Фотодизайн как средство формирования социального опыта детей в семье. Исследование

Начиная с 90-х годов, России характеризовалась сложной политической атмосферой в стране. Кризис и дефицит поглотил все население. Была затронута и самая маленькая ячейка общества – семья. Многие семейные пары прекращали свое семейное существования вследствие разных причин «несовместимости». Самыми главными причинами стали: неумение хранить и создавать традиции своей семьи; неуважение к старшим: неумение вносить в семью теплоту, красоту; люди, не видя, друг в друге нечего вдохновляющего, не умели...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи работы с школьниками - это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Место фотодизайна - это новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В фотодизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Также толкает школьника на изучение компьютерной графики и цифровых технологий и самих преподавателей заставляет повысить свою компетентность в в данной области. Для обработки фотографий существуют профессиональные редакторы, в которых присутствуют дизайнерские эффекты:

  • Photoshop,

  • 3d max,

  • Corel Dro,

  • Flash и другие.

В настоящее время рынок программного обеспечения переполнен различными программами и редакторами, позволяющими обрабатывать и редактировать цифровые фото. Школьнику, не слишком хорошо понимающему особенности тех или иных программных средств, порой очень сложно разобраться в этом многообразии софта. Однако, правильный выбор программных средств для решения конкретной задачи по обработке фотоснимков является одним из залогов успеха получения законченных фотографий.1

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией школьного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Предусматривает ознакомление детей школьного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами фотодизайн-культуры.

Занимаясь основами фотодизайн-деятельности школьники, формируют художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы фотодизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные фотоработы.

Искусство фотодизайна активно входит в жизнь. Если "дизайн для детей" является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то "фотодизайн" связан с направленностью ребенка на его семейные ценности и традиции.

Школьник в состоянии "увидеть" и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой "фото замысел", предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: семейное фото, фото моей квартиры, фото традиций семьи, фото моих родителей и т.д.

Чтобы привить любовь школьников к фотодизайну, вызвать интерес к дизайну, начиная с младшего школьного возраста, широко используется в работе информационные и цифровые технологии. Это доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования техники Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего фототворчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку теории и практики социального воспитания детей школьного возраста, дают возможность обосновать необходимость социализации детей в семье средствами фотодизайна, начиная с периода школьного возраста, и доказывают эффективность разработанных педагогических условий организации данного процесса.

Проведенная работа обозначила также круг проблем, требующих дальнейшего исследования: изучение и разработка средств наглядности с использованием фотодизайна на следующих возрастных этапах, более глубокое исследование влияния детско-родительских отношений на воспитание основ социализации детей в семье в процессе совместной фотодизайнерской деятельности и разработка методик более активного использования фотодизайна в образовании и профессиональной деятельности педагогов.

Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Социализация детей в семье в младшем школьном возрасте проявляются в виде эстетической направленности как качестве личности ребенка, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется социальным интересом, социальными представлениями, социальной деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой.

2. Воспитательные возможности фотодизайна как средства диагностики и социального развития личности ребенка заключаются: в обогащении личностного социального опыта ребенка социальными представлениями, эстетическими эмоциями в процессе взаимодействия с синтезом фотодизайна;

• в самовыражении ребенка в процессе фотодизайнерской деятельности: возможность использования любой реальности, фантастической или правдоподобной, в проекте и перенесение в нее ребенком себя;

• в воспитании у личности способностей социальных, представлений нравственных и интеллектуальных: фотографическое изображение есть продукт взаимодействия социальной реальности;

• в воспитании чувства цвета, формы, линии, ритма, симметрии, интереса не только к экспериментированию с художественными материалами, но и социальному интересу к их свойствам, самому процессу;

• в создании самостоятельного творческого продукта: освоение навыков отбора соответствующего замыслу изобразительно-выразительного материала и организация его в композиционное единство.

3. Педагогические условия успешного воспитания основ социального развития у младших школьников включают овладение педагогами средствами фотодизайна и применение их к социализации детей в семье. Введение фотодизайна в воспитательный процесс школьников в виде средств наглядности, средств информации, а также в качестве вида социальной деятельности, создание сайта.

4. Формирующий эксперимент, проведенный в условиях естественной воспитательно-образовательной среды в экспериментальной группе, а так же разработанный диагностический инструментарий: критерии, показатели, уровни социализации детей позволили исследовать особенности и положительную динамику процесса воспитания основ социализации детей в семье средствами фотодизайна.

5. Опытно-экспериментальная работа показала необходимость и достаточность разработанных педагогических условий для успешного осуществления процесса социализации детей в семье средствами фотодизайна и доказала широкие социальные возможности фотодизайнерской деятельности в решении этой проблемы.

1 Шитов В. Н., Бесплатные программы для работы с графикой. - М.: ЭКСМО, 2008. - 352с.

© 2010-2022