Реализация мотивации учебной деятельности на уроках информатики

 В статье  приводятся разнообразные приемы формирования учебной мотивации на уроках информатики, способствующие  становлению у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развитию активности, что является  одной из центральных проблем современной школы.   Ключевые слова: мотивация,  содержание учебного материала, организация учебной деятельности, нетрадиционные формы урока, жизненный опыт, нестандартные задачи, ролевые и деловые игры, проблемные ситуации, внеклассная работа, система...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках информатики.

Короткова Светлана Викторовна

МАОУ СОШ №59 «Перспектива» г. Липецка

Учитель информатики

В статье приводятся разнообразные приемы формирования учебной мотивации на уроках информатики, способствующие становлению у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развитию активности, что является одной из центральных проблем современной школы.

Ключевые слова: мотивация, содержание учебного материала, организация учебной деятельности, нетрадиционные формы урока, жизненный опыт, нестандартные задачи, ролевые и деловые игры, проблемные ситуации, внеклассная работа, система.

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д. Ушинский

Древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя», к сожалению, остается актуальной для школы. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

Очень важным фактором формирования положительной мотивации, с которого все начинается, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.

Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. Оно должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Организация учебной деятельности - еще один из путей формирования мотивации. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то я и имею возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Вот только некоторые примеры:

Апелляция к жизненному опыту детей. При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Создание проблемной ситуации. Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника? Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д.

Решение нестандартных задач на смекалку и логику. Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения).

Ролевые и деловые игры. В качестве повторения и обобщения в старших классах по теме «Ввод формул в Excel» можно провести деловую игру «Компьютерная фирма».

Элементы занимательности. При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами. Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например: «Этот процесс орнитологи называют миграцией» «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки». «Он всегда имел запас калькуляторов». Присутствие в презентации к уроку у младших школьников анимированных картинок в качестве сопровождения.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Не стоит забывать, что для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, проведение предметных недель, участие в олимпиадах, конкурсах, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений.

Итак, рассмотрены разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.

  3. Васильев Н.Б. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах. - М.: Мирос, 199

  4. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. - М.: Академия, 2005. - 624 с.

  5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 197 с.

  6. Олехник С.Н. Нестренко Ю.В. Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М.: Вита-пресс, 1994.

  7. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. - СПб.: Речь, 2004. - 201 с.





© 2010-2022