширение круга пользователей, повышение эффективности значения функционирования ИС и большую заинтересованность в ее услугах.

Исследования ИС различного назначения, в том числе и АСУ АТП, показывают, что диалоговый режим используется в таких направлениях, как диалоговая система регистрации данных, диалоговая система обращения к информации.

Одной из главных задач оперативного управления перевозками в реальном масштабе времени является задача оперативного контроля за ходом выполнения сменно-суточных заданий водителями. По запросу руководителям управленческих служб через монитор выдается полная информация о состоянии выполнения плана на текущий момент вплоть до дислокации автомобилей на карте обслуживаемого региона.

Обработка данных для удовлетворения информационных потребностей клиента по запросу, нашедшая распространение в информационно-поисковых системах библиографического типа, не имеет еще достаточно широкого применения в системах доставки грузов и пассажиров. Сложность решения этой проблемы заключается в необходимости четкого определения круга возможных запросов для принятия различных по характеру и сложности управленческих решений. Существенное влияние оказывает также количество и ранг пользователей И С, их информационные потребности. Реализация запросного режима функционирования ИС связана с разработкой новых подходов к формированию банка данных, организации технологического процесса преобразования информации. Значительные ограничения накладывают также используемые средства вычислительной и периферийной техники.

В целом запросы могут классифицироваться на регламентируемые и нерегламентируемые. Первые обеспечивают возможность их обработки в определенные моменты времени или через определенные временные интервалы, т.е. здесь предусматривается реализация запросов по расписанию. Такие запросы обрабатываются автоматически. Отличительная особенность регламентируемых запросов заключается в том, что ответы на них выдаются по заранее разработанным программам, использующим известные технологии обработки данных и, как правило, поступают к пользователю в виде документов, т. е. основное содержание и форма запросов определяются заранее. Следует отметить, что чаще всего в существующих разработках изменение постоянного запроса приводит к изменению технологии обработки данных и, как следствие, - информационного и программного обеспечения.

Перспективными считаются разработки, представляющие возможность пользователю получать ответы на нерегламентируемые

перманентные запросы, когда установлена лишь область возможных запросов. На нерегламентируемый запрос в силу отсутствия его сформулированности накладываются определенные ограничения. Реализация нерегламентируемого запроса обычно предусматривает определенный уровень общения пользователя с ИС, в ходе которого запрос может конкретизироваться и детализироваться (собственно, в этом заключается отличие регламентируемого запроса от не регламентируемого).

Нерегламентируемые запросы могут быть оперативными и сигнальными. Сигнальные запросы обрабатываются по мере поступления в информационную систему соответствующих данных. Результат обработки оперативных запросов пользователь получает немедленно после нахождения конкретной информации. Обработка данных по сигнальным и оперативным запросам наиболее важна при оперативном регулировании хода перевозочного процесса.

Разного рода запросы могут поступать в ИС от ЛПР, решающих как глобальные, так и локальные задачи по управлению производственной системой на различных стадиях протекания процесса доставки. Принято подразделять задачи управления, решаемые на уровне АСУ АТП, по следующим подсистемам:

• учета и анализа деятельности АТП;

• технико-экономического планирования (ТЭП);

• оперативного управления перевозочным процессом;

• управления производственным процессом ТО и ТР;

• управления материально-техническим снабжением (МТС);

• управления кадрами;

• управления капиталовложениями и производственными фондами.

Согласно принципам модульности и типизации, а также единой информационной базы, в АСУ АТП все массивы нормативно-справочной информации должны иметь однородную структуру. В общем виде функциональные и организационные решения подсистем АСУ АТП можно сгруппировать в один функционально-организационный блок, где отражаются статистические данные: о выполнении договорных обязательств по отношению к клиентам, заказавшим перевозки, о технической эксплуатации автотранспортных средств, о планах трудовых и материальных ресурсов, о технической оснащенности и загрузке служб ТО и ТР, о планах технического перевооружения АТП.

Автор: Ермошкина А.В.

© 2010-2022