Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс Семакин

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сямженского муниципального района

«Коробицынская основная школа»


СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете МБОУ «Коробицынская ОШ»

от «__» августа 20___ года № ___

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от «___» августа 20___года

№ ____

Директор школы: ____________

О.А. Семёнова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

для 8 класса

Уровень: базовый

Учитель: Кузнецова О.Л.

Должность: учитель обществознания

Квалификационная категория: вторая


2015/2016 учебный год


Содержание:

1. Пояснительная записка ………………………………………………………...……...……..…..….3-5

2. Планируемые результаты освоения курса …………………………………….…….....…….……….6

3. Учебно-тематический план …………………………………………………….……………...……...7

4. Содержание курса …………………………………………………………….……………….……8-18

5. Календарно - тематический план ………………………….………………………….……........ 19-25

6. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ…...26

7. Требования к уровню подготовки обучающихся …………………………………….....………27-28

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса ……………………………….. 30-31





















I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

Федеральный уровень:

1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года Пр-271.

3) План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1507-р.

4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р.

5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

6) Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7) Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8) Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

9) Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014г №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11) Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.

Инструктивно-методические письма Минобрнауки России:

1) Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

2) Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3) Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 года № МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

Региональный уровень:

1) Реализация учебного плана ООО в условиях введения ФГОС, методические рекомендации, Вологда, 2013.

Школьный уровень:

1) Устав МБОУ СМР «Коробицынская ОШ»

2) Локальные акты: «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение о внутренней системе оценки качества образования, Положение о формах обучения в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение о режиме занятий и учебной нагрузке обучающихся и воспитанников в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ».

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течение 34 часов, из расчета I час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

1.1. Общая характеристика программы:

Программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г., примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ на базом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009), методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Семакина И.Г. (Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ - Лаборатория Базовых Знаний, 2000), на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне на второй ступени обучения И.Г.Семакина.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, осваивающих базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В авторском тематическом планировании отводиться на изучение предмета в 8 классе 34 часа.

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение: практических работ - 8, контрольных работ - 6.

II. Планируемые результаты освоения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Основными личностными результатами являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Основными метапредметными результатами являются:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Основными предметными результатами являются:

  • представление об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы - и их свойствах;

  • представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • умение формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, часы.

Из них

Теоретическое обучение,

часы.

Лабораторные и практические работы,

часы.

Контрольная работа, часы.

1

Введение в предмет

1

1



2

Человек и информация

5

3

1

1

3

Первое знакомство с компьютером

7

5

1

1

4

Текстовая информация и компьютер

10

4

4

2

5

Графическая информация и компьютер

5

4

1


6

Технология мультимедиа

6

3

1

2


Итого

34

20

8

6

III. Учебно-тематический план














IV. Содержание курса

  1. Введение в предмет - 1 час. (1 час)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8 классе.

Основные термины по разделу:

Информатика

Наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров

Компьютер

Универсальное программно управляемое устройство для работы с информацией (данными)


  1. Человек и информация - 5 час.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка как способа представления информации;

что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Основные термины по разделу:

1 байт

Информационный вес символа алфавита мощностью 2 = 256 символов. 1 байт = 8 битов

1 бит

Информационный вес символа двоичного (двухсимвольного) алфавита

Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Единицы измерения информации. Каждая следующая больше предыдущей в 1024 (210) раза

Внешняя память человека

Информация, сохраненная на внешних носителях (в книгах, записных книжках, магнитной ленте и т. д.)

Внутренняя память человека

Собственная память человека

Знания декларативные

Знания фактов об определенных событиях, свойствах объектов, зависимостях

Знания процедурные

Знания, определяющие действия, направленные на достижение какой-либо цели

Измерение информации: алфавитный подход

Способ измерения информационного объема текста (на каком-нибудь языке), не связанный с его содержанием (смыслом)

Информационные каналы человека

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание

Информационные процессы

Основные виды: хранение, передача и обработка информации

Информационный вес символа

Количество информации, которое несет один символ алфавита

Информационный объем текста

Равен сумме весов всех символов, составляющих текст

Информация для человека

Знания, которые человек получает из различных источников

Канал передачи информации (информационный канал связи)

Среда, способ или техническое средство, позволяющее передать информацию от источника к приемнику

Мощность алфавита

Число символов в алфавите

Передача информации

Процесс, осуществляемый от источника к приемнику по информационным каналам связи

Обработка информации

Целенаправленные действия, связанные с получением новой информации, изменением формы или структуры представления информации

Связь информационного веса символа (b) в битах и мощности алфавита (N)

N=2b

Хранение информации человеком

Хранение информации либо в собственной памяти, либо на внешних носителях в записях

Язык

Знаковый способ представления информации

Языки естественные

Разговорные национальные языки, имеют устную и письменную формы

Языки формальные (искусственные)

Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний

  1. Первое знакомство с компьютером - 7 час.

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы.

Основные термины по разделу:

Адрес байта

Порядковый номер байта во внутренней памяти компьютера

Вит памяти

Ячейка памяти компьютера, хранящая один двоичный знак

Двоичная кодировка

Представление данных и программ в памяти компьютера в виде двоичного кода

Дружественный пользовательский интерфейс

Удобная для пользователя форма взаимодействия с программой

Имя файла

Состоит из собственного имени и расширения. Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле

Каталог (папка)

Поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов)

Магистраль (шина)

Многопроводная линия, через которую процессор связывается с другими устройствами компьютера

Меню

Выводимый иа экран список возможных действий, из которого пользователь может выбрать нужное ему

Контекстное меню

Связано с объектом. Позволяет инициировать действие над объектом или узнать его свойства

Микропроцессор

Миниатюрная электронная схема, выполняющая функцию процессора компьютера

Объект

Документ, программа, устройство, с которым связывают определенные свойства и действия. Имеет свое и графическое обозначения

Объем оперативной памяти

Важная характеристика компьютера, влияющая на его производительность. Измеряется в мегабайтах и гигабайтах

Операционная система (ОС)

Главная часть системного ПО. Набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем

Основные устройства компьютера

Процессор, память, устройства ввода/вывода

Память оперативная

Электронное энергозависимое устройство памяти; «быстрая» память

Память внешняя

Энергонезависимая память. Магнитные и оптические диски, флэш-память. Используются для долговременного хранения информации и переноса данных с одного компьютера на другой

Полное имя файла

Состоит из имени внешнего устройства, пути к файлу на этом устройстве и собственного имени файла

Прикладное программное обеспечение

Программное обеспечение, с помощью которого пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию

Прикладные программы общего назначения

Программы, которые использует широкий круг пользователей, вне зависимости от профессиональной принадлежности

Прикладные программы специального назначения

Программы, используемые в профессиональной деятельности

Принцип адресуемости оперативной памяти

Запись информации в память компьютера, а также чтение ее из памяти производится по адресам

Принцип дискретности оперативной памяти

Память состоит из отдельных неделимых частиц - битов

Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана)

Работающая программа и данные, которые она обрабатывает, хранятся в оперативной памяти

Программа

Описание последовательности действий (команды), которые дол-. жен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных

Программирование

Профессиональная деятельность по разработке программного обеспечения компьютеров

Программное обеспечение (ПО)

Вся совокупность программ, хранящаяся на устройствах долговременной памяти компьютера

Процессор компьютера

Электронное устройство обработки данных в составе компьютера

Разрядность процессора

Максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться процессором целиком. У современных процессоров разрядность равна 32 или 64 бита

Системное программное обеспечение

Необходимая часть программного обеспечения, без которой компьютер не может работать

Системы программирования

Инструментальные программные средства, используемые программистами для разработки программ

Тактовая частота процессора

Величина, характеризующая скорость обработки информации процессором. Измеряется в мегагерцах (МГц), гигагерцах (ГГц)

Устройства ввода (основные)

Клавиатура, манипуляторы (мышь, трекбол, джойстик и др.)

Устройства вывода (основные)

Монитор (дисплей), принтер

Файл

Поименованные данные на внешнем носителе. Основная структурная единица данных во внешней памяти компьютера

Файловая система

Часть ОС, поддерживающая работу с файлами

Файловая структура

Множество файлов на устройстве внешней памяти и совокупность связей между ними

Шина адреса

Часть магистрали, по которой передаются адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор

Шина данных

Часть магистрали, по которой передаются обрабатываемые данные

Шина управления

Часть магистрали, по которой передаются управляющие сигналы

  1. Текстовая информация и компьютер - 10 часов.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Основные термины по разделу:

Гипертекст (гиперссылок) между его отдельными фрагментами.

Текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей. Гиперссылка позволяет быстро переходить к просмотру того раздела текста, на который она указывает

Двоичный код символа

Двоичное представление номера символа (из таблицы кодировки). Занимает 1 байт компьютерной памяти

Маркированный список

Текст, разбитый на маркированные фрагменты

Нумерованный список

Текст, разбитый на пронумерованные фрагменты

Принцип последовательного кодирования алфавитов

Буквы латинского алфавита и десятичные цифры упорядочены в таблице кодировки по возрастанию кодов

Распознавание текста

Перевод текста из графической формы представления (отсканированного изображения текста) в текстовый формат

Режимы работы текстового редактора (основные)

Ввод-редактирование; поиск и замена; проверка правописания; работа с файлами; печать документов; помощь пользователю

Среда текстового редактора (стандартные компоненты)

Рабочее поле, текстовый курсор, строка состояния, меню команд и др.

Стиль оформления текстовых документов

Включает: шрифты, начертания и размеры заголовков, основного текста, колонтитулов, сносок; форматы строк, абзацев; размеры полей и т. д.

Структурные единицы текста (данные текстового редактора)

Символ, слово, строка, абзац, страница, раздел

Таблица кодировки

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера

Текстовый процессор

Текстовый редактор с широкими возможностями по оформлению и структурированию текста, по включению в текст разнообразных объектов (таблиц, формул, рисунков и пр.), по анализу текста

Текстовый редактор (ТР)

Прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, распечатывать и пр.

Шаблон

Совокупность параметров оформления документа


  1. Графическая информация и компьютер - 5 час.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики;

назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Основные термины по разделу:

Векторная графическая информация

Описание графических элементов (примитивов), из которых составлен рисунок. При выводе на экран требует перевода в растровую форму

Видеоадаптер

Устройство, управляющее работой монитора. Состоит из видеопамяти и дисплейного процессора

Видеопамять

Память, сохраняющая видеоинформацию

Видеопиксель (пиксель)

Точечный элемент изображения (точка растра)

Графические координаты

Координатная сетка на экране компьютера, совпадающая с сеткой пикселей. Горизонтальная ось Х направлена слева направо, вертикальная ось Y - сверху вниз

Графические примитивы

Отрезки прямых линий, дуги, многоугольники и т. д. Положение и форма графических примитивов описываются в системе графических координат

Графический редактор (ГР)

Прикладная программа - инструмент для рисования и черчения на компьютере

Иллюстративная графика

Программные средства позволяющие человеку использовать компьютер для рисования с помощью виртуальных аналогов привычных инструментов (карандашей, кисточек, циркуля, линейки и т. д.)

Деловая графика

Иллюстративные материалы (диаграммы, графики, гистограммы), используемые для отражения планово-экономической деятельности предприятия

Код пикселя

Информация о цвете пикселя. Длина двоичного кода пикселя (b) находится из формулы: К=2b битов, где К - количество цветов палитры

Компьютерная анимация

Получение движущихся изображений на мониторе компьютера

Компьютерная графика

Раздел информатики, занимающийся проблемами получения и обработки на компьютере графических изображений

Конструкторская графика

Графика в сочетании с расчетами, позволяющая строить чертежи и схемы. Обязательный элемент систем автоматизации проектирования (САПР)

Научная графика

Наглядное изображение объектов научных исследований, графическая обработка результатов расчетов

Области применения компьютерной графики

Научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная и рекламная графика, компьютерная анимация

Пиксель

Точечный элемент изображения (точка растра)

Растр (графическая сетка)

Совокупность точечных строк на экране компьютера. Размер растра представляется в виде произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк; М N

Режимы работы графического редактора растрового типа

Основные режимы: работа с рисунком (рисование); выбор и настройка инструментов; выбор рабочих цветов; работа с внешними устройствами

Среда графического редактора растрового типа

Рабочее поле, меню инструментов, палитра цветов, меню для работы с файлами и др.

Устройства ввода графической информации

Сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера

Устройства вывода графической информации

Графический дисплей, принтер, графопостроитель (плоттер)

Цветовая палитра RGB

Палитра цветов на экране складывается из сочетания красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) цветов

  1. Технология мультимедиа - 6 час.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.

В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».

Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Основные термины по разделу:

Аналоговая форма представления звука

Непрерывная физическая форма хранения звука (запись на фонографе, грампластинке, магнитной ленте)

Аналого-цифровое преобразование {АЦП)

Преобразование непрерывного электрического сигнала (аналоговой формы) в дискретную цифровую форму

Данные

Обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в двоичной форме

Динамики (колонки или наушники)

Устройства вывода звуковой информации

Звуковая карта (аудиоадаптер)

Устройство, осуществляющее АЦП для вводимой звуковой информации и ЦАП для выводимой

Интерактивная презентация

Презентация, которой управляет пользователь; он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия и т. п.

Компьютерная презентация

Последовательность слайдов, каждый из которых может содержать текст, графические изображения, анимацию, видео и звук

Микрофон

Устройство ввода звуковой информации в компьютер

Мультимедиа

Интерактивные аппаратно-программные системы, обеспечивающие одновременное поступление к пользователю информации по нескольким каналам (текст, звук, графика, анимация, видео)

Непрерывно выполняющаяся презентация

Презентация, в которой не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Выполняется в виде непрерывного «ролика»

Презентация со сценарием

Показ слайдов под управлением ведущего (докладчика)

Разрядность дискретизации

Разрядность регистра устройства АЦП

Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП)

Преобразование цифровой формы представления данных в аналоговую

Цифровая (дискретная) форма представления звука

Представление звука в памяти компьютера в виде двоичных кодов

Частота дискредитации

Количество измерений, производимых прибором (устройством) за 1 секунду


V. Календарно - тематический план

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во часов

Планируемые результаты

Д\з

ИКТ, ЦОР, ЭОР

знания

умения

навыки

1. Человек и информация 5 часов + 1 час Введение

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. ТБ и санитарные нормы работы за ПК.

1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

Введение, стр. 5-8, решить карточку №1.

Презентация «ТБ в компьютерном классе»

Введение

ЦОР № 2, 3, 5

2

Информация и знания.

1

§1-2, стр. 10-17, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

3

Информационные процессы.

1

§3, стр. 17-22, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

4

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

§4, стр. 22-26, вопросы.

Презентация ЦОР

1. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

5

Практическая работа №1 «Измерение информации».

1

Повторить §1-4, подготовиться к контрольной работе

6

Контрольная работа №1. Человек и информация.

1

2. Первое знакомство с компьютером 7 часов

7

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память.

1

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;

умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

планирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

§5-6, стр. 32-40, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

8

Характеристики основных устройств компьютера.

1

§7-8, стр. 40-47, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

9

Программное обеспечение и его типы.

1

§9-10, стр. 47-53, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

10

Файлы и файловые структуры.

1

§11, стр. 53-59, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

11

Пользовательский интерфейс.

1

§12, стр. 59-62, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

12

Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».

1

Повторить §5-12, подготовиться к контрольной работе

13

Контрольная работа №2 «Первое знакомство с компьютером».

1

«Первое знакомство с компьютером», тест

3. Текстовая информация и компьютер 9 часов

14

Представление текстов в памяти компьютера.

1

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

анализ, обобщение и систематизация информации;

§13, стр. 68-75, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

§14, стр. 75-77, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

16

Работа с текстовым редактором. Практическая работа №3 «Основные приемы ввода и редактирования».

1

§15, стр. 78-84, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

17

Практическая работа №4 «Форматирование текста».

1

§15, стр. 79.

18

Работа с фрагментами текста.

1

§15, стр. 80, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

19

Практическая работа №5 «Работа с таблицами».

1

§16, стр. 87, вопросы.

20

Дополнительные возможности текстового редактора.

1

§16, стр. 85-90, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

21

Практическая работа №6 «Возможности текстового редактора».

1

§16-17, подготовиться к контрольной работе

22

Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации».

1

«Обработка текстовой информации», тест


4. Графическая информация и компьютер 6 часов

23

Компьютерная графика и области ее применения.

1

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;

§18, стр. 98-104, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

24

Технические средства компьютерной графики

1

§19, стр. 104-110, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

25

Кодирование изображения.

1

§20, стр. 110-114, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

26

Растровая и векторная графика

1

§21, стр. 114-120, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

27

Практическая работа №7 «Работа с графическим редактором растрового типа

1

§22, стр. 120-124, подготовиться к контрольной работе

28

Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер»

1

«Графическая информация и компьютер», тест

5. Технология мультимедиа 7 часов

29

Понятие мультимедиа. Технические средства мультимедиа.

1

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

основные моменты демонстрации слайдов;

настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

§23, §25, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

30

Компьютерные презентации. Использование гиперссылок.

1

§26, стр. 137-142, вопросы.

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

31

Практическая работа №8 «Создание презентации».

1

32

Представление звука в памяти компьютера.

1

§24, стр. 132-135, вопросы

Презентация ЦОР

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19

33

Контрольная работа №5 «Технология мультимедиа».

1

«Технология мультимедиа», тест


34

Итоговая контрольная работа №6 за учебный год

1





VI. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические работы,

час

Контрольная работа, час

Самостоятельная

работа, час

5

Практическая работа №1 «Измерение информации».

1

1



6

Контрольная работа №1. Человек и информация.

1


1


12

Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».

1

1



13

Контрольная работа №2 «Первое знакомство с компьютером».

1


1


16

Работа с текстовым редактором. Практическая работа №3 «Основные приемы ввода и редактирования».

1

1



17

Практическая работа №4 «Форматирование текста».

1

1



19

Практическая работа №5 «Работа с таблицами».

1

1



21

Практическая работа №6 «Возможности текстового редактора».

1

1



22

Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации».

1


1


27

Практическая работа №7 «Работа с графическим редактором растрового типа

1

1



28

Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер»

1


1


31

Практическая работа №8 «Создание презентации».

1

1



33

Контрольная работа №5 «Технология мультимедиа».

1


1


34

Итоговая контрольная работа №6 за учебный год

1


1


Всего

14

8

6



VII. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

- связь между информацией и знаниями человека;

- что такое информационные процессы;

- какие существуют носители информации;

- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

- как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

- правила техники безопасности и при работе на компьютере;

- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

- типы и свойства устройств внешней памяти;

- типы и назначение устройств ввода/вывода;

- сущность программного управления работой компьютера;

- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

- назначение программного обеспечения и его состав.

- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

- какие существуют области применения компьютерной графики;

- назначение графических редакторов;

- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

- что такое мультимедиа;

- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь

- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой;

- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

- инициализировать выполнение программ из программных файлов;

- просматривать на экране каталог диска;

- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

- использовать антивирусные программы.

- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.



VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса по курсу:

I. Учебно-методический комплект

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Проектор.

  7. Лазерный принтер черно-белый.

  8. Лазерный принтер цветной.

  9. Сканер.

  10. Цифровая фотокамера.

  11. Цифровая видеокамера.

  12. Модем ADSL

  13. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

  12. Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, базы данных Microsoft Access.

  13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  14. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

  15. Система программирования TurboPascal.

Цифровые образовательные ресурсы по курсу.

  1. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. school-collection.edu.ru/

  2. klyaksa.net Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. pedsovet.org Интернет портал для учителей

  5. ege.ru/ Задания ЕГЭ

  6. on-line-teaching.com/ учебники по Word, Excel

  7. problems.ru/inf /задачи по информатике

  8. mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера


























Домашнее задание. Карточка №1

Тема: Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы на ПК


1. Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий?


Архитектор:


Врач:


Учитель:


Бизнесмен:


Бухгалтер:


Композитор:


Секретарь:


Писатель:


Художник:


Модельер:


2. В чём отличие программиста и пользователя?







3. Каково основное предназначение компьютера?









4. Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека?










Домашнее задание. Карточка №2





© 2010-2022